Культура, как способ человеческого существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:55, реферат

Описание

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству. Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации. Для общего понятия о культуре я использовала материал из книги А. Вежбицкой «Язык. Культура. Познания». Дать оценку культуре, рассказать о её значении для общества, конкретного человека, цивилизации мне помогли книги Б. Малиновского «Научная теория культуры», А.И. Арнольдова «Человек и мир культуры» и Э.В. Ильенкова «Философия и культура».

Содержание

Введение.
1. Основные понятия культуры……………………………………………………. 3 1.1. Каков зримый образ культуры.......................................................................... 3 1.2. Открытие и постижение культуры……………………………………………. 4 1.3. Единство и разнообразие культуры…………………………………………... 5 2. Общество и мир культуры………………………………………………………. 6 2.1 Культура повседневной жизни………………………………………………… 7 2.2. Культура и труд………………………………………………………………... 9 3. Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека………….. 11 3.1. Культура человеческого общения – новый «философский камень»……… 12 4. Наука в контексте современной культуры……………………………………. 14 5. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры……. 15 6. Культура и традиция…………………………………………………………… 16 7. Культура и цивилизация……………………………………………………….. 19 8. Культура и религия…………………………………………………………...… 21 9. Культура – «трагедия трагедий»………………………………………………. 23 Заключение…………………………………………………………………...… 24 Список литературы…………………………………………………………….. 25

Работа состоит из  1 файл

Культура.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  финансов Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Московский финансовый колледж»

РЕФЕРАТ

по  предмету

  «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Тема : «Культура, как способ человеческого существования» 
 
 
 
 

Работу  выполнила

Студентка 3 курса

Измайлова

Лилия

Владимировна 
 

МОСКВА 2006 
 

ПЛАН 
 

       Введение.                    

1. Основные понятия  культуры……………………………………………………. 3

1.1. Каков зримый  образ  культуры.......................................................................... 3

1.2. Открытие  и постижение культуры……………………………………………. 4

1.3. Единство  и разнообразие культуры…………………………………………... 5 

2. Общество и  мир культуры………………………………………………………. 6

2.1 Культура повседневной  жизни………………………………………………… 7

2.2. Культура и труд………………………………………………………………... 9 

3. Общение как  культурный феномен жизнедеятельности  человека………….. 11

3.1. Культура  человеческого общения – новый  «философский камень»……… 12 

4. Наука в  контексте современной культуры……………………………………. 14 

5. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры……. 15 

6. Культура и  традиция……………………………………………………………  16 

7. Культура и  цивилизация……………………………………………………….. 19 

8. Культура и  религия…………………………………………………………...…  21 

9. Культура –  «трагедия трагедий»………………………………………………. 23 

     Заключение…………………………………………………………………...…  24 

     Список  литературы…………………………………………………………….. 25

 

Введение 

  Наше  Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам  истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

  Культура  – мать народа; лишённый культуры народ  подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный  на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

  Для общего понятия о культуре я использовала материал из книги А. Вежбицкой «Язык. Культура. Познания». Дать оценку культуре, рассказать о её значении для общества, конкретного человека, цивилизации мне помогли книги Б. Малиновского «Научная теория культуры», А.И. Арнольдова «Человек и мир культуры» и Э.В. Ильенкова «Философия и культура».

 

Основные  понятия «культуры» 

      1.1. Каков зримый образ культуры? 

  Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

  Перефразируя  Гегеля, писавшего об искусстве, можно  сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Слово «культура» Н.К. Рерих расшифровал как «почитание света» («культ» - почитание, «ур» - свет).

  В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.

  Слово «культура» употребляется по самым  различным причинам и поводам. Восхищённые  талантом артиста, мы говорим о высокой  культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура – настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.

  Культуру  можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся  масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.

  Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где как не в культуре живёт и проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как, как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что «культура связана с культурой предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями».

  Сегодня взгляд на культуру – широкий, «пространственный». Как писал выдающейся философ А.Ф. Лосев, культура – предельное обобщение всего.

  Культура  представляет собой постоянно эволюционирующий социальный организм, который живёт  и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне динамична и  развивается в соответствии с  собственной логикой, по своим внутренним законам.

  Общество  проявляет и осознаёт себя в культуре. Она – его прозрение, непременное  условие и результат существования. Только тогда общество становится цивилизованным, когда ставит культуру на почётный пьедестал и реально представляет человеку свободное право на культуру, возможность владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином, самоутверждая и раскрывая себя. 

                    1.2. Открытие и постижение  культуры 

  Хосе  Ортега-и-Гассет определил культуру как «то, к чему стремится». мечтает человек о «духовном приюте». Своё выражение духовный мир человека непосредственно находит в культурных потребностях, в расширении их сферы, в формировании новых запросов, обогащающих личность. Культурную потребность нельзя рассматривать как некую механическую сумму различных желаний человека. Она выступает, с одной стороны, в качестве продукта духовного развития, а, с другой – в форме притязания личности, завершающего его побуждение к творческому развитию.

  Лицо  культуры – не только в её результатах, но и в том, как она воспринимается и усваивается. Культура чтения – основа образования. Книга – не аксессуар для мебели, а необходимая социальная потребность. Духовная культура принадлежит каждому. Перефразируя слова Герцена о человеческой мысли, можно сказать и о культуре, что она не знает супружеской верности: её объятия раскрыты всем. Но в тоже время прав Б. Пастернак, когда, писал, что культура первому встречному в объятия не бросается.

  Восприятие  культуры – это всегда определённое напряжение. Нелегко воспринимать высокие, а порою и сложные духовные ценности. Учить этому надо с детства в школе, всю жизнь.

  Резюмируя высказанное можно сделать вывод, что формирование личности во всей многогранности её социокультурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

 

1.3. Единство и разнообразие  культуры 

  У нас десятилетиями настойчиво укоренялось  представление о культуре как  о неком прямолинейном, лишённом многообразия и противоречий явлении, существовало и охранялось линейное видение культурного процесса, который объективно становится процессом нарастающего управления. Реальная жизнь с её противоречивостью и неоднозначностью игнорировалась. Мы привыкли жить в одной духовной плоскости, а мир многомерен. Поэтому с таким трудом даётся нам познание истины.

  Кто же навязывал культуре единообразие и однозначность, препятствовал  доступу людей к творческому  многоцветью? Авторитарная система  административного управления культурой, обслуживающая ортодоксальную идеологию. Именно она заковывала культуру в панцирь одномыслия. Но «когда все мыслят одинаково, значит никто не мыслит», - говорил Гегель. В культуре всегда звучат идеи о диалогичности её творчества и полифонии её ценностей».

    Чем больше новых идей и  мыслей, тем богаче общество. А  свободное соревнование свободных  умов рождает единство действий  – такова диалектика культуры. Культурное движение приобретает  многовариантный характер и часто  имеет самые различные, непредсказуемые результаты. И это прекрасно, ибо однозначных решений в культуре не бывает. Культура живёт в мире множественности.

  В сущности вся история мировой  культуры – это процесс выдирания  человечества из дикости и невежества. Шекспир называл невежество причиной всех бед, Бальзак – матерью всех преступлений, Маркс – демонической силой. Просветители считали невежество матерью всех пороков, источником зла, царящего в обществе. Это относится к любому обществу, в том числе и к нашему. У невежества есть родная сестра – варварство. А там, где варварство, - там крах культуры и нравственности. Человечество против невежества избрало спасительное средство. Имя ему – знания.

  Человек в своей жизни имеет 2 опоры: знание и веру. Сегодня вроде бы открыты  все двери – веруй во что хочешь, знай всё, что пожелаешь.

  Грамотность способствует овладению культурой, но она не может быть очень сильным  орудием для манипулирования  сознанием. Разрыв между культурой  и образованием приобрёл и нелепый, и драматический характер и в  значительной мере снизили коэффициент полезного действия культуры. получив образование, многие считают свою задачу выполненной, себя интеллигентными, а в итоге общество получает воинствующих дилетантов. Да и само образование у нас часто поверхностное, формальное, унифицированное – ведь в нём процветает дилетантизм!

Информация о работе Культура, как способ человеческого существования