Культура китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:46, реферат

Описание

Культура Китая пришла из далёких времен, и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит 5000 - летняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца. Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая. «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Да осизма – Лао Цзы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Изобретение письменности 4
2. Традиции и обычаи Китая 5
3. Китайская религия 7
4. Распространенные праздники Китая 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

культура китая.docx

— 37.53 Кб (Скачать документ)

АНО ВПО «Национальный Институт имени Екатерины Великой»

Щелковский  филиал 
 
 
 

                                         Реферат:

                   по дисциплине «Культурология»

                           Тема: «Культура Китая» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка

                  группы  41-11

                     Вольгина.Е.А 

                  Проверил: преподаватель Карапкова.Ю.В., к.п.д., доцент 
                   

                                        

                                     

                                          Щелково

                                             2012 
 

                              ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3 

  1. Изобретение письменности                                                               4
  2. Традиции и обычаи Китая                                                                 5
  3. Китайская религия                                                                              7                                              
  4. Распространенные праздники Китая                                                11                             
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   14 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                      15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Культура  Китая пришла из далёких времен, и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская  культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит 5000 - летняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно,  всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца. Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва  создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая  Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая. «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип  о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Да осизма – Лао Цзы.

Принцип о единстве Неба, Земли и Человека,  изложенный в  литературном сборнике Конфуцианства (книге песен) раскрывает этот путь, в нём сказано: «Великое учение побуждает к совершенствованию добродетели». История Китая из глубины веков извлекла и преподнесла обществу эти принципы. Гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения, просвещённость и преданность были  жизненно подтверждены мудрыми правителями, императорами различных династий древнего Китая. Культура Китая формировалась, развивалась  и сохранялась именно благодаря этим ценностям. 
 
 
 

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСМЕННОСТИ 

Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности.  
Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.  
Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари. 
Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.  
Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь. Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи” ) - сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы. 
В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй ( 290 - 223 гг. до н.э. ). Лирика поэта Цюй Юаня ( 340 -278 гг. до н.э. ) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу ( 32 -92 гг. ) в этом жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие. Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
 

ТРАДИЦИИ  И ОБЫЧАИ КИТАЯ

У каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и  т.п., на который наложили отпечаток  природные, социальные, экономические  и другие факторы.

Так, на юге страны основным продуктом питания  является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков  любимые блюда - шашлык из баранины, плов и жареные лепешки "нан"; монголы предпочитают поджаренный  рис, жаренные курдюки и чай с  молоком; у корейцев в почете пудинг "дагао", холодн,0ая лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу - поджаренную на масле ячменную муку и пьют чай с топленым маслом; люди народности ли, цзин, дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы.

Что касается одежды, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах "ципао", монголы носят  национальные халаты и сапоги; тибетцы  надевают запахивающиеся длиннополые  кафтаны "чуба"; женщины национальностей  мяо, и, яо носят юбки с многочисленными  сборками; среди уйгуров популярны  вышитые тюбетейки; корейцы носят  обувь с загнутым носком, напоминающую по форме корабли; женщины мяо, и, тибетки любят украшения из золота и серебра; монголы , тибетцы, ачаны  носят на пояс украшенные серебром кинжалы "дяодао". Традиционное жилище ханьцев - дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут  в юртах. Народности дай, чжаун, буи  и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные  дома на сваях, называемые "ганьлань".

В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты. В день рождения нет  особого ритуала, многие предпочитают есть "шоумянь" - лапшу, символизирующую  долголетие. А бывает, что в городских  семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае установлен "Закон о браке", согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины  не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство  в соответствующем компетентном органе. Так и устанавливаются  их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки  зрения. Свадьба - это праздник, когда  новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные  обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и  торжественны, а иногда просты и  скромны. В этот день у одних принято  радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни  выбирают невесту, у других, наоборот, - девушки в мужья берут парней. У одних народностей принято  намазывать щеки встречающих черным гримом, у других - балагурить с новобрачными, у третьих - подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно.

Похоронный  обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях - погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае - белый, но теперь в случае похорон  горожане надевают и черную траурную повязку. Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители  национальности и, проживающие в  горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей  лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников.  

КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

Китай - государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае еще существует своеобразное традиционное религиозное учение - даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств все еще сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожия. По данным, опубликованным Управлением по религиозным делам при Госсовета Китая, в настоящее время в стране насчитывается примерно 100 миллионов буддистов, 17 миллионов мусульман, 12 миллионов протестантов и 4 миллиона католиков. При этом религия в Китае оказывает на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах.

Буддизм, имеющий уже более чем 2000-летнюю историю, проник в Китай из Индии и до сих пор остается самой влиятельной религией в таких районах страны, как Тибет, Внутренняя Монголия, а также там, где проживают дайцы и другие национальные меньшинства. Ныне в стране имеются около 9500 буддийских храмов и монастырей, 200 тысяч монахов приняли постриг.

Китайское буддийское общество было создано в 1953 году и являлось организацией, объединяющей между собой буддистов разных национальностей Китая. Его основная цель и задача - выполнять роль моста  между компартией и народным правительством, с одной стороны, и буддистами различных национальных регионов страны, с другой, устанавливая дружественные  контакты и поддерживая культурный обмен с буддистами из других стран. В стране сейчас действует 14 буддийских институтов, открытых Китайским буддийским обществом.

История даосизма, насчитывающая уже 1700 лет, является автохтонной религией Китая. Он оказался самой влиятельной религией в сельских районах, где проживали ханцы и некоторые национальные меньшинства. Ныне число последователей даосизма трудно пересчитать.

Китайское даосское общество, созданное сорок  лед тому назад, является национальной организацией даосов. Оно призывает  всех последователей даосизма унаследовать и развивать лучшие традиции этого  учения, оказывать правительству  всестороннюю поддержку в проведении политики свободы вероисповедования, содействовать исследовательской  работе, связанной с даосизмом, и  отстаивать мир во всем мире. Это  общество открыло Китайский даосский институт. Ныне в стране насчитываются 1500 даосских храмов и монастырей, более 25 тысяч даосских монахов и монахинь.

Ислам проник в Китай из арабских стран 1300 лет тому назад и получил особо широкое распространение в Синьцзян-уйгурском автономном районе, Нинся-хуэйском автономном районе, а также в провинциях Ганьсу, Цинхай и Юньнань, где компактно проживают мусульмане. В настоящее время в стране насчитывается более 26 тысяч мечетей.

Китайское исламское общество, созданное в 1953 году, является всекитайской организацией исламских кругов.

Оказывать активную помощь народному правительству  проведении политики свободы вероисповедования, защищать Родину, призывать исламских  деятелей и мусульман различных  национальностей активно участвовать  в государственном строительстве, развивать дружеские связи и  контакты с мусульманами из других стран мира, отстаивать мир во всем мире - такова основная цель этого общества. Общество открыло 9 исламских духовных институтов.

Католицизм проник в Китай достаточно рано, примерно в 7 веке. В настоящее время в стране насчитывается 4600 церквей, около 4 миллионов католиков и 4000 священников. В стране работают 11 семинарий и более 10 женских монастырей.

Ассоциация  китайских католиков-патриотов и  Коллегия китайских епископов являются национальными католическими организациями  самого высшего ранга в стране. Ассоциация китайских католиков-патриотов  является массовой организацией, которая  основана в 1957 году.

Христианство, проникшее в Китай в 19-м веке, обычно ассоциируется с протестантством. Сейчас в стране имеется 12 тысяч церквей, примерно 12 миллионов христиан, более 18 тысяч священников. Кроме того, в стране открыты 13 духовных учебных заведений.

Китайское общество христиан представляет из себя всекитайскую ортодоксальную организацию  страны, которое было создано в 1980 году. Оно является одним из членов Мировой ассоциации христиан.

Уважение  и охрана свободы вероисповедания - основной политический курс, проводимый китайским правительством вот уже  на протяжении достаточно длительного  времени по отношению к религиозным  вопросам. Свобода вероисповедования  рассматривается как основное право  граждан, охраняемое Конституцией и  законом. Выбор вероисповедания - частное  дело гражданина. Конституция, юридические  законы и государственная политика гарантируют религиозную свободу совести каждому гражданину и предоставляют ему свободу выбора.

Информация о работе Культура китая