Культура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:27, реферат

Описание

В данной работе я хочу изучить культуру Месопотамии и определить вклад данной цивилизации в мировую сокровищницу достижений человечества.
При этом передо мной возникают такие задачи:
1)Изучить религиозные представления о природе, мире и человеке и дать характеристику мировоззренческих представлений жителей Междуречья;
2)Определить уровень развития материальной культуры на основе информации о памятниках архитектуры и искусства;
3)Исследовать вклад народов Междуречья в развитие письменности, литературы и законодательства;

Содержание

Введение 3
1.Периодизация истории и культуры Междуречья 4
2.Духовная культура Месопотамии 8
3.Материальная культура Междуречья 14
4.Письменность, литература, законодательство 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Социальное положение жрецов заставляло их быть и первыми творцами в художественной деятельности. Во время совершения обрядовых и ритуальных церемоний они должны были произносить заклинания, помнить имена богов, знать их взаимоотношения, помнить сказания о происхождении вселенной, своего народа, уметь изображать богов, играть на музыкальных инструментах во время культовых церемоний. Кроме того, они должны были предсказывать погоду, сообщать людям волю богов, уметь лечить недуги, совершать разнообразные сельскохозяйственные обряды и многое другое. Таким образом, жрец был одновременно священником, поэтом, певцом, художником, знахарем, агрономом, лицедеем и т.д.

Владение разнообразными художественными языками было необходимо для профессионального исполнения своих обязанностей, так как специальных артистов, музыкантов, танцовщиков в храмах еще не было, именно жрецы и жрицы и пели священные тексты, разыгрывали ритуальные сцены, а также плясали.

В цивилизации Древнего Междуречья были накоплены значительные практические и научные знания. Но в силу того что все научные знания считались эзотерическими, они были узурпированы жреческим сословием. Однако знания, которые были необходимы для решения утилитарных проблем, находили широкое развитие. Где-то на рубеже III —II тыс. до н.э. возникла арифметика, в основе которой лежала 60-ричная система счисления. До сегодняшнего дня мы используем ее ежедневно. На ней основано деление окружности на 360° («градус» в переводе с латинского — «шаг», ровно 180 «шагов» делало Солнце, проходя по небу), наши часы имеют в каждом часе по 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд. Жрецы проводили постоянные, систематические астрономические наблюдения. Есть астрономические таблицы, составленные халдейскими жрецами, включающие наблюдения за 360 лет. Ими было установлено, что год равен 365 дням 6 ч 15 мин и 41 с. Древним вавилонянам мы также обязаны и появлением 7-дневной недели, которая появилась около 700 г. до н. э.4

Духовная культура Двуречья стремилась отразить все стороны человеческой действительности. При этом наиболее ценными считались знания, которые позволяли избежать несчастий, а если они все же происходили, то могли избавить от последствий. Поэтому в духовной культуре особое место занимала деятельность по предсказанию будущего — гадание. Система гаданий была разработана очень широко, так как включала в себя гадание по перемещению звезд, Луне, Солнцу, атмосферным явлениям, поведению животных, растениям и др. Гадания могли предсказывать события как в стране, так и в жизни отдельного человека. Для этого шумерские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги привлекали обширные знания о психике человека, накопленный опыт в области внушения и гипноза.

3.МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА МЕЖДУРЕЧЬЯ

Уже в самой далекой  древности из-за нехватки полезных ископаемых и леса шумеры были вынуждены таким образом сориентировать свою экономику, чтобы посредством торговли получать необходимое сырье. В связи с этим у них рано возникло и стало быстро развиваться ремесло. Изделия ремесленников шли на продажу. Ремесленники изготавливали изделия из золота, оружие, цветное стекло. Считается, что шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг, бронзу, цветное стекло.

Столица Месопотамии – город Вавилон – яркое свидетельство высокой материальной культуры жителей этой страны. Наивысшего расцвета столица Вавилон достигла в правление царя Навуходоносора II (605 — 562 гг. до н.э.). Геродот, посетивший Вавилонию в V в. до н.э., писал, что столица вавилонян была устроена так прекрасно, как ни один из известных ему городов. Город был застроен трех- и четырехэтажными домами. Его пересекали широкие прямые улицы. Правильность и ширина улиц во всех городах Междуречья соблюдались очень строго, за несоблюдение регулярного строительства хозяина дома, посмевшего выдвинуть стену своего жилища за границу дозволенной линии, могли подвергнуть мучительной казни: посадить на кол на крыше собственного дома. О том, как был отстроен Вавилон, можно узнать не только из повествований греческих историков, но и из своеобразных путеводителей по городу, где подробно перечислялись и описывались наиболее выдающиеся здания и постройки. Кроме того, на глиняных табличках были вычерчены и планы города. «Прежде всего, город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, — свидетельствует Геродот, — затем идет стена шириной в 50 царских локтей, а высотой в 200»5. Внешняя стена, воздвигнутая из вынутой изо рва земли, была облицована кирпичом и являлась как бы панцирем.

Всего же существовало три  кольца вавилонских стен. Если все  кирпичи этих стен расположить цепочкой, то ими можно было бы опоясать земной шар по экватору 12—15 раз. С внутренней стороны стены были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями различных животных, мифических существ и воинов с оружием в руках. В стенах было сделано 100 ворот, обитых медью. Ширина стен была такой, что на них могли разъехаться две колесницы, в которые были запряжены четверки лошадей. Из толщи стен выступало 250 зубчатых башен, покрытых голубыми и зелеными плитками, ярко блестевшими на солнце. Евфрат делил Вавилон на Старый и Новый город, а превосходный мост соединял обе части. Есть свидетельства, что во времена правления царицы Семирамиды (VIII в. до н.э.) под Евфратом был вырыт тоннель.

Пространство между  внешними стенами не было застроено  специально: оно должно было служить убежищем для сельского населения и скота в случае осады. Сам город начинался за второй крепостной стеной. Широкая главная дорога, которую использовали для священных процессий, вела к великолепным двойным воротам, посвященным богине Иштар — главному женскому божеству. Дорога была вымощена розовыми и белыми плитами и проходила как бы по коридору, образованному высокими зубчатыми стенами, которые были украшены пестрой лентой фриза, выложенного из глазурованных кирпичей бирюзового и синего цвета. Здесь были рельефные изображения львов и драконов. Сами ворота были выкованы из меди. Первые и меньшие ворота были высотой 9 м, за ними располагался царский дворец.

В центре города в свое время возвышалось самое высокое сооружение в Междуречье — знаменитая Вавилонская башня (зиккурат Этеменанки), воздвигнутая около 1000 г. до н.э. и восстановленная в правление вавилонского царя Набопаласара (626—604 гг. до н.э.). Об этом удивительном архитектурном сооружении сохранилось множество свидетельств, о ней, в частности, упоминается в Библии. Описание башни оставил Геродот. Данные, которые приводит Геродот, расходятся с данными современной археологии. Возможно, что во времена Геродота башня стояла на террасе, со временем сравнявшейся с землей. Геродот упоминает 8 ярусов башни, причем сторона нижнего составляла 180 м. В настоящее время это единственное из известных ее описаний, сделанное очевидцем-европейцем.

На строительство Вавилонской башни ушло около 85 млн. кирпичей.6 Она строилась на протяжении жизни нескольких поколений. Башня еще в древности неоднократно разрушалась, но вновь отстраивалась и украшалась. Согласно современным археологическим данным, башня имела квадратное основание 90х90 м, при высоте в 90 м. Башня насчитывала семь ярусов: первый был высотой в 33 м, второй — 18 м, с третьего по шестой — по 6 м, а последний — 15 м. Вся башня была облицована глазурованными плитками различных цветов, а седьмой ярус, посвященный богу Мардуку и его жене, прекрасной богине утренней зари Сарпаните, вызолочен. Вокруг нее располагались храмовые сооружения, дома жрецов, а также гостиницы для паломников, стекавшихся к этому святилищу со всей Месопотамии. Вавилонская башня была самым грандиозным зиккуратом. Крепостные стены Вавилона с «висячими садами» относились некоторыми древними авторами к одному из «семи чудес света».7

Зиккураты, чем и являлась Вавилонская башня, были не только культовыми сооружениями, они также использовались как обсерватории. Кроме зиккуратов, возводились в городах и храмы. В Вавилоне одним только великим богам было воздвигнуто 53 храма.

Из-за дефицита камня  практически все постройки в Междуречье были из глиняных необожженных кирпичей, к которым время оказалось безжалостным. В самом Вавилоне из камня были лишь основания ворот богини Иштар и известных Садов Семирамиды. Легенда приписывает создание не только садов, но и самого города Вавилона царице Семирамиде (Шаммурамат), чью похожую на чудесное предание жизнь описали античные авторы Ктесий и Диодор. На самом же деле Сады были созданы в правление Навуходоносора II для его любимой жены — индийской царевны Ами-тис. Она привыкла к зеленеющим горам и лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов в безлесной и жаркой Вавилонии. Сады находились рядом с царским дворцом, который сам являлся чудом архитектуры: в нем было 172 комнаты общей площадью 52 тыс. кв. м. Они размещались на широкой четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса, покоящегося на насыпной террасе, были сделаны крепкие каменные своды, опиравшиеся на мощные колонны. Платформа каждой террасы представляла сложное сооружение: в основании лежали каменные глыбы, сверху они были покрыты слоем камыша и залиты слоем асфальта. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Кирпичи сверху были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада. Террасу покрывал толстый слой плодородной земли, достаточный для произрастания самых крупных деревьев.

Ярусы садов поднимались  уступами, соединяясь между собой  широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета. Высота этажей достигала 25 м (50 локтей). Сады были обращены в сторону прохладного ветра, который дул с северо-запада. Прохлада и тень диковинных деревьев и кустарников, аромат чудесных цветов в стране, где практически не было лесов, казались людям чудом. Сады были видны путникам из-за городских стен и производили впечатление райского миража. Но для того, чтобы это чудо не погибло, сотни рабов ежедневно вращали огромное водоподъемное колесо, которое кожаными ведрами бесконечно черпало воду из Евфрата. Из разных стран везли завернутые во влажную рогожу деревья и кусты, семена трав и цветов. Сады, как и весь Вавилон, стали приходить в упадок после завоевания Вавилонии персидским царем Киром II Великим в 538 г. до н.э., а окончательно они были уничтожены наводнениями Евфрата, вода в котором во время паводка поднимается ежегодно на 3-4 м.

Говоря о достижения художественной культуры стоит отметить особенности художественного сознания рассматриваемой эпохи, а так же определить правила и нормы, которыми руководствовались древние мастера в своем творчестве. Первый вывод, который наиболее очевидно напрашивается в этом анализе, состоит в том, что художественный смысл предметов был неотделим от их утилитарного назначения и от магической (или религиозной) функции. Поскольку именно назначение предмета определяло его магические и художественные особенности, то есть основание выделить такую черту месопотамского искусства как утилитарность. Вполне очевидно, что эта черта на разных этапах художественной культуры Месопотамии проявлялась в различной степени, но присуща она ей была всегда. Неизвестно ни одного произведения месопотамской культуры, которое стремилось бы прежде всего продемонстрировать мастерство художника.

Кроме того, исследование памятников месопотамского искусства позволяет сделать вывод, что в художественном сознании этой культуры преобладало информативное начало. Информативность в памятниках художественной культуры означает изначально присущую ей способность сохранять и сообщать (передавать) сведения, специально заложенные в конкретных произведениях их авторами и создателями.

Информативность наиболее полно и ярко выражена в тех памятниках изобразительного искусства, которые содержали в себе различные формы рисуночного (пиктографического) письма. Здесь необходимо подчеркнуть, что и в дальнейшем с возникновением других видов письменности (иероглифической, слоговой, алфавитной) памятники художественной культуры сохраняют в себе это свойство в форме надписей, сопровождавших скульптуры, рельефы, живопись, или собственных коротких пояснений и т.д.

Месопотамская культура оказала огромное влияние на развитие других народов.

4.ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-III тыс. до н.э.8 Ранее в этой пиктографической письменности было около 1,500 тыс. знаков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Самые древние письменные сообщения напоминали разные ребусы, понятные только составителям. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков и сокращения их числа. В нововавилонский период их осталось чуть более 300. Клинописное письмо постепенно развилось из рисуночного. Свое название оно получило из-за сходства формы его знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями, комбинации которых сперва изображали слова, потом — знаки-слоги, состоящие из двух или трех звуков. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Развитая клинописная система выработалась к середине III тыс. до н.э.9

Сложность прочтения клинописных знаков заключается в их многозначности. Чтение таких текстов было крайне затруднительным, и только опытный писец после многолетнего обучения мог читать и писать без ошибок. Чаще всего писцы пользовались специальными детерминативами (определителями), которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку один и тот же знак имел множество разных значений и способов прочтения.

Создателями клинописи были шумеры, позже ее заимствовали вавилоняне, а затем благодаря развитию торговли она из Вавилона распространилась по всей Передней Азии. К середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности и сыграла большую роль в становлении месопотамской литературы.

Благодаря клинописи  сохранилось много памятников месопотамской литературы — они были записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это — гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия.

Наиболее ярким примером тому может служить замечательное литературное произведение «Эпос о Гильгамеше», занимающее, пожалуй, важнейшее место среди месопотамских эпических произведений. Сохранилось пять шумерских песен об этом герое. В аккадском эпосе нам известно три версии большой эпической поэмы о Гильгамеше. Этот герой был очень популярен и в Вавилонском царстве.

Гильгамеш — реальная историческая личность. Он был правителем города Урук на рубеже XXVII и XXVI вв. до н.э. Со временем он был обожествлен, и в эпических текстах конца III тыс. до н.э. Гильгамеш уже фигурирует как потомок солнечного бога Уту. В дальнейшем он стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов и основателем градостроения.

Информация о работе Культура Месопотамии