Культура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:27, реферат

Описание

В данной работе я хочу изучить культуру Месопотамии и определить вклад данной цивилизации в мировую сокровищницу достижений человечества.
При этом передо мной возникают такие задачи:
1)Изучить религиозные представления о природе, мире и человеке и дать характеристику мировоззренческих представлений жителей Междуречья;
2)Определить уровень развития материальной культуры на основе информации о памятниках архитектуры и искусства;
3)Исследовать вклад народов Междуречья в развитие письменности, литературы и законодательства;

Содержание

Введение 3
1.Периодизация истории и культуры Междуречья 4
2.Духовная культура Месопотамии 8
3.Материальная культура Междуречья 14
4.Письменность, литература, законодательство 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Сюжет эпоса можно  свести к следующему. Гильгамеш был  настолько жестоким и несправедливым правителем Урука, что жители, возроптав, обратились к богам с просьбой обуздать его. Боги создают дикого человека-богатыря Энкиду, который должен погубить Гильгамеша. Но единоборство героев показывает, что их силы равны. Они становятся друзьями и вместе совершают ряд подвигов, в частности избавляют мир от чудовища Хумбабы. Энкиду погибает. Гильгамеш, желающий воскресить друга, отправляется за травой бессмертия к Утнапиштиму, который не только был спасен во время Всемирного потопа богами за свою праведность, но и награжден «растением жизни». Гильгамеш не смог воскресить Энкиду, потому что змея украла у него «растение жизни». Возвратившись в Урук, герой понимает, что истинное бессмертие не в вечной жизни человека, а в памяти потомков о его добрых делах.

Месопотамия стала родиной письменного законодательства. Наиболее ранними из найденных к настоящему времени считаются законы Уруинимгины — правителя Лагаша (конец IVтыс. до н.э.). В них прослеживалось стремление соблюдать социальную справедливость, но отсутствовало равенство различных социальных слоев населения перед законом. Спустя триста лет, при основателе III династии Ура — царе Шульге (XXI в. до н.э.), был составлен новый свод Законов. Именно это законодательство стало основой для многих последующих.

Но наиболее известны Законы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Это единственное из дошедших из древности законодательств, сохранившееся полностью. Благодаря ему можно с известной полнотой реконструировать экономическую жизнь и социально-политическое устройство вавилонского общества XVIII в. до н. э. В Законах Хаммурапи была предпринята попытка ограничить кровную месть, широко употреблялись денежные штрафы вместо телесных наказаний, но еще сохранялся принцип талиона. Эти законы «синтетические»: они одновременно являлись и правилами поведения, и налагали ответственность за их нарушение. Они были направлены в том числе и против таких видов частной деятельности, которые могли нанести вред другому лицу. Многочисленные пословицы и поговорки свидетельствовали о том, что в Вавилоне не обходилось без жульничества и обмана. На всех базарах в целях профилактики обвеса стояли контрольные весы, и за обман можно было потерять руку. Законы Хаммурапи продолжали в несколько видоизмененном виде действовать вплоть до эллинистического периода в Междуречье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Месопотамия с глубокой древности являла собой территорию, через которую проходили миграционные волны как с запада — семиты-кочевники  с Аравийского полуострова, так и с востока — индоевропейцы. Это были аккадцы, эламиты, амореи, арамеи, халдеи. Именно из Двуречья открывались торговые пути во все части цивилизованного мира древности. И любая идея здесь очень быстро прогрессировала. Недаром Двуречье часто называют генератором идей в древности. Высокие темпы развития культуры в самой Месопотамии оказывали цивилизующее влияние в первую очередь на субцивилизации Западной Азии: Элам, Хеттское царство, Митанни, Ассирию, Финикию и др.

Народы Древней Месопотамии были создателями высокой материальной и художественной культуры. Именно в Месопотамии в середине III тыс. до н. э. Саргоном Великим (Древним) была сформирована первая в мире профессиональная армия. Они были пионерами и в создании почтовой службы: письма на глиняных табличках запечатывались в глиняные конверты, а специальные гонцы доставляли их адресатам. Первые книги (в частности, первые словари) и библиотеки появились также на земле Древнего Двуречья.

Становление духовной культуры народов Месопотамии было неразрывно связано с развитием их религиозного сознания, которое прошло путь от поклонения силам природы и культа предков до почитания единого верховного бога Ану. В процессе развития культуры месопотамских цивилизаций религиозные представления оформились в сложную религиозную систему, в которой господствовала идея обожествления царя и царской власти.

Месопотамия стала родиной  многих религиозных идей и догм, большинство из которых были восприняты и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. В этом мы можем убедиться на примере библейских сказаний, в соответствии с которыми у нас сложились вполне определенные представления о рае.

Некоторые ученые считают, что именно в Месопотамии и начинается история человечества, поскольку культура Месопотамии – это уже городская культура, существенным образом отличающаяся от культуры первобытной.10

«По существу в своих  основах культура древности в Месопотамии и сопутствующий ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной культуры и сознания»11. Но эта новая культура была свойственна только для части общества, поскольку определенная часть людей, проживавших в отдаленных местностях была с ней не знакома и продолжала являться носителем первобытного сознания.

«Таким образом, духовная культура древних месопотамских  цивилизаций предстает перед нами одновременно как сплав такой нерасчлененной и в то же время дифференцированной реальности, основывающейся на специфической мифологии, которая вырастала непосредственно из первобытного сознания, сохраняя очень многие его исходные качества».12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Древние цивилизации/Под  ред. Г.М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. 479 с.

2.Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.: Nota Bene, 1998. 536 с.

3.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф.А.Н. Марковой. М.: Юнити, 2003. 600 с.

4.Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000. 559 с.

5.Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. 368 с.

1 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. М., 2000. С. 50 -51

2 Там же. С. 41

3 Там же. С. 38

4 Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. М., 1998. С. 48

5 Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004. С. 28

6 Там же. С. 29

7 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. М., 2003. С. 57

8 Древние цивилизации/Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 112

9 Там же. С. 114

10 Там же. С. 112

11 Там же.

12 Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Указ. соч. С. 46




Информация о работе Культура Месопотамии