Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:07, реферат
Вpемя, в котоpое мы живем - эпоха пеpемен. Наше общество осуществляет исключительно тpудную, во многом пpотивоpечивую, но истоpически неизбежную и необpатимую пеpестpойку. В социально-политической жизни - это пеpеход от тоталитаpизма к демокpатии, в экономике - от администpативно-командной системы к pынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они тpебуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в оpганизации. Оpганизация составляет основу миpа менеджеpов, котоpые фоpмиpуют ее культуpу.
Содержание.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр.2
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ……………стр.3
3. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР,СУБКУЛЬТУРЫ..стр….6
4. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР, СУБКУЛЬТУРЫ….стр.10
5. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ………………………………………………..стр.11
6. ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ……………………стр.15
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ.стр.19
При
всей важности организационной культуры
для эффективного функционирования
предприятия, её изучение, измерение
и оценка представляют значительную
сложность. Как правило, изучение и
обобщение конкретных проявлений организационной
культуры является долгим и трудоёмким
процессом, который включает анализ всех
семи указанных выше факторов. Нередко
организационную культуру отождествляют
с ценностями, предполагая, что те ценности,
которые превалируют в индивидуальном
сознании, в совокупности создают общую
ценностную атмосферу в организации. Это
подход позволяет получить количественную
характеристику представлений, доминирующих
в организации. Действительно, ценности
имеют непосредственное отношение к организационной
культуре, однако растворять их в последней
вряд ли правомерно, так как ценностные
ориентации прежде всего являются важнейшими
элементами внутренней структуры личности.
Поэтому рассмотрение ценностей в большей
степени относится к индивидуальному
уровню.
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Влияние культуры на организационную эффективность определяется прежде всего ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
В целом можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации.
Первый, как это было показано выше, — культура и поведение взаимно влияют друг на друга.Второй — культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Существуют различные подходы к выделению набора переменных, посредством которых прослеживается влияние культуры на организацию. Обычно эти переменные служат основой анкет и вопросников, которые используются для описания культуры той или иной организации.
Набор переменных, выбираемых руководством для анализа организации, может быть связан непосредственно с уровнем организационного взаимодействия: организация — внешняя среда; группа — группа; индивид — организация. При этом для каждого уровня (индивид, группа, организация) могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов организации, так и удовлетворенность. Кроме того, каждая из указанных групп переменных может рассматриваться во временном аспекте, т.е. быть преимущественно ориентированной на краткосрочную или долгосрочную перспективу.
Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным.
Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существуют три механизма контроля: рынок, администрирование, клановость. Обычно в организациях присутствуют все три механизма сразу, но в разной степени.
При
рыночном механизме контроля полагаются
в основном на цены. Лежащее в
основе этого предположение
Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — это отсутствие необходимости коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения. В этом случае определенные действия совершаются как бы без слов. Второе — разделяемые предположения обеспечивают направленность и оказывают помощь в интерпретации получаемых сообщений. Так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о предстоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока.
Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях ценится открытость коммуникаций, а в других — наоборот. Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и испытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Также работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации.
Восприятие
индивидом организационной
Культура помогает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для изменения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение в поведении. Однако для успеха этого процесса необходимо обеспечить, чтобы люди не могли бы оправдывать свое новое поведение "старой" культурой.
Модель
Т. Питерса — Р.
Уотермана. Авторы известного бестселлера
"В поисках успешного управления"
Т. Нигере и Р. Уотермен обнаружили связь
между культурой и успехом в работе организации.
Взяв за образец успешные американские
фирмы и описав управленческую практику,
они ''вывели" ряд верований и ценностей
организационной культуры, приведших
эти компании к успеху: 1) вера в действия;
2) связь с потребителем; 3) поощрение автономии
и предприимчивости; 4) рассмотрение людей
как главного источника производительности
и эффективности; 5) знание того, чем управляешь;
6) не заниматься тем, чего не знаешь; 7)
простая структура и немногочисленный
штат управления; 8) одновременное сочетание
гибкости и жесткости в организации.
Вера
в действия. Согласно этой ценности,
решения принимаются даже в условиях недостатка
информации. Откладывание решений равносильно
их непринятию.
Связь
с потребителем. Для успешно действующих
компаний потребитель представляет фокус
в их работе, так как именно от него поступает
главная информация для организации. Удовлетворенность
потребителя составляет сердцевину организационной
культуры таких фирм.
Автономия
и предприимчивость. Компании, борющиеся
с недостатком нововведений и бюрократией,
"делятся" на более мелкие управляемые
части и предоставляют им, а также отдельным
индивидам определенную степень самостоятельности,
необходимой для проявления творчества
и риска. Эта культурная норма поддерживается
через распространение в организации
легенд и историй о своих собственных
героях.
Производительность
зависит от человека. Данная ценность
провозглашает человека наиболее важным
активом организации. При этом эффективность
организации измеряется через удовлетворенность
ее членов. Вера в то, что отношение к людям
с уважением ведет к успеху, лежит в основе
культуры подобных организаций.
Знай
то, чем управляешь. В соответствии
с этой глубоко укоренившейся культурной
нормой успешных компаний считается, что
они управляются не из-за закрытых дверей
кабинетов руководителей, а через посещение
руководителями управляемых ими объектов
и через непосредственные контакты с подчиненными
на местах их работы.
Не
занимайся тем, чего
не знаешь. Данное положение относится
к разряду одной из важных характеристик
культуры успешно действующих фирм. Эти
фирмы не признают диверсификации в сторону
от основного бизнеса.
Простые
структуры и мало
управленцев. Типичным для успешно действующих
компаний является наличие небольшого
числа уровней управления и сравнительно
небольшого штата управленческих работников,
особенно в высшем эшелоне. Положение
менеджера в таких компаниях определяется
не количеством его подчиненных, а его
влиянием на дела организации и, главное,
на ее результаты. Согласно этой культурной
ценности, менеджеры больше ориентируются
на уровень выполнения подчиненными своей
работы, а не на наращивание своих штатов.
Одновременная
гибкость и жесткость
в организации. Парадокс этого атрибута
организационной культуры успешных компаний
разрешается следующим образом. Высокая
организованность в них достигается за
счет того, что все работники понимают
и верят в ценности компании. Это их жестко
связывает с компанией и интегрирует в
нее. Гибкость обеспечивается посредством
сведения к минимуму "руководящих"
вмешательств и минимизации числа регламентирующих
правил и процедур. Поощряется новаторство
и стремление брать на себя риск. В итоге
жесткая структура разделяемых культурных
ценностей делает возможной гибкую структуру
административного контроля.
Модель Т. Парсонса. В более общем виде связь между культурой и результатами деятельности организации представлена в модели американского социолога Т. Парсонса. Модель разработана на основе спецификации определенных функций, которые любая социальная система, в том числе организация, должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Первые буквы английских названий этих функций в аббревиатуре дали название модели — AGIL: adaptation (адаптация); goal-seeking (достижение целей); integration (интеграция) и legiacy (легитимность).
Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организация должна быть способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое, и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Данная
модель исходит из того, что ценности организационной
культуры являются наиболее важными средствами
или инструментами выполнения функций
этой модели. Если разделяемые в организации
верования и ценности помогают ей адаптироваться,
достичь целей, объединиться и доказать
свою полезность людям и другим организациям,
то очевидно, что такая культура будет
влиять на организацию в направлении успеха.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА КУЛЬТУРУ
ОРГАНИЗАЦИИ
Существует очень много фактоpов, влияющих на оpганизацию, за котоpые пpямую ответственность несет высшее pуководство. Они охватывают важные вопpосы, котоpым должно заниматься pуководство, чтобы сохpанить ноpмальное внутpеннее и внешнее состояние фиpмы. Это экономические, политические, технологические и междунаpодные фактоpы, фактоpы конкуpенции и социального поведения. Помимо этих, существуют и нетpадиционные фактоpы, котоpые, как оказывается, имеют pешающее значение для успешной деятельности оpганизации в долгосpочной пеpспективе. К ним относятся культуpа коpпоpации и ее обpаз.
На
культуpу пpедпpиятия большое