Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:36, реферат
Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-6 тыс. лет до н.э.), неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III - нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода - нижний палеолит (2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90- 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30-19 тыс. лет до н.э.), солютре(19-15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.).
1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников
Действительно, с психологической
точки зрения, боги есть не что иное,
как архетипы - всеобщие представления,
первообразы (К.-Г. Юнг). Боги - олицетворения
универсальных переживаний
Онтологизация богов, фантастические их проекции в трансцендентный мир совершаются религиями не только с целью удобства сакрального общения с ними верующих, но главным образом для возвышения их над людьми и придания статуса всемогущих существ. Однако некоторые национальные религии на стадии развития ранних цивилизаций проявляли явную непоследовательность в этом вопросе. Древние греки поселили богов на Олимпе и обращались с ними по-свойски. Они считали, что боги и богини могущественны, но не всесильны и, как и люди, находятся во власти безличной Судьбы - Ананке (или Логоса, Мирового закона). Прометей из одноименной трилогии Эсхила обращается при столкновении с Зевсом, как маг. Герой знает тайну гибели верховного бога и терпит великие страдания, не желая ее выдать:
Магия породила мифологию, «незаконнорожденной» дочерью которой стала религия. В отличие от религии мифология сводит сверхъестественное к естественному, космическое к бытовому, непознаваемое к познаваемому. Любая религия, желая приблизиться к уровню человеческого понимания, пользуется услугами преображенной мифологии. Так, Старый и Новый Заветы насыщены космическими и прочими мифами и чудесами. Это характерно и для белорусской редакции христианства, в которой с помощью народного религиозного опыта и фольклора широко открываются двери для языческой мифологии.
В традиционной фольклорно-мифологической
форме сознания современного человека
сохраняются в модифицированном
виде остатки постпервобытного паралогического
воззрения на мир, в котором помимо
зримых, наблюдаемых явлений
Миф - это высшая форма архаического пралогического мышления, причудливо сочетающая фантастическое и реальное в первозданной картине мира. Миф - первичная форма протопонимания мира, включающая в себя зачаточные попытки объяснения происходящих в нем процессов. Функции мифа в первобытном обществе многоплановы: фантастическое объяснение первоначального устройства универсума; сакральное обоснование универсального порядка в обществе, его устоев, моральных норм; придание престижа незыблемым традициям; культовое подкрепление руководства практической деятельностью; самая ранняя форма накопления знаний. В мифах смешивались объективные и иллюзорные представления о «ближнем» и «дальнем» мирах. Это был способ чувственно-наглядного выражения магических верований с помощью повествования о ключевых моментах исторической жизни, о славном прошлом. Миф - иллюзионная история сообщества. Миф как антропофатическое мировоззрение, основанное на принципе одухотворения сущего, формировался в неразрывной связи с магией, оказывая вместе с ней влияние на генезис искусства.
Согласно мнению специалистов,
магия и миф вырастают из синкретизма
первобытного мыследействия, отдельные
проявления которого можно наблюдать
в детском игровом творчестве.
Обратимся снова к уже
Эволюция культуры... в известной мере сводится к дифференциации, к расчленению первоначально интегрированных форм и развитию дифференцирующихся функций. В основе их находятся, по выражению К.А. Тимирязева, «синтетические типы».
Синкретическое мышление,
утрачиваемое человечеством в целом,
сохраняется в детской
Первобытный «театр» был не только тренировкой удачной охоты, но и включал в себя специализированные магические обряды, также приноравливаемые к охотничьему успеху. На стенах пещер мы видим преимущественно изображения не случайных зверей, а тотемов или, по крайней мере, тех животных, которые вошли в мифологическую картину мира в качестве базисных символов. Женская статуэтка из стоянки Виллендорф (Австрия) - синтетический мифологический символ высшего разряда, ибо, как отмечает А.Д. Столяр, этот абстрактно-конкретный женский образ олицетворял родовую сущность женщины как первоисточника человеческих жизней и таинственную магическую связь с промысловым зверем - основным источником существования. Не случайно символо-образы зверя и женщины тесно скоррелированы в первобытном искусстве и ранней мифологической картине мира.
В первобытном обществе наиболее
высоко ценились магически-обрядовые
действия, знаковые животные, предметы
с символическими, тотемными изображениями,
маги, вожди, родоначальницы семейных
кланов, - все то, что входило в
первые мифологические повествования
и закладывало основу культуры. Это
и становилось основными
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
Палеолит. Обычно авторы популярных пособий связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40-30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскопкам, начался процесс формирования дифференцированного искусства, прежде всего изобразительного. Последовательно возникли скульптура, рельеф, графика, рисунок, живопись (вначале безкомпозиционная, а затем сюжетная); появились знако-образные, или символические, структуры; в особую область выделился орнамент. Исследователи пишут о первобытном театре, синтезировавшем разновидности «охотничьей драмы», ритуального танца, инструментального и голосового сопровождения. Он выполнял поначалу функции тренировочной имитации охоты, магического вовлечения промысловых зверей в орбиту добывающей деятельности, а также применялся для выполнения обрядов посвящения представителей подросшего поколения в категорию охотников и полноправных членов родовой общины.
Виды искусства
Однако дифференцированное первобытное искусство не возникло «из ничего». Оно имело предпосылки в так называемом предискусстве (специалисты окрестили его натуральной изобразительной практикой) и заключалось в составлении из отдельных костей зверя (медведя) праэстетически значимых конфигураций. Их сотнями складывали в особые каменные ящики - палеолитические «сейфы» - и помещали в пещеры.
Самое крупное «художественно-
Ухудшающиеся природные
условия мустьерского периода - времени
развития вюрмского оледенения - делали
широкое освоение пещер под жилье
одним из важнейших условий жизненности
коллектива. Но значительная часть
пещер имела своего исконного
хозяина - чаще всего пещерного медведя.
На этой почве развернулся
Неандертальская пракультура, репрезентированная в данном случае «натуральным» анимализмом, охотничьей пантомимой и доречевым эмоционально-звуковым сопровождением, выделяла палеантропное сообщество из животного царства и поднимала его над последним. Гоминиды впервые ясно ощутили свое превосходство над самым сильным зверем, почувствовали себя «господами природы» (может быть, здесь находится исток первобытной магии) и посредством трудоемкой изобразительной деятельности, требующей «инженерного» искусства и широкой кооперации труда, создали каменные мемориалы поверженных хищников.
Очевидно, одним из побочных
эффектов данной формы пракультуры
(ритмичная пантомима сражения и
победы, звуковое сообщение о содеянном,
его знаково-символическая
Но для того чтобы получить и оформить речевым способом абстрактно-чувственное понятие именно о данном виде зверя, его необходимо было представить в качестве внешнего знака, обозримой пространственной формы, более конкретной, конфигурированной. Так, уже в начале верхнего палеолита, в период ориньяка, возникла первобытная скульптура. Первые скульптуры лепились неоантропами в натуральную величину из глины; каждая представляла собой своего рода макет определенного зверя.
Примером может служить «медвед
Натуральный макет оказался
итогом начального изобразительного опыта
множества сменявшихся