Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:36, реферат

Описание

Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. - 10 тыс. лет до н.э.), мезолит (10-6 тыс. лет до н.э.), неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) и энеолит (III - нач. II тысячелетия до н.э.). В палеолите выделяют два основных периода - нижний палеолит (2,5 млн. - 40 тыс. лет до н.э.), завершающийся, по данным специалистов, мустьерской эпохой (примерно 90- 40 тыс. лет до н.э.), и верхний палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). За ранним этапом верхнего палеолита следуют периоды: ориньяка (30-19 тыс. лет до н.э.), солютре(19-15 тыс. лет до н.э.), мадлен (15-10 тыс. лет до н.э.).

Содержание

1. Культура первобытного общества
1.1 Характерные черты первобытной культуры
1.2 Эволюция искусства в каменном веке
1.3 Культура и искусство в века бронзы и железа
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Культуралогия.docx

— 54.47 Кб (Скачать документ)

 

В III тысячелетии до н.э. в  Египте, Месопотамии и во II тысячелетии  до н.э. на территории Европы создавались  орудия и изделия из меди и бронзы. М. Холлингсворт пишет о том, что  первоначально на Ближнем Востоке, а затем в Северной Европе металл - новшество Месопотамии - заменил  керамику при изготовлении особо  ценных предметов религиозно-культовой  утвари, украшений. «В культуре кельтов, господствовавшей в Северной Европе до римского завоевания, широко использовались бронза и другие металлы, утвердился характерный кельтский тип декоративного орнамента, но, в отличие от средиземноморской, кельтская культура не оставила ни одного памятника письменности». Это одна из причин, по которой, по мнению М. Холлингсворт, ее наряду с другими европейскими культурами, бытовавшими к северу от Средиземноморья, принято считать позднепервобытной, хотя она уже вступила в эпоху бронзы, а затем железа. Вероятно, технологии медного и бронзового литья (позже - ковки железных орудий) приходили сюда не только с Ближнего Востока и Средиземноморья, но и с Северного Кавказа, из Майкопской культуры и зародившихся здесь цивилизаций восточного типа.

 

В эпоху железа появился новый тип архитектуры - крепости, оборонительные сооружения, сложенные  из огромных каменных глыб (на территории современной Франции, Балканском полуострове, в Закавказье). Эти и другие памятники, например, богатейшие погребальные сооружения - большие камеры в курганных погребениях  вождей племени, свидетельствовали  о наступавшем распаде первобытного общества.

 

В этот период безымянные художники  продолжали создавать творения, отличавшиеся совершенством и богатством формы. Внешне они отражали некое «магическое единство» родоплеменного союза, но в социуме уже наметился раскол на богатую привилегированную знать и малоимущее трудящееся большинство. Появилась особая категория мастеров-профессионалов, которые стали специализироваться на обслуживании отделившихся потребностей и вкусов управленческой верхушки. Этот процесс, однако, сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для предыдущих форм искусства первобытного общества.

Складывалось декоративное прикладное искусство, появились богатые  украшения из золота, серебра и  их сплавов. На юге Европы найдены  золотые ожерелья, бронзовые короны и другие реквизиты знати, датируемые первой половиной II тысячелетия до н.э. Множество подобных богатых  изделий обнаружено в захоронениях знатных особ додинастического Китая. Складывается впечатление, что в  конце первобытной эпохи в  разных концах света «элитарное» искусство в стиле архаического протобарокко служило незаменимым средством идентификации богатых властвующих кланов и отмежевания их от простых соплеменников, занятых принудительным физическим трудом. Последним предназначались предметы грубо-примитивного искусства.

Вот что говорит, например, об искусстве, маркировавшем сложившееся  неравенство, известный французский  культурантрополог К. Леви-Строс, имея в виду художественные стили, увенчавшие протоцивилизационный период развития Древнего Китая: «Даже если бы ничего не знали о древнем китайском обществе, то одно лишь исследование его искусств позволило бы убедиться в борьбе авторитетов, соперничестве иерархий, конкуренции между социальными и экономическими привилегиями, засвидетельствованными масками и почитанием линий родства».

 

В могилах Аньяна были найдены  бронзовые изделия, сделанные в  память о следовавших друг за другом членах одной линии предков. Различие в качестве раскопанных образцов объясняется тем, что «изысканное и грубое производилось в это время в Аньяне для людей, обладавших разным имущественным положением и престижем». Животный орнамент на древних предметах превратился в более поздних изделиях из бронзы в сверкающие арабески. «Соблазнительным было бы предположение о том, что арабески в искусстве племен гуайкуру (народа, некогда обитавшего на юге Бразилии), еще столь насыщенные изображениями птиц и языков пламени, знаменуют конец параллельно шедшего преобразования. Барочный и манерный стиль показался бы тогда формальным и вычурным пережитком общественного порядка, либо уже минувшего, либо находящегося в стадии упадка. В эстетическом отношении они являются лишь его слабым отголоском», - писал К. Леви-Строс.

Каждая «закатывающаяся» формация, в том числе первобытнообщинный строй, заканчивается последним всплеском роскоши, соперничеством образцов искусства для избранных и тем же начинается следующая формация, сопровождаемая сменой правящих элит. Таков конечный исход культуры и искусства первобытного общества, породившего в процессе разложения классовое неравенство. Распадаясь, варварство формировало цивилизацию, в которой доминировали господствовавшие классы, не знавшие меры в излишествах культуры. Погибнув, первобытность оставила после себя социально поляризованное общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Список использованных источников
  • 1. Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. - М.: Эксмо, 2009.
  • 2. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. - Мн.: Экоперспектива 2010.
  • 3. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина - М., 2001.
  • 4. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник - М.: Оникс, 2007.
  • 5. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь - М.: «Феникс», 2001.
  • Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Культура первобытного общества