Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:01, реферат
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть историй человечества приходится на период первобытности.
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным - от примерно 2 млн. лет назад. Верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4 - 3 тысячелетий до н.э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены - еще позднее. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный.
ВВЕДЕНИЕ
I. Духовная жизнь первобытного общества
II. Искусство первобытного общества.
III. Первобытные машины и изобретения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.5. Культ животных
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов. Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям. При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми, С этими поверьями связаны «звериные» и «птичьи» пляски, изготовление специальных масок, обычай надевать шкуры во время обрядов. Именно культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя, мясо которого съедают во время обряда умилостивления духа животного. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов - хозяев животных и обряды, посвященные им. На этот культ часто указывает само название племени, а также особое отношение к костям, шкуре, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими зверей, хранятся как амулеты и фетиши.
1.6. Анимизм
Кроме тотемизма и фетишизма
к наиболее ранним формам
1.7. Культ предков
Одним из наиболее ярко
II. Искусство первобытного общества.
2.1. Искусство эпохи палеолита
Первые произведения
2.2. Искусство эпохи мезолита
В эпоху мезолита, или среднего
каменного века (XII—VIII тысячелетия
до и. э.), изменились климатические
условия на планете. Одни животные, на
которых охотились, исчезли; им на смену
пришли другие. Стало развиваться рыболовство.
Люди создали новые виды орудий труда,
оружия (лук и стрелы), приручили собаку.
Все эти перемены, безусловно, оказали
влияние на сознание первобытного человека,
что отразилось и в искусстве. Об этом
свидетельствуют наскальные рисунки в
прибрежных горных районах Восточной
Испании, между городами Барселона и Валенсия.
Если пещерные палеолитические рисунки
представляли отдельные, не связанные
между собой фигуры, то в наскальной живописи
мезолита начинают преобладать многофигурные
композиции и сцены, которые живо воспроизводят
различные эпизоды из жизни охотников
того времени. Кроме различных оттенков
красной краски применяли черную и изредка
белую, а стойким связующим веществом
служили яичный белок, кровь и, возможно,
мёд. Центральное место в наскальной живописи
занимали сцены охоты в которых охотники
и животные связаны энергично разворачивающимся
действием. Охотники идут по следу или
преследуют добычу, на бегy посылая в неё
град стрел, наносят последний смертельный
удар или удирают от разъярённого раненого
животного. В некоторых случаях речь идет,
видимо, даже о казни: на первом плане -
фигура лежащего человека, пронзенного
стрелами, на втором — тесный ряд стрелков,
поднявших вверх луки. На смену большим
живописным произведениям пришли малые.
Зато поражают детальность композиций
и количество персонажей: иногда это сотни
изображений человека и животных. Человеческие
фигуры очень условны, скорее являются
символами, которые служат для того, чтобы
изображать массовые сцены. Первобытный
художник освободил фигуры от всего, с
его точки зрения второстепенного, что
мешало бы передавать и воспринимать
сложные позы, действие, саму суть происходящего.
Человек для него - это прежде всего
воплощённое движение.
2.3. Искусство эпохи неолита
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. До н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры, изображения оружия и средств передвижения. Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.
III. Первобытные машины и изобретения.
3.1. Первые машины
Жизнь живого существа в
Убедившись в том, что изобретенные им механизмы, основанные на действии используемых им сил природы, действительно работали, первобытный человек не удовольствовался изобретением лишь одного вида ловушки. Прекрасно зная все свойства и особенности окружающего его животного мира, человек не забывал о тончайшем чутье зверей и тщательно устранял всякие следы своего прикосновения к ловушкам, подпаливая дерево, из которого делалась ловушка, употребляя естественные склеивающие и связывающие вещества и кладя в ловушки приманку, пахнувшую смолой, кровью или бобровой струей и вытеснявшую запах человека. Для распознавания и реконструкции нередко гениально сконструированных ловушек первобытных народов требуются солидные специальные знания. Немедленным результатом действия механизма являлось прочное пленение животного или его смерть. Помимо этой общей характерной особенности, ловушки первобытных народов по конструктивным и механическим принципам их построения могут быть разделены на четыре основные группы и внимательное изучение характерных особенностей этих групп позволяет сделать очень важный вывод о больших умственных способностях древнейшего человека, стремившегося улучшить условия своей жизни.
Единственной западней первого
рода является яма-ловушка,
В силках первобытных народов последовательно используется этот принцип. Пусковым и силовым принципом простого силка является движение животного, стремящегося из него освободиться. Чаще всего силки устанавливаются в вертикальной плоскости, так как охотник стремится использовать наступательное движение животного. Наиболее уязвимым местом большинства животных является шея. Поэтому силок ставится на звериной тропе с таким расчетом, чтобы голова зверя прошла через петлю, после чего силок крепко, как лассо, охватывает его шею. В большинстве случаев силки устанавливаются вместе со специальными изгородями для дичи, в отверстиях которых настораживаются петли. Одним из видов силков, которые до сих пор употребляются во многих частях Старого света, является так называемый «самолов». Для устройства такой ловушки в кольцо, сплетенное из растительных волокон, втыкают снаружи множество заостренных эластичных палочек, которые сходятся своими остриями в центре. Такая ловушка прикрепляется к находящемуся на звериной тропе дереву или столбу, часто поверх небольшой ямы. Пружинная ловушка основана на использовании пружинящей силы отогнутой ветки или самого дерева. Использование пружинных ловушек, действующих на основе силы упругости, не ограничивается только ловлей животных. В Восточной Азии с помощью дуговой пружины часто приводятся в действие туземные ткацкие станки.Иногда пружинные ловушки применяются для ловли рыбы, причем в этом случае силок заменяют крючком или вершей. Другие способы применения дуговой пружины помогли усовершенствовать охотничьи приемы, военное оружие, а также предметы, служащие для мирных развлечений, ибо пружинная ловушка является предшественником не только лука и арбалета, но и смычка и всех струнных инструментов. Человеку стало известно, что упругий материал, будучи скрученным вокруг своей оси, стремится вновь возвратиться в первоначальное положение и, если ему в этом препятствовать, развивает значительную силу. Для приведения ловушки в действие сила кручения с помощью системы рычагов передается на ударный механизм. Это может быть и утыканная острыми костями или железными гвоздями доска, которая обрушивается на животное с огромной силой, может быть и приведенная в действие вращающимся движением рамка, нередко соединенная с сетью, которая зажимает или захватывает животное. Все крутильные ловушки имеют большой радиус действия. Этот тип ловушки появился у высококультурных народов Азии и Африки, откуда он распространился в зоны влияния этих культур. Дальнейшее использование физических знаний, приобретенных в результате устройства звериных ловушек, имело гораздо более далеко идущие последствия, чем все другие изобретения в области техники. На земле нет ни одного племени, которое не было бы знакомо, по крайней мере, с несколькими видами ловушек. Как показывают находки ледникового периода, люди уже в то время умели строить западни для зверей.