Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:01, реферат
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть историй человечества приходится на период первобытности.
Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным - от примерно 2 млн. лет назад. Верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4 - 3 тысячелетий до н.э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены - еще позднее. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный.
ВВЕДЕНИЕ
I. Духовная жизнь первобытного общества
II. Искусство первобытного общества.
III. Первобытные машины и изобретения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.2. Изобретения и ремесла.
В «Фаусте» Гёте говорится, что «в тайны природы не может проникнуть ни одно наделенное умом творение создателя», - но эти слова теперь уже, очевидно, неверны. Возможность в наши дни запечатлевать на фотографии рост клеточки и наши недавние открытия и сведения о движущих силах мироздания позволили нам раскрыть некоторые основные тайны природы. Разница между прежними эпохами и современностью заключается в том, что в настоящее время человек ведет планомерные научные исследования, стремясь господствовать над силами природы. В прошлые времена, напротив, природа была всемогущим господином и учителем человека, знания и навыки которого были плодом его наблюдений над явлениями окружающего мира. Человек же был лишь учеником окружавших его более могущественных сил природы. Но и тогда уже деятельность его мозга давала ему такое духовное и материальное преимущество, которое было совершенно недоступно для его собратьев из мира животных и благодаря чему он по праву мог носить название Ноmо sapiens (разумный человек). Животные, как бы умны они ни были, пользуются материалами в том самом виде, в каком их создает природа. Животные не в состоянии изготовлять из ни орудия, которые после обработки приобретали бы новые формы и создавали бы новые возможности для их применения. Человек же со времени ледникового периода научился превращать найденные им необработанные материалы в орудия, которые позволили ему повысить уровень жизни и поставили его над животным миром. Ничего нет бессмысленнее поговорки: «Нужда была матерью изобретения», потому что к решающим факторам, способствовавшим или мешавшим распространению технических знаний, относятся в первую очередь климатические условия, психологическая готовность человека к восприятию новых идей и миграция элементов культуры и народов.
Самостоятельное изобретение какого-либо элемента культуры или заимствование изобретения из другой культуры требуют одинаковых предпосылок, а именно, чтобы соответствующий народ по своему складу ума был психологически подготовлен к восприятию этих изобретений. Часто бывает очень трудно, если не невозможно, установить - где было сделано то или иное раннее изобретение. Ведь многие элементы культуры настолько широко распространились по земле, что в настоящее время мы встречаем в самых различных частях света культурные центры, где почти совершенно одинаковы не только утварь, дома и орудия, но схожи и религиозные, этические и социальные институты, а также формы хозяйства. Многие древние технические изобретения были усовершенствованы благодаря современным достижениям техники, существует еще множество предметов обихода, которыми и по сей день пользуются в том же виде, в каком ими пользовались тысячелетия назад. Значительное число этих орудий и утвари служило первобытным народам задолго до того, как о них узнали европейцы. К открытиям, которые были сделаны индейцами Северной и Южной Америки до прибытия туда завоевателей, исследователи относят в первую очередь знакомство и употребление в пищу таких растений, как маис, маниока, картофель, подсолнечник, артишоки и бобы. Инструментами служили раковины, зубы животных, кости и камни. Как мы уже видели, палка-копалка - это неотъемлемое орудие собирателей и охотников - принадлежит к древнейшим человеческим орудиям. Она представляет собой или вилообразный сук, или заостренную внизу, обожженную на огне палку. От нее же ведет свое происхождение охотничье оружие - деревянное копьё. Азиатский способ предварительного вымачивания бамбукового копья в масле с последующей закалкой его в горячей золе дает острия, не уступающие по твердости металлическим. И по сей день в освободительных войнах на крайнем юго-востоке Азии употребляются такие бамбуковые копья, которые с успехом конкурируют с современным оружием ближнего боя. Щит возник из палки, поднятой кверху, чтобы отбить удар при самообороне. В ходе последующего развития щитам придавали самые разнообразные формы, делая их из самых различных материалов, о чем, например, свидетельствуют кожаные африканские щиты. Различные формы принимает и оружие в виде деревянной палицы, встречающейся у всех первобытных народов во всех видах, какие только можно себе вообразить, начиная с простого сука или корневища и кончая великолепными океанийскими палицами для обрядовых танцев, расписанными и украшенными резьбой, кисточками, бахромой и перьями.
Африканские народы еще задолго до появления европейцев освоили искусство изготовления железа. Образцы их прикладного искусства - миски, столбы домов, изображения богов и троны вождей - находятся на грани такого совершенства, что белые посещают художественные школы этих диких племен, чтобы изучить их мастерство и научиться им подражать. Среди различных древесных материалов кора поддается обработке легче всего. Из коры был сооружен древнейший дом человека - ветровой заслан. Многие племена изготовляют из коры корзины и различные сосуды, и существуют обширные культурные области, где кора является важнейшим материалом. Быть может, самой важной областью применения коры является переработка ее в материю, которая употребляется для одежды и служит полноценным заменителем тканей. Материя из коры, не известная собирателям и охотникам, представляет собой признак более высокой культуры. Ее изготовляют в Африке и на Мадагаскаре, но главным образом — в Индонезии и Полинезии, где она известна под названием тапы умение изготовлять материю из коры, повидимому, проникло из Океании в Северную и Южную Америку, а в Азии и Европе это искусство было известно еще в доисторические времена. Тапа изготовляется из коры деревьев с большим содержанием луба: хлебного, фигового или тутового. После обдирки коры со ствола дерева и размягчения ее, кору обрабатывают при помощи специальных дубинок или колотушек до тех пор, пока она не превращается в легкий и гибкий материал. Конечный продукт, то есть сама материя, часто бывает тоньше иной ткани. Целые доисторические эпохи получили свое название от особенностей употреблявшихся в то время костяных орудий. Жир и краски хранились в сосудах, представлявших собою части костей. Челюстные кости пещерного медведя, с их большими зубами, применялись как весьма действенное орудие, и наконечники для гарпунов, шилья, скребла для шкур и иглы уже в доисторические времена изготовлялись из костей точно так же, как это и поныне делается многими современными первобытными народами. Австралийцы употребляют костяные шилья для изготовления корзин из спиральных жгутов, на островах Санта-Крус шьют иглами, сделанными из свиных ребер, и на всем пространстве от Лабрадора до Калифорнии одним из важнейших рабочих инструментов является скребло для шкур, изготовляемое из бедренных костей убитых на охоте животных. Ножи из бедренных костей обезьян с заячьими зубами вместо лезвия обычны в джунглях Восточной Боливии. У американских индейцев искусство плетения корзин достигло высокого совершенства, так что они часто плетут даже такие предметы, которые другими народами изготовляются из дерева или глины. Они до сих пор еще пользуются плетеными тарелками, мисками, детскими люльками, горшками для варки пищи и сосудами для воды. Материалом плетения всегда служат жгуты, состоящие из трех очищенных от коры ивовых прутьев, либо неочищенных веток красного дерева. Орудием для сшивания жгутов служат костяные шилья или деревянные иглы. Корзины майду бывают обычно двухцветными и могут вполне соперничать с изделиями других калифорнийских корзинщиков, хотя они и не так красивы, как плетеные изделия племени помо. Одним из их наиболее интересных орудий является плетеная из ивовых прутьев колотушка для семян, которая у этих народов-собирателей урожая играет очень важную роль при обработке собираемых ими дикорастущих семян и плодов. Готовое изделие представляет собой большой короб для припасов с широким отверстием. Плетеный кувшин для воды, или тус , емкостью около десяти литров, перед употреблением смазывается снаружи и изнутри разогретой кедровой смолой. К важнейшим изобретениям южноамериканских индейцев относится так называемое типити—трубчатый пресс для отжимания несъедобного сока из клубней маниоки, раздробленных для приготовления муки.
Однако из древних ручных ткацких станков
выходили настолько замечательные ткани,
что многие из них значительно превосходят
изделия современной промышленности.
Поразительная прочность и красота этих
материй объясняется тем, что их изготовляли
не спеша. Ткацкий станок остался неизвестен
на всей территории распространения полинезийской
культуры, высоко развитой во всех прочих
отношениях. Тот факт, что ткацкое искусство
начало развиваться из искусства плетения,
подтверждается перечнем древнейших употреблявшихся
для тканья материалов. Это были по преимуществу
растительные волокна - банановый луб,
волокно крапивы, хлопок и конопля. Шерстяные
ткани начали ткать намного позднее Лучшими
африканскими ткачами являются тикары
из Камеруна, чьи хлопчатобумажные набедренные
повязки, окрашенные красным деревом,
необыкновенно красивы. Вожди племени
хаусса и их соседей носят великолепные
пестро-полосатые длинные одежды , а хлопчатобумажные
«фригийские» колпаки жителей западной
Африки отличаются необыкновенной тонкостью
работы. Однако вопреки всем новейшим
открытиям, сделанным в современных лабораториях
в области текстильного производства,
самой дорогой тканью в течение многих
столетий неизменно оставался шелк, ради
которого люди рисковали и жертвовали
жизнью, лишь бы выведать у китайцев хранимую
ими в течение тысячелетий тайну его производства.
История шелка -это история народов высокой
культуры. Но от тех же первобытных ремёсел
произошло и ещё одно важное древнее ремесло,
которое было изобретено женщинами позже
-искусство керамики, производство горшков
и сосудов из глины. Хотя для плетения
и гончарного дела необходимы совершенно
различные материалы, способы изготовления
изделий и в том и в другом случае очень
сходны между собой. Так, один из наиболее
древних способов изготовления гончарных
изделий - производство сосудов из глиняных
валиков - непосредственно восходит к
спирально-жгутовой технике плетения.
Как и ткацкий станок, гончарное дело впервые
появилось у тех народов, которые уже освоили
земледелие. У первобытных народов, как
и у нас, чрезмерная специализация может
привести к ограничению индивидуальных
способностей. Все же многие ремесленники
XX века пытаются вновь возродить престиж
ручных изделий, чтобы вновь изготовлять
высококачественные товары, не уступающие
изделиям первобытных народов, для которых
производство «предметов высшего качества
для всех» не составляло особой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса (1858-1942). Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
Ученые так и не решили, кого изображают
каменные бабы - бога или человека. Но несомненно,
что в III тысячелетии до н.э. в монументальном
искусстве появляется образ человека.
На протяжении эпохи бронзы он занимает
в искусстве все большее место. Если в
каменном веке зверей изображали чаще,
чем людей, то в бронзовом соотношение
обратное. Так, в III-II тысячелетиях до н.э.
в искусстве наступил решающий перелом.
Отошло в прошлое творчество великих анималистов
каменного века. В центр внимания мирового
искусства все настойчивее выходит человек.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М„ 1983.
2. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.
3. Симонов И.В., Ершов 11.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.
4. Тайлор Э. Первобытная культура. М„ 1989.
5. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
6. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.. 1984.
7. Фрейдеберг О.М. Миф и литература древности. М„ 1978.
8. Элиаде
М. Космос и история. М„ 1987.