Культура римской античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:51, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
2. Рассмотреть сущность этрусской культуры
3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима

Содержание

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат готовый.docx

— 56.46 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

на тему (вариант):

Культура римской античности

 

 

 

 

Исполнитель:

Какашинская

Надежда Владимировна

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2008г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Этрусская культура как пролог римской культуры

2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство

3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в  рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация  была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

Римская культура, просуществовавшая  более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем  греческая культура. Рим позже, чем  Греция, вступил на арену мировой  истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы и  племена, подчинившиеся римской  власти – население Италии, греческих  областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния  творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей.

В свою очередь Рим также  оказал значительное влияние на завоеванные  им эллинистические территории. Так  формировался синтез греческой и  римской культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации  Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Римскую идеологию и систему  ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в  готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви  к ее героическому прошлому, традициям  предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности  римского народа и самой судьбой  предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности  к практической деятельности. Это  главная черта римского склада характера  наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными  солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного  Рима.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время

2. Рассмотреть сущность этрусской культуры

3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян

4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима

 

1. ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК  ПРОЛОГ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Этруски – древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад  Апеннинского полуострова – область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски –  создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё  значительное влияние. Происхождение  этрусков остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки  в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение  под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали  Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их падуанские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в  войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи – город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город  Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и  восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении  оказалась вся Этрурия.

В отличие от селений италийских племен поселки этрусков напоминают собой не селища или городища родового типа, а греческие города-государства. Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, они  строились по единому плану: две  улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. Остатки  канализации обнаружены в Волатеррах. В центре этрусского города помещался  храм. Уже в 7 в. до н.э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесённые массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства (напоминающие греческие полисы). В  конце 7 в. до н.э. у этрусков возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Цере, Вольсинии, Клузий и др.), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом. Камень для строительства крепостных стен специально везли издалека. Для своих  обычных построек этруски избегали пользоваться камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец, терракотовые покрытия. Из камня делались фундаменты, городские  стены, обкладки колодцев и т.п. Камень использовали для погребальных сооружений – наземных камер и вырубаемых под землей гробниц, то есть для священных построек. Возможно, расположение городов этрусков на возвышенностях, кроме оборонительных функций, преследовало своей целью подчеркнуть их божественность, близость к богам и включение народа в сакральную трехчленную модель мира. Свое представление о вертикальном иерархическом строении мира отразили в сакральной планировке некрополя в ряде этрусских городов. Города Вольсинии, Питильяно, Кастель Д'Ассо построены по принципу вертикали: на вершине горы жили люди, у ее основания находился некрополь. Центр города, которой был религиозно-административным его центром и назывался «регий». Мундус – сакральный камень, располагавшийся в геометрическом центре регия и непосредственно связанный с верховной властью. Камень Мундус закрывал четырехугольную яму-пещеру, носившую такое же название – Мундус. Считалось, что Мундус даровал силы Лукумонам и всему народу, служил средоточием представлений о перемещении во Вселенной по вертикальной оси, так как в месте нахождения этого камня, по верованиям этрусков, сходились миры и был возможен переход в Небесное и Подземное царства. Согласно сочинениям Плутарха, небо этруски называли также Мундус. Связь одного и того же предмета как с Небесным, так и с Подземным миром говорит о том, что этот камень связывал этрусский народ с душами-защитниками предков и героев, а также охранял уклады и законы жизни жителей города. Души предков, по представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, поэтому камень, им посвященный, был своеобразными воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться.

Культура этрусков свидетельствует  об их значительной художественной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем  можно выделить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему  свойственно стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц  этрусской знати. Этрусские художники  не заботятся о передаче деталей, но уделяют все внимание наиболее существенным чертам изображаемого. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Так  называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже  в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить  своды из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном  смысле слова. Наибольшее количество сохранившихся  памятников этрусского искусства относится  к 6 - началу 5 в. до н. э. В это время  Этрурия испытывала сильное воздействие  греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет. Росписи этрусских  гробниц 6-5 вв. при обычной для  них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и  других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы  человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах – желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую  композицию, они производят сильный  декоративный эффект. Роспись применялась  также и в наружном убранстве  зданий.

Важное место в этрусском  искусстве занимала скульптура, расцвет  которой относится к 6 в. до н. э. Наиболее известным этрусским скульптором  был работавший в Веях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, по-видимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с  Гераклом из-за лани. При несомненной  близости к греческим статуям  эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей  присущи и черты своеобразия  – меньшая скованность, более  энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности.

Важное место в этрусской  скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение  умершего.

В 6 в. до н. э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись  статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя  поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой  точностью переданы постановка фигуры, - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника  усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного  зверя. Недаром статуя Капитолийской  волчицы в последующие эпохи  воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые  черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная  трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера  скульптуры. Ремесленники Этрурии славились  своими работами из золота, бронзы и  глины. Этрусские гончары применяли  особую технику так называемого  буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После  формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта  техника была вызвана стремлением  придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках  иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5-4 вв. до н. э. в Этрурии  был временем экономического застоя. Искусство этого периода также  переживало застой – оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии – этруски, самниты, римляне, оски и  другие – приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в  первую очередь с теми, которые  населяли Великую Грецию. Новый подъем этрусское искусство переживает в 3-2 вв. до н. э., однако под воздействием греческого этрусское искусство  в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3-2 вв. примыкают  к эллинистическим образцам. В  скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, возлежащего на ложе с чашей  для возлияния в руке, и его  почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских  ремесленников этого времени  – зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков  – по-прежнему отличаются высоким  уровнем художественного ремесла. К концу эпохи эллинизма, когда  самостоятельности Этрурии был  положен конец, этрусское искусство  следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

Витрувий, знаменитый римский  теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э., указывает на большую положительную  роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в  Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Но памятники этрусской  архитектуры дошли до нашего времени  в очень незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме гробниц, храмов, стен городов  и дорого. Тем не менее, остатки  городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Этрусский храм помещался  на высоком основании (подиуме); в  отличие от греческого периптера, воспринимавшегося  одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких  сторон здания являлась главным фасадом  и украшалась глубоким портиком. С  остальных сторон храм замыкался  глухой стеной. Внутреннее помещение  – цела – обычно делилось на три  части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно  типичны для этрусского храма  богатство скульптурного и живописного  убранства, а также яркая полихромия. Архитектура этрусских жилых  домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом  доме, здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских  жилых домах. Древнейшим типом построек были, по-видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление  о которых дают глиняные погребальные урны. Более позднее сельское италийское здание имело в плане прямоугольную  форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше  имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался  дом. Соответственно отверстию в  крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого  камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные. Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично  располагались другие помещения: справа и слева – помещения для  мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты  хозяйки, ее дочерей и служанок.

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились  гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы  с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены  не из отдельных камней, а целиком  высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н. э., гробница "Нарисованных львов" и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных  домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто  являлось воспроизведением архитектуры  жилищ.

Информация о работе Культура римской античности