Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:51, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
2. Рассмотреть сущность этрусской культуры
3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима
Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Культурология»
на тему (вариант):
Культура римской античности
Исполнитель:
Какашинская
Надежда Владимировна
Екатеринбург 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.
В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей.
В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.
Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
2. Рассмотреть сущность этрусской культуры
3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима
1. ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЛОГ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Этруски – древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н.э. северо-запад Апеннинского полуострова – область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски – создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным. Вероятно, процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н.э. Их влияние в 6 в. до н.э. распространилось почти на всю Италию. Но период могущества этрусков не был длительным: греки в 524 г. и 474 г. до н.э. нанесли им поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 г. изгнали Тарквиниев. Затем племена самнитов вытеснили этрусков из Кампании (около 5 в.). Около 400 г. их падуанские владения подверглись нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города (уже в 396 г. пали Вейи – город, некогда столь же могущественный, как и Рим; в 358 г. под римское господство подпал город Цере; в 308 г.- Тарквинии). С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до н.э. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.
В отличие от селений италийских
племен поселки этрусков напоминают
собой не селища или городища родового
типа, а греческие города-
Культура этрусков свидетельствует
об их значительной художественной одаренности.
Искусство их самобытно, хотя в нем
можно выделить следы малоазийских,
позднее греческих влияний. Ему
свойственно стремление к реализму,
столь заметное в росписях гробниц
этрусской знати. Этрусские художники
не заботятся о передаче деталей,
но уделяют все внимание наиболее
существенным чертам изображаемого. Если
римский портрет достиг небывалого
прежде художественного совершенства,
то этим он был обязан усвоению римскими
мастерами этрусского наследия. Так
называемый ложный купол (постепенно сходящиеся
внутри ряды каменных балок или кирпичей)
применялся в архитектуре уже
в минойский и микенский
Важное место в этрусском
искусстве занимала скульптура, расцвет
которой относится к 6 в. до н. э. Наиболее
известным этрусским
Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего.
В 6 в. до н. э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры, - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры. Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.
Период 5-4 вв. до н. э. в Этрурии
был временем экономического застоя.
Искусство этого периода также
переживало застой – оно как бы
остановилось на ступени архаики. Но
именно в это время народы Италии
– этруски, самниты, римляне, оски и
другие – приходят в особенно тесное
соприкосновение с греками, в
первую очередь с теми, которые
населяли Великую Грецию. Новый подъем
этрусское искусство переживает
в 3-2 вв. до н. э., однако под воздействием
греческого этрусское искусство
в этот период теряет в значительной
степени своеобразие. Произведения
этрусской живописи 3-2 вв. примыкают
к эллинистическим образцам. В
скульптуре образы нередко получают
особенно обостренную экспрессию. Портретная
фигура знатного этруска на крышке
урны удивительна резким контрастом
торжественной
Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н. э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н. э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Делали из непрочных материалов все, кроме гробниц, храмов, стен городов и дорого. Тем не менее, остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, так же как другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.
Этрусский храм помещался
на высоком основании (подиуме); в
отличие от греческого периптера, воспринимавшегося
одинаково гармонично со всех сторон,
этрусский храм строился по принципу
фронтальной композиции: одна из узких
сторон здания являлась главным фасадом
и украшалась глубоким портиком. С
остальных сторон храм замыкался
глухой стеной. Внутреннее помещение
– цела – обычно делилось на три
части (посвящавшиеся трем главнейшим
этрусским божествам). Чрезвычайно
типичны для этрусского храма
богатство скульптурного и
Из архитектурных сооружений
Этрурии лучше всего