Культура римской античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:51, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – проанализировать культуру античного Рима.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научную литературу по культуре Рима в античное время
2. Рассмотреть сущность этрусской культуры
3. Обозначить особенности мировоззрения древних римлян
4. Проанализировать культуру республиканского и императорского Рима

Содержание

Введение
1. Этрусская культура как пролог римской культуры
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат готовый.docx

— 56.46 Кб (Скачать документ)

 

3. КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО  И ИМПЕРАТОРСКОГО РИМА. ПРАВО,  НАУКА И ИСКУССТВО В ДРЕВНЕМ  РИМЕ

 

3.1 Римская культура республиканского периода

 

Глубокие социально-экономические  сдвиги, сопутствовавшие превращению  Рима в великую средиземноморскую  державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали  огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В конце III – начале I в. до н. э. – налицо кризис староримской «полисной» идеологии. Этот кризис, явившийся результатом прежде всего внутреннего развития Рима, несомненно, также был связан с  выходом Рима на широкую международную  арену и со все усиливающимся  проникновением в Рим эллинистических  влияний (особенно со времени войн на Балканском полуострове и в Малой  Азии). Греческий язык широко распространяется в высших кругах римского общества. Вместе с языком в Рим проникает греческая образованность, грек-учитель делается непременной принадлежностью богатых римских семей, знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками, группы греческих актёров дают представления в Риме на родном языке. Всё большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати и богачей. Многие крупные политические деятели Рима открыто начинают называть себя филэллинами, как, например, Фламинин, Сципион и др. Греческие обычаи распространились и в быту. Упоминавшийся уже обычай составлять стихотворные надписи на гробницах был заимствован из Греции. Бритье бороды, обычай возлежать за столом во время еды и ряд других также были занесены греками. Подражание всему греческому было «модой», распространявшейся преимущественно среди аристократических кругов римского рабовладельческого общества. Но проникновение в Рим этих чужеземных влияний шло не без борьбы и противодействия. Широкие круги римского общества относились, невидимому, враждебно к этим чужеземным новшествам и обычаям и оказывали им стойкое сопротивление. В этом смысле чрезвычайно характерна деятельность уже не раз упоминавшегося знаменитого цензора 184 г. Катона Старшего, который в качестве основных пунктов своей программы выдвинул лозунг борьбы с «новыми пороками» и требовал восстановления древних обычаев и «нравов отцов». Однако эллинистические влияния, несомненно, содействовали распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Вокруг одного из крупнейших политических деятелей этого времени – Сципиона Эмилиана создаётся кружок, в который входят философы и писатели. Среди них наиболее видное место принадлежит знаменитому греческому историку Полибию и греческому философу Панэтию. Оба они, как указывалось выше, проповедовали учение стоиков (так называемая Средняя, или Римская, стоя), приспосабливая его к нуждам и запросам римского общества. Дальнейший рост территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений, острая политическая борьба – все это наложило свой отпечаток на идеологию и культуру римского общества в период поздней республики. В I в, до н. э. наблюдается еще более широкое распространение эллинистических влияний, причём в некоторых областях, например в философии и искусстве, они становятся определяющими. Наряду с этим в римском обществе идёт процесс их творческой переработки. Именно в этот период возникает латинская лирическая поэзия, достигает наивысшего расцвета ораторское искусство, появляются прозаические произведения, написанные классическим латинским языком.

Во II—I вв. до н. э. различные  течения эллинистической философии  становятся известны уже не только в высших, но и в более широких  кругах римского общества. Особенно много  для популяризации философии  сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений  не слишком глубоко и точно, но зато вполне доступно основы различных  философских систем и разработавший  латинскую философскую терминологию.

В это же время в Риме жил один из крупнейших философов  древности – Лукреций (98-55 гг) В  своей блестящей по форме поэме  «О природе вещей» он развивал и  пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей  от порождённых невежеством религиозных  суеверий и страха перед богами и  загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь  людей, Лукреций давал естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества. Исходя из разнообразия и постоянства форм в природе, он утверждал, что всё  состоит из неделимых «начал», т. е. атомов, которые не создаются и  не уничтожаются. Им присущи определённая форма, вес и неотделимое от материи  движение. Двигаясь в окружающей их пустоте, подобно пылинкам в солнечном  луче, и самопроизвольно отклоняясь от прямого направления (этим отклонением Лукреций в борьбе с фатализмом объяснял, между прочим, происхождение случайностей и свободной воли человека), атомы по определённому закону соединяются и образуют всё сущее – от звёзд до человеческих душ, которые Лукреций считал также материальными и, следовательно, умирающими одновременно с телом. Распавшись в одном месте, атомы соединяются в другом, образуя новые миры и новые живые существа. Поэтому вселенная вечна и бесконечна. Лукреций пытался дать естественнонаучное объяснение происхождению человека и общества, развивавшегося, по его мнению, без вмешательства богов. После образования земли, как считал Лукреций, из сырости и теплоты возникли растения, затем животные, многие из которых были несовершенны и вымерли, и, наконец, человек. Вначале люди были дики, как звери, но постепенно благодаря опыту и наблюдению они научились добывать огонь, строить жилища, возделывать землю. Люди стали соединяться в семьи, а семьи стали объединяться для взаимной поддержки в общества. Это дало возможность развиться языку, наукам, искусствам, ремёслам, идеям права и справедливости. Но появились цари, наиболее сильные стали захватывать и делить землю; возникли собственность и жажда богатства, ведущая к войнам и преступлениям.

Несмотря на несовершенство тогдашней науки, приводившее Лукреция к ряду ошибок, его материалистическое учение о природе и обществе было огромным достижением и способствовало успешной борьбе материализма с идеализмом. Материализм Лукреция имел многих сторонников  в древности. Лукреций оказал также  большое влияние на механических материалистов эпохи Возрождения  и нового времени, которых поражало его глубокое понимание законов  природы. Поэма Лукреция служила  им оружием в борьбе с церковью. Отрывки из этой поэмы впервые  были переведены на русский язык Ломоносовым. Лукреция высоко ценили К. Маркс и  В. И. Ленин.

В науке, как и в философии, римляне многое заимствовали у греков. Так, Цельс в сочинении о медицине обобщил достижения эллинистического врачебного искусства, которым прежде римляне пренебрегали. Астроном Сосиген  из Египта произвёл вычисления для  проведённой Цезарем реформы  римского календаря (так называемый Юлианский календарь). Но одновременно развивалась и чисто римская  наука. Виднейшим её представителем был Марк Теренций Варрон (116-28 гг.), составивший  энциклопедию наук и написавший обширные исследования о римских бытовых  и религиозных древностях, римском  театре, латинском языке, агрономии  и многом другом. Кроме того, Варрон был известен своими сатирами, в  которых он высмеивал современные  нравы. Ему принадлежит ставшее  ходким наименование первого триумвирата  «трёхглавым чудовищем».

Старое римское право  с его окостенелым формализмом  уже не соответствовало новым  условиям. Однако коренной реформе  оно не подвергалось, но, как уже  говорилось выше, лишь уточнялось и  расширялось преторами, которые  перед вступлением в должность  в специальных эдиктах публиковали, как они намерены решать те или  иные юридические казусы. Значительное влияние на римское право оказывало  право провинций, с которыми постоянно  соприкасались римляне. В результате были упрощены ведение процессов, порядок  сделок по купле-продаже, займу, аренде и т. п. Были расширены права владельцев на имущество, не являвшееся их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на находившиеся в их владении провинциальные земли. Выработалось понятие юридического лица, ранее отсутствовавшее. Такими юридическими лицами были признаны сперва муниципии, а затем и коллегии. Все эти нововведения были направлены на защиту окрепшей частной собственности.

Чтобы разобраться в законах  и преторских эдиктах, а также  воздействовать на судей, требовалось  солидное изучение права и риторики. Юристы, обходя запрещение получать вознаграждение за свои услуги, наживали большие состояния  и приобретали громкую славу  и многочисленную клиентуру. Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь развития и насчитывало  многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был  Цицерон. Речи известных адвокатов  размножались, их читала широкая публика. Так как гражданские процессы, в которых были замешаны видные лица, приобретали политическое значение, выступления в суде стали школой и пробным камнем для ораторов, выступавших затем в сенате или  народном собрании. Кипевшая там борьба была важнейшим стимулом для дальнейшего  развития красноречия.

Ранние римские поэты  подражали классическим образцам греческой  литературы, хотя часто избирали римские  сюжеты. Первым римским поэтом считается  Ливии Андроник, по происхождению  грек из Тарента, привезённый в 272 г. в качестве пленника в Рим. Он перевёл  сатурническим стихом на латинский  язык «Одиссею». Его младшим современником  был Гней Невий (около 274-204 гг.), автор  эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния (239-169 гг.), пользовавшегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением  были «Анналы», написанные впервые  введённым им в римскую литературу гекзаметром. Римская комедия уже  во второй половине III в. имела выдающихся представителей. Уроженец Умбрии Тит  Макций Плавт (около 254-184 гг) был автором  ряда комедий, написанных хотя и на сюжеты, заимствованные из так называемой «новоаттической бытовой комедии», но чрезвычайно живым, образным и  чисто народным языком.

До нашего времени дошла 21 комедия Плавта; наиболее известны из них «Амфитрион», «Кубышка», «Хвастливый  воин». В произведениях Плавта звучат социальные мотивы, с позиций широких  слоев плебейства он выступает против ростовщичества, роскоши, разложения патриархальных устоев семьи, легкомысленных «греческих нравов». Комедии Плавта пользовались огромным успехом у римских зрителей. К кружку Сципиона Эмилиана принадлежал  другой автор комедий — вольноотпущенник карфагенянин Публий Теренций Африканец (около 190-159 гг). Его произведения были рассчитаны на образованную публику. Он написал всего шесть комедий, из них наиболее известны «Девушка с Андроса», «Евнух», «Самоистязатель». Другой представитель сципионова кружка – Гай Луцилий (180-102 гг) был родоначальником  совершенно нового литературного жанра, которому суждено было стать специфическим  римским жанром, - обличительной  сатиры.

С древнейших времен в Риме большой популярностью пользовались цирковые зрелища. В 254 г. до н. э. впервые  были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. становятся излюбленным развлечением римлян. На устройство игр и цирковых представлений  тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти  должности римские политические деятели, если только они стремились к популярности, не останавливались  перед тем, чтобы тратить на них  собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги (например, Юлий Цезарь в должности эдила).

III – I века знаменуются  развитием римской архитектуры  и изобразительного искусства.  Старый римский дом был одноэтажным,  в центре его находился атриум  – большое помещение, где горел  очаг и находились семейные  святыни. К атриуму примыкали  спальни; других помещений в  доме, как правило, не было. Теперь начинают строить дома в два-три этажа. В богатых домах атриум, украшенный колоннами, превращается в приёмную, к которой примыкает целый комплекс помещений: гостиная, столовая, спальня, ванная комната, закрытые дворики и сады, украшенные колоннадами и статуями. Стены облицовываются мрамором, полы делаются мозаичными. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля – базилики; с начала II в. появляются монументальные декоративные сооружения – триумфальные арки.

Из завоёванных греческих  городов в Рим в качестве военной  добычи было привезено огромное количество статуй, которыми теперь украшаются римские  площади, общественные и частные  здания. Сами римляне создают новый  жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, - реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также развитие фресковых росписей, которые со II в. начинают применяться главным  образом для декоративных целей. Меняется и облик самого города Рима. Он становится огромным по площади  и числу населения городом. Полагают, что во II в. до н. э. в нём уже  было около полумиллиона жителей. Население  Италии стекается в него целыми толпами, кроме того, в Риме живёт теперь множество провинциалов – это  главным образом греки, сирийцы, евреи. В I в. до н. э. Рим становится крупнейшим международным центром, столицей великой  средиземноморской державы. В городе строятся великолепные здания. Форум  превращается в площадь, украшенную храмами, базиликами, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь – прекрасный новый Форум, ставший  впоследствии образцом для такого типа сооружений. Наряду с роскошными кварталами, где находились общественные здания и богатые частные дома, в Риме существовал и целый ряд нищенских  кварталов, в которых ютился городской  плебс и где жалкие лачуги перемежались с многоэтажными доходными домами-трущобами, построенными на скорую руку предприимчивыми  дельцами.

 

3.2 Римская культура императорского периода

 

В культуре I – II вв. н. э. сказались  те же черты, которые были определяющими  для экономического и политического  развития этого периода. По мере объединения  высшего класса империи вокруг римского правительства создаётся единая эллинистическо-римская культура, распространявшаяся в провинциях и, в свою очередь, испытавшая на себе влияние провинциальных культур. Писатели, ораторы, философы, учёные выходили теперь из всех областей империи; с  середины II в. подавляющее большинство  их было уроженцами восточных провинций. Греческий и латинский языки  стали равноправными. Уроженцы восточных  провинций пишут труды по римской  истории, а император Марк Аврелий  написал своё философское сочинение  по-гречески. Римское право, римская  архитектура, римский официальный  культ господствуют в провинциях. С другой стороны, восточные культы имели множество поклонников  в Риме, в Италии и в западных областях. В разработке права участвуют  юристы-провинциалы.

Наиболее замечательные  памятники римской архитектуры  – мост, построенный при Траяне через Дунай, форум Траяна с его  победной колонной, рельефы которой  увековечивали эпизоды дакийских  войн, - были воздвигнуты Аполлодором  из Дамаска. Развитие городской жизни  и укрепление императорской власти способствовали развитию архитектуры  и скульптуры. Многочисленные статуи императоров, их приближённых и представителей городской знати украшали города. Стремясь поднять значение Рима, императоры воздвигали роскошные монументальные сооружения. Особенно известны выстроенный при Флавиях Колизей – амфитеатр на 50 тыс. зрителей, триумфальная арка Тита, мавзолей Адриана. Многочисленные новые здания воздвигались и в провинциальных городах. Их архитектура представляла смешение римских и эллинистических элементов. В восточных провинциях чем дальше, тем больше чувствовалось влияние парфянского искусства.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узкоприкладной характер. Заметный след в науке  оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен  каталог более 1600 звезд), ставились  опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов  и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей  Флавиев, полуторакилометровый мост через  Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались  механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные  рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар  для нагревания помещений, особую полировку  мрамора, зеркальные черепицы для отражения  солнечных лучей. Распространилась искусство мозаики: даже в домах  на Рейне в окна вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными, работающими в Риме.

Информация о работе Культура римской античности