Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:23, контрольная работа
Русская культура XIV-XVI веков, хотя и не была чужда заимствованиям с запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Определяя основное содержание и направление историко-культурной: процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
Введение………………………………………………………………………….3
Закономерности размещения производства…………….……………………...4
Принципы размещения…………………………………………………….........6
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..9
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
Государственное бюджетное
«Российский государственный гуманитарный университет»
Филиал
в г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
Экономический
Казанцева Людмила Николаевна
Контрольная работа по курсу: Отечественная история России до 19 века
на тему:
«Культура России XIV- начала XVI вв.
»
Студентки
1 курса, группы ЭОП (3)-11
Электросталь
2011
Содержание
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Закономерности
размещения производства…………….……………………...4
Принципы размещения……………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………..9
Введение
Русская культура XIV-XVI веков, хотя и не была чужда заимствованиям с запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Определяя основное содержание и направление историко-культурной: процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
После
исторической победы на Куликовом поле
(1380 г.) главенствующая роль Москвы в
развитии русского искусства становится
все более несомненной. В обстановке
национального подъема
Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества -- удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи -- времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
С
X в. почти половина Европейской части
России вошла в состав феодального
Древнерусского государства, где сложилась
самобытная художественная культура с
рядом местных школ (юго-западные,
западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская),
накопившая опыт строительства и
благоустройства городов, создавшая
замечательные памятники
Архитектура
С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.
Такой
же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII - 1-й
половины XIV вв., которым обмазка
фасадов придавала монолитный облик.
Храмы строились на средства бояр,
богатых купцов. Становясь архитектурными
доминантами отдельных районов
города, они обогащали его силуэт
и создавали постепенный
С
началом возрождения Москвы в
ней в 1320-1330-х гг. появляются первые
белокаменные храмы. Не сохранившийся
Успенский собор и собор Спаса
на Бору с поясами резного орнамента
на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя
Переломным
для историко-культурного
Складывание
централизованного государства, возглавляемого
московскими князьями, ликвидация феодальной
раздробленности оживили
Архитектура
и строительство шатровых храмов
Шатровые храмы не имеют внутри столбов,
и вся масса здания держится на
фундаменте. Наиболее известными памятниками
этого стиля являются церковь
Вознесения в селе Коломенское, построенная
в честь рождения Ивана Грозного,
Покровский собор (Василия Блаженного),
сооруженный в честь взятия Казани
Строительство больших
В русской архитектуре 16 века произошел небывалый подъем. Объединение русских земель, стабилизация государственной власти, которая привела к массовому строительству по всей территории России городов и крепостей. Росло и мастерство русских строителей. Труд российских мастеров был в почете, об этом свидетельствует то, что о самых выдающихся зодчих говорится даже в летописи. В церковной архитектуре 16 века утвердилось строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имели внутри себя столбов, вся постройка держится лишь на фундаменте. Шедевров русской архитектуры 16 века стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV. Еще одним русским архитектурным успехом стал Покровский Собор, еще его называют Собором Василия Блаженного. Сооружен Покровский Собор был в честь взятия Казани. В 16 веке русские города и монастыри стали украшать пятиглавыми храмами, которые строили по образцу кремлевского Успенского Собора. Это Смоленский собор в Новодевичьем монастыре, соборы в крупных русских городах, и Успенский Собор в Троице-Сергиевой лавре.
Русская
архитектура 16 века оставила большой
след в облике Москвы. Вокруг Кремля
появились ремесленные и
Между собором Василия Блаженного и воротами Кремля виднелась Красная площадь, на ней были виселицы Ивана IV. Переходя от центра Москвы к её окраинам, взгляд за второй каменной стеной уже не различал ничего. Картинка, явившаяся перед взором, представляла собой некий лабиринт переулков, беспорядочно выставленных домов, да ярко раскрашенных изб. С 1505 года по 1508 гг. в Кремле строится величайший памятник русской архитектуры 16 века - Колокольня Ивана Великого. Её возвели на месте церкви Иоанна Лествичника. Архитектором колокольни бы итальянец Бон Фрязин. Звук колокола церкви разносился по всему Кремлю. Колокольня стала доминантной постройкой Кремля.
Русские зодчие, быстро усвоив знания западной строительной техники, как раньше византийской, обратились к решению задачи создания своей самобытной храмовой архитектуры на основе достижений предыдущего периода храмостроительства. Шатровые храмы являлись одной из распространенных, привычных и любимых форм в деревянном зодчестве. Высокий четырех- или восьмигранный сруб церкви увенчивался обычно высокой шатровой кровлей с одной главой наверху. Этот тип постепенно усложняется, к храму пристраиваются приделы, покрытые чаще всего так называемой «бочкой» или шатром меньшего размера. Иногда шатровый храм опоясывается крытой галереей внизу у подклета или на высоте второго этажа.
«В Москве в начале XVI века, - пишет Игорь Грабарь, - выросло несколько храмов, в которых деревянное зодчество отразилось почти всей суммой форм, выработанных в ней веками. Первые и самые совершенные из них были храмы в селах Коломенское и Острове; с них начинается новая эра в архитектуре. Как и в шатровых деревянных церквях в новом типе храма квадратное основание на известной высоте переходит в восьмигранный, постепенно суживающийся кверху, шатер. Переход квадрата в восьмерик произведен при помощи остроумной системы арочек, или кокошников, несколькими рядами стремящихся вверх и дающих всей конструкции чрезвычайную легкость и нарядность».
Духовное стремление русских людей к возвышенному, небесному, являющееся отголоском движения исихазма XIV века, нашло выражение в архитектуре шатровых церквей, которые стремлением своих форм ввысь, к небу, увлекали с собой тех, кто к ним приближался. «Возделка шатровой формы храма составило то поприще для русского зодчества, где оно, действуя самостоятельно, вполне обнаружило свою оригинальность и свое русское замышление о красоте Божьего храма», - писал знаток русской истории И.К. Забелин (1820-1908).