Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:23, контрольная работа
Русская культура XIV-XVI веков, хотя и не была чужда заимствованиям с запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Определяя основное содержание и направление историко-культурной: процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.
Введение………………………………………………………………………….3
Закономерности размещения производства…………….……………………...4
Принципы размещения…………………………………………………….........6
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..9
Многие
храмы XVI века посвящаются определенным
событиям и имеют характер храма-памятника.
Так, в ознаменование рождения (1530)
наследника великого князя Василия
III - Иоанна IV в селе Коломенское под
Москвой сооружается церковь
в честь Вознесения Господня (1530-1532).
По косвенным данным в строительстве
храма принимал участие западноевропейский
мастер, возможно, работающий в то время
в Москве Петрок Малой. Говоря о ней,
летописец отмечает: «Бе же церковь
та велми чюдна высотою и красотою
и светлостию, такова же не бывала прежде
на Руси». Церковь Вознесения является
первым и по оценкам многих искусствоведов
самым совершенным каменным шатровым
храмом на Руси. Посвящение храма празднику
Вознесения образно выражено вертикальной
устремленностью столпа, его центричностью,
динамичным ритмом стрельчатых элементов
фасадов, имеющих готическое происхождение,
и постепенным уменьшением
В 1547 году семнадцатилетний великий князь Иоанн IV по примеру греческих царей венчается на царство митрополитом св. Макарием (+1563) в Успенском соборе Кремля. В память этого события в селе Дьяково под Москвой был воздвигнут столпообразный храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1547). Архитектура храма, состоящего из пяти восьмигранных столпообразных церквей, объединенных цокольной частью, стала впоследствии прообразом для собора Василия Блаженного в Москве.
Столпообразные
шатровые храмы во второй половине
XVI века нашли широкое применение
в каменном храмостроительстве. Это
церкви во имя св. Петра Митрополита
в Переяславле-Залесском (1585), церковь
во имя свв. Косьмы и Дамиана в
Москве (1565), церковь в честь Преображения
Христова в селе Остров (кон. XVI в.), церковь
Рождества в селе Беседы (кон. XVI в.).
Даже после того, как в разрешительных
грамотах Патриарха Никона на строительство
новых храмов в середине XVII века
говорилось: «а глава на церкви была
бы не шатрова», художественный вкус эпохи
не мог до конца изгнать шатровые
кровли из церковного зодчества. Они
нашли широкое применение в покрытии
пристраивавшихся к церквям колоколен.
Развитие
иконописи
Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности. Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников - исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью.
Вместе с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. В русской иконописи 16 века, зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество. В русской живописи 16 века усиливается декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.
Свою нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое. Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.
Наиболее
впечатляющи фрески церкви Спаса
на Ильине улице, исполненные Феофаном
Греком, а так же фрески Волотова,
поразительные по одухотворенной патетике
образов и артистизму. Росписи
Феофана по их суровой выразительности,
исключительной свободе композиции
и письма не имеют себе равных не
только на Руси, но и в Византии. Хорошо
сохранились фрески угловой камеры
на хорах: образы, воплощающие аскетические
идеалы, отличаются психологической
напряженностью, техника письма - динамикой
и оригинальностью приемов, колорит
предельной сдержанностью. Божество и
святые предстают у Феофана в
виде грозной силы, предназначенной
управлять человеком и
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная выразительность образов святых на псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.
С конца XIV - начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля Феофан немного увеличил размеры икон Христа, Богоматери и святых и достиг четкой выразительности силуэта (“деисусный чин”). Этот чин имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина -- чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты.
Произведения
Рублева, являясь вершиной московской
школы живописи, выражают идеи более
широкого, общенационального характера.
В замечательной иконе “Троица”
В
последней трети XV в. начинает свою
художественную деятельность Дионисий.
В иконах и фресках Дионисия и
его школы, создававшихся в период
образования русского централизованного
государства во главе с Москвой,
возрастают известное единообразие
приемов, внимание мастеров к художественной
форме, черты праздничности и
декоративности. Тонкий рисунок и
изысканный колорит икон Дионисия,
с сильно вытянутыми грациозными
фигурами, полны нарядной торжественности.
Но в психологическом плане его
образы уступают Рублевским. Созданные
Дионисием и его сыновьями
Феодосием и Владимиром росписи
собора Ферапонтова монастыря близ
Кириллова отмечены особой мягкостью
колорита, красотой подчиненных плоскости
стены композиций с как бы скользящими
изящными фигурами. Многочисленные работы
Дионисия и художников его школы
вызвали повсеместные раздражения
им. В конце XV в. московские художники
выезжают в Новгород, Псков, на Север,
в города Поволжья, а лучшие мастера
этих художественных центров выезжают
для работы в Москву, где они
знакомятся с творческими приемами
столичных живописцев. Московское искусство
постепенно нивелирует местные школы
и подчиняет их общему образцу.
Литература
В
конце XV--XVI в. литература обогащается
блестящими публицистическими
В 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга -- «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь - "Азбуку". За весь-XVI в 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место в XVI.
В
русской литературе 16 века летописание
продолжало оставаться самым распространенным
её жанром. Литература 16 века в России
развивалась, как вся страна, двигалась
вперед. Поэтому в этом литературном
жанре произошли некоторые
Русская
литература 16 века была отмечена и таким
трудом как «Летописец начала царства»,
книга повествовала о первых годах
правления Ивана Грозного, говорила
о необходимости в крепкой
царской власти. Своеобразно исторической
энциклопедией в русской
Заключение
Не
выходя в целом почти до конца
XVII в. за рамки религиозных форм,
искусство отражало кризис официальной
церковной идеологии и
Список
используемой литературы
1. МСЭ “Советская энциклопедия” (Третье издание 1958 г.)
2. И.У. Будовниц - “Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках”. М., 1966.
3. Гнедич П.П. «Шедевры русской живописи» - Белый город. 2006
4. Карамзин Н. М. История государства Российского/ Н. М. Карамзин, - Эксмо. М.: 2007