Культура России XIV- начала XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание

Русская культура XIV-XVI веков, хотя и не была чужда заимствованиям с запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Определяя основное содержание и направление историко-культурной: процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Закономерности размещения производства…………….……………………...4
Принципы размещения…………………………………………………….........6
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..9

Работа состоит из  1 файл

русс культура 14-16 вв.docx

— 36.97 Кб (Скачать документ)

     Многие  храмы XVI века посвящаются определенным событиям и имеют характер храма-памятника. Так, в ознаменование рождения (1530) наследника великого князя Василия III - Иоанна IV в селе Коломенское под  Москвой сооружается церковь  в честь Вознесения Господня (1530-1532). По косвенным данным в строительстве  храма принимал участие западноевропейский мастер, возможно, работающий в то время  в Москве Петрок Малой. Говоря о ней, летописец отмечает: «Бе же церковь  та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова же не бывала прежде на Руси». Церковь Вознесения является первым и по оценкам многих искусствоведов самым совершенным каменным шатровым храмом на Руси. Посвящение храма празднику  Вознесения образно выражено вертикальной устремленностью столпа, его центричностью, динамичным ритмом стрельчатых элементов  фасадов, имеющих готическое происхождение, и постепенным уменьшением пластики по мере увеличения высоты. Открытое почти  на всю высоту шатра пространство интерьера также устремлено ввысь. Однако, мемориальное назначение храма, выраженное в его внешнем облике, превалирует над богослужебным  назначением храма, интерьер которого не рассчитан на его восприятие молящимися.

     В 1547 году семнадцатилетний великий князь  Иоанн IV по примеру греческих царей  венчается на царство митрополитом св. Макарием (+1563) в Успенском соборе Кремля. В память этого события  в селе Дьяково под Москвой  был воздвигнут столпообразный храм в честь Усекновения Главы  Иоанна Предтечи (1547). Архитектура храма, состоящего из пяти восьмигранных столпообразных церквей, объединенных цокольной частью, стала впоследствии прообразом для  собора Василия Блаженного в Москве.

     Столпообразные  шатровые храмы во второй половине XVI века нашли широкое применение в каменном храмостроительстве. Это  церкви во имя св. Петра Митрополита  в Переяславле-Залесском (1585), церковь  во имя свв. Косьмы и Дамиана в  Москве (1565), церковь в честь Преображения Христова в селе Остров (кон. XVI в.), церковь  Рождества в селе Беседы (кон. XVI в.). Даже после того, как в разрешительных грамотах Патриарха Никона на строительство  новых храмов в середине XVII века говорилось: «а глава на церкви была бы не шатрова», художественный вкус эпохи  не мог до конца изгнать шатровые кровли из церковного зодчества. Они  нашли широкое применение в покрытии пристраивавшихся к церквям колоколен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  иконописи 

       Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности. Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников - исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью.

     Вместе  с этим в русскую церковную  живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. В русской иконописи 16 века, зарождается новая, Строгановская  школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество. В  русской живописи 16 века усиливается  декоративность, и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами  русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.

     Свою  нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое. Роспись золотой палаты в  Кремле является памятником русской  светской живописи 16 века.

     Наиболее  впечатляющи фрески церкви Спаса  на Ильине улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи  Феофана по их суровой выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются психологической  напряженностью, техника письма - динамикой  и оригинальностью приемов, колорит  предельной сдержанностью. Божество и  святые предстают у Феофана в  виде грозной силы, предназначенной  управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.

     Фреска  повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным  и живописным. Произведения псковских  иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная  выразительность образов святых на псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам  Феофана Грека.

     С конца XIV - начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского  собора Московского Кремля Феофан немного  увеличил размеры икон Христа, Богоматери и святых и достиг четкой выразительности  силуэта (“деисусный чин”). Этот чин  имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа  стимулировала развитие местных  мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили  новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли  современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой  народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина -- чисто  русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон  внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать  в искусстве светлые стороны  жизни и душевного состояния  человека. В его работах на смену  внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и  сила осознанной нравственной правоты.

     Произведения  Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более  широкого, общенационального характера. В замечательной иконе “Троица”, написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода  точно найденной композиции с  ее выразительным ритмом находятся  в тесной взаимосвязи с глубоко  человечным замыслом этого гениального  произведения.

     В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и  его школы, создававшихся в период образования русского централизованного  государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и  декоративности. Тонкий рисунок и  изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными  фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его  образы уступают Рублевским. Созданные  Дионисием и его сыновьями  Феодосием и Владимиром росписи  собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью  колорита, красотой подчиненных плоскости  стены композиций с как бы скользящими  изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы  вызвали повсеместные раздражения  им. В конце XV в. московские художники  выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера  этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они  знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     В конце XV--XVI в. литература обогащается  блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи  игумена Волоцкого монастыря  Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства  государства в дела богатой и  сильной в материальном отношении  церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564--1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые  составляют жестокие законы», -- внушает  Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет -- когда поп и лукавые  рабы правят, царь же -- только по имени  и по чести царь, а властью нисколько  не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь  же последовательно об особом призвании  царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая  бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться  на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют  представления о Москве как о  «третьем Риме»: «Два Рима («второй  Рим» -- Константинополь, разоренный в 1453 г. -- Авт.) пали, третий стоит, четвертому же -- не бывать» (Филофей).

     В 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и  Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга -- «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили  типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили  первый русский букварь - "Азбуку". За весь-XVI в 20 книг. Рукописная книга  занимала ведущее место в XVI.

     В русской литературе 16 века летописание  продолжало оставаться самым распространенным её жанром. Литература 16 века в России развивалась, как вся страна, двигалась  вперед. Поэтому в этом литературном жанре произошли некоторые изменения. Летописцы стали видеть свою задачу не только в том, что бы фиксировать  факты происходящих событий, но и  обосновывать события, давать характеристику историческим личностям. В русской  литературе 16 века появился замечательный  труд «Степная книга» В ней содержались  портреты - описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость  союза церкви и государства.

     Русская литература 16 века была отмечена и таким  трудом как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах  правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой  царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе 16 века стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков  этой книги содержал около 16 тысяч  великолепных миниатюр, и получил  название лицевого свода. Большое распространение  в русской литературе 16 века получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском  царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская  власть и утверждалась роль России в мировой истории. Были в русской  литературе 16 века и произведения, которые  затрагивали проблемы морали. «Житие митрополита Филарета», «Четьи - Минеи». «Четьи - Минеи» - 12 томное собрание житие  святых и других религиозных текстов. Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». «Домострой»  охватывал буквально все стороны  человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и  отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший  настольной книгой для русского общества долгое время. 

Заключение 

     Не  выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной  церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной  иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства  от влияния церкви, совершившееся  к началу XVIII в. в результате реформ Петра I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1.  МСЭ “Советская энциклопедия” (Третье издание 1958 г.)

2.  И.У. Будовниц - “Монастыри на Руси и борьба  с ними крестьян в XIV-XVI веках”. М., 1966.

3. Гнедич П.П.  «Шедевры русской живописи» - Белый город. 2006

4. Карамзин Н. М. История государства Российского/ Н. М. Карамзин, - Эксмо. М.: 2007

Информация о работе Культура России XIV- начала XVI вв