Культура России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание

Данную тему контрольной работы я выбрала, потому что для России XVIII век был веком российского Просвещения. По отношению к культуре Россия уже не отставала от Запада: ведь и там просвещение принесло плоды лишь в XVIII веке. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижения народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры. Начало культуры XVIII века связано с реформами Петра первого (1672-1725).

Содержание

Введение
Образование
Книгоиздание
Литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыка
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Культорология.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

   Министерство сельского хозяйства

Российской  Федерации

Воронежский государственный  аграрный  университет

Имени К.Д. Глинки 
 
 
 
 
 
 

Кафедра истории Отечества 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ НА ТЕМУ:

«Культура России XVIII века» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖ-2007

План:

Введение

  1. Образование
  2. Книгоиздание
  3. Литература
  4. Архитектура
  5. Изобразительное искусство
  6. Музыка

Заключение  

    Данную  тему контрольной работы я выбрала, потому что для России XVIII век был веком российского Просвещения. По отношению к культуре Россия уже не отставала от Запада: ведь и там просвещение принесло плоды лишь в XVIII веке. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижения народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры. Начало культуры XVIII века связано с реформами Петра первого (1672-1725). Петр первый в годы правления (1689-1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы – навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.

    По  инициативе Петра первого с 1703 года в Петербурге стали выходить «Ведомости» - первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр поставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.

    Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII века принадлежит великому русскому  энциклопедисту М.В.Ломоносову (1711-1765). Ученый естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г.Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII века в целом огромно и бесценно.

    Ломоносов основал первый русский университет  в Москве в 1755 году и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.

    Образование.

    Впервые при Петре первом образование  стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре первом открылись общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

    В 1701 году в Москве была открыта школа  математических и навигационных  наук – Навигацкая школа – первое светское государственное учебное  заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на уральских заводах – горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

    В первой четверти XVIII века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшилось, пока они вовсе не прекратили свое существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 году был издан Устав народных училищ – первый законодальный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

    Дворянские  дети зачастую обучались в семьях, где учителями в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создаваться  закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х годов – Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году – Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек;  в 1731 году – Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров.

    Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 года). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарии. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим руссом поэтом, заложившим сделал для развития русской науки и организации образования.

    В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова был  создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917года).

    Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге – Танцевальная школа (ныне Училище им. А.Я.Вагановой), в Москве – Балетное училище и Академия художеств. В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

      XVIII век внес немалый вклад в развитии образования. При Петре первом образование стало государственной политикой, открылись учебные заведения. Ученики школ изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве были созданы специальные школы: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на уральских заводах – горнозаводские училища. Михаил Васильевич Ломоносов он был первым русским академиком, ученым мирового значения. По его инициативе был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты. Также появились профессионально-художественные учебные заведения.

    Книгоиздание.

    Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были ведены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», книга Ф.Прокоповича (1681-1736) «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были невелики.

    Книгоиздательская деятельность расширилась со второй половины XVIII века. Большая заслуга в этом принадлежит представителю Русского просвещения, писателю, журналисту Н.И.Новикову (1747-1818). Около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг (приблизительно одна тысяча названий) печаталось в его типографиях. Он издавал не только книги по всем отраслям знаний. Но и сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», в которых критиковал крепостное право. Новиков был организатором библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 16 городах России. Издавал Новиков и учебники. В 1757 году им была издана «Российская грамматика» М.В.Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую «Грамматику» М.Смотрицкого.

    Ранее в России при царском дворе  издавалась рукописная газета «Курсанты» (сохранилась с 1600 года), информировавшая  правительство о зарубежных новостях. Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра первого. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 года газета печаталась гражданским шрифтом. В «ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах и др., а также иностранная хроника.

      В XVIII веке значительно книгоиздательское дело. Для  школ были изданы  «Азбука», «Первое учение отрокам», «Арифметика» и «Грамматика». Были изданы не только книги по всем отраслям знаний, но и сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», в которых критиковал крепостное право. Также была выпущена первая русская газета «Ведомости», в которой было о многом написано, что могло интересовать людей.

Литература.

    Господствующим  направлением в художественной культуре XVIII века был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А.П.Сумароков (1717-1777) – создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хореев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Дмитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773-1775), отказывались от идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени – трагедии Я.Б.Княжина (1742-1791) – превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки.

    Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя ещё широко был распространен церковнославянский язык.

    В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира («К уму своему», «Филарет», «Евгений» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как: «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.

    Поэт  В.К.Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

    Основоположником  русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

    В произведениях этих писателей нашли  отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем.

    Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Автор призывает «Истину царя с улыбкой говорить». В своих стихах Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык.

    Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

    Основоположником  русского сентиментализма стал Николай  Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь». Карамзину принадлежат  также «Письма русского путешественника», где запечатлена жизнь Западной Европы накануне и во время Французской революции. «Письма» пронизаны исканиями истины и желанием служить народу. Основное сочинение Н.М.Карамзина – «История государства Российского» (12 томов). Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.

    Направлением  художественной литературы XVIII века стал классицизм.  В XVIII веке были следующие поэты и драматурги: А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, В.К.Тредиаковский, Я.Б.Княжин.

    Архитектура.

    Российская  культура укрепившаяся при Петре  первом занявшая видное место среди  европейских держав, нуждалась в  архитектурных свидетельствах своей  славы, могущества и богатства. Поэтому  царский двор и вельможи не жалели денег на возведение зданий общественного назначения, дворцов в городах и усадьбах.

Информация о работе Культура России XVIII века