Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:32, контрольная работа
Данную тему контрольной работы я выбрала, потому что для России XVIII век был веком российского Просвещения. По отношению к культуре Россия уже не отставала от Запада: ведь и там просвещение принесло плоды лишь в XVIII веке. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижения народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры. Начало культуры XVIII века связано с реформами Петра первого (1672-1725).
Введение
Образование
Книгоиздание
Литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыка
Заключение
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.
Развернувшееся с 1712 года строительство новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить, прежде всего, Собор Петропавловской крепости архитектора Доменико Трезини (ок.1670-1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне – университет) на Васильевском острове.
Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700-1771), сына известного скульптора Бартоломея Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке. В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила – Меньшикова башня в Москве, построенную в 1705-1707 год талантливым русским архитектором И.П.Зарудным (?-1727). Традиционная композиция церкви – восьмерик на четверике – сближает ее с постройкам XVIII века, но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 года) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меньшикову башню отличают смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVIII века и стилем барокко первой половины XVIII века.
В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В.Ухтомский (1719-1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сергиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.
60-е и 70-е года XVIII века – это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перерастают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф.Кокоринов (1726-1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Вален-Деламот (1729-1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок.1710-1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада. Старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М.Фельтена (1730 или 1732 -1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.
В архитектуре XVIII века освоение западноевропейских стилей протекает ускоренными темпами. Началось строительство новой столицы, очень многие постройки имели стиль барокко. В России были такие архитекторы как: Д.В.Ухтумский, Ю.М.Фельтена, А.Ф. Кокоринов, И.П.Зарудный.
Изобразительное искусство.
Особых успехов русская живопись XVIII века достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII века – это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П.Антропов (1716-1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра третьего).
Ф.С.Рокотов (1735-1808) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника – гармоничный по красочности и свобода кисти поэта В.И.Майкова.
Крупнейшим русским портретистов XVIII века был Д.Г.Левицкий (ок. 1735-1822). Он создал богатую серию портретов – Екатерины второй, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).
Учеником Левицкого был выдающийся русский и украинский живописец В.Л.Боровиковский (1757-1825). Его портретами были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма – неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И.Лопухина).
Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714г.). Пожалуй, самым сильным произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.).
Во второй половине XVIII века выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И.Шубин, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.И.Мартос.
Ф.И.Шубин (1740-1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем Возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н.Голицын, и статс-секретарь Екатерины второй П.В.Завадовский, и полководец П.А.Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина – бюст Михаила Ломоносова.
Творчество
другого представителя
Говоря о скульптуре России XVIII века, нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-1791) – памятник Петру первому в Петербурге. Идейный замысел «медного всадника» - изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.
В XVIII веке изобразительное искусство добилось особых успехов в области портрета. Крупнейшими русскими живописцами были: А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, И.Н.Никитин. Во второй половине XVIII века выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И.Шубин, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.И.Мартос.
Музыка.
В XVIII веке начинается широко распространяться светское музыкальное искусство. В первой половине XVIII века в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х годах начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1722 году в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И.Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М.Соколовского – Е.И.Фомина «Мельник – колдун, обманщик и сват» на текст А.О.Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело, приспособлен к русским реалиям. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка.
В
последней трети XVIII века формируется
композиторская школа, появляются первые
русские композиторы – авторы оперной,
хоровой и классическая музыка. Крупным
достижением русской музыкальной культуры
того времени стала музыкальная мелодрама
«Орфей» композитора Е.И.Фомина (1761-1800).
XVIII
век способствовал появлению новых видов
культуры – первых литературных журналов,
художественной литературы, светской
музыки. Шло становление русского классицизма.
В XVIII веке культура России перестала отличаться
от Запада. Большой толчок в образовании
дал Петр первый своими реформами. Также
немалый вклад в образование внес Михаил
Васильевич Ломоносов. Благодаря книгоизданию
были изданы «Азбука», «Первое учение
отрокам», «Арифметика» и «Грамматика»
которые необходимы были для образования.
Изобразительное искусство добилось успехов
в области портрета, кроме этого также
были замечательные скульпторы. Архитектура
XVIII века имела направление в стиле барокко
в этом направлении было построено немало
зданий. Ухтомский, который работал в этом
направлении много сделал для распространения
в России архитектурных знаний, создав
архитектурную школу. В музыкальной жизни
России преимущественное место занимают
иностранные композиторы и исполнители.
Русские композиторы принимали участие
лишь в сфере церковного пения и официально-торжественной
музыки. Была создана русская композиторская
школа, которая имела направление к народному
песенному творчеству. В последней трети
XVIII века формируется композиторская школа,
появляются первые русские композиторы
– авторы оперной, хоровой и классическая
музыка. Развитие культуры России XVIII века
подготовило блестящий расцвет русской
культуры в XIX веке, ставшей неотъемлемой
составной частью мировой культуры.
Список литературы: