Культура России XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание

Данную тему контрольной работы я выбрала, потому что для России XVIII век был веком российского Просвещения. По отношению к культуре Россия уже не отставала от Запада: ведь и там просвещение принесло плоды лишь в XVIII веке. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижения народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры. Начало культуры XVIII века связано с реформами Петра первого (1672-1725).

Содержание

Введение
Образование
Книгоиздание
Литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыка
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Культорология.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

    Своеобразно нарастает и динамика стилевого  развития русской архитектуры  XVIII века. В стране, с запозданием  выходившей на общеевропейский путь развития, освоение  западноевропейских стилей  неизбежно протекает  ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти  русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием  многостилья, когда  русское искусство  образно говоря «примеряло» себя к  разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и  рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

    Развернувшееся  с 1712 года строительство новой столицы  Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для  обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить, прежде всего, Собор Петропавловской крепости архитектора Доменико Трезини (ок.1670-1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне – университет) на Васильевском острове.

    Однако  расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700-1771), сына известного скульптора Бартоломея Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке. В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила – Меньшикова башня в Москве, построенную в 1705-1707 год талантливым русским архитектором И.П.Зарудным (?-1727). Традиционная композиция церкви – восьмерик на четверике – сближает ее с постройкам XVIII века, но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 года) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меньшикову башню отличают смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVIII века и стилем барокко первой половины  XVIII века.

    В Москве в стиле барокко успешно  работал архитектор Д.В.Ухтомский (1719-1774), который много сделал для распространения  в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сергиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.

    60-е  и 70-е года XVIII века – это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перерастают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф.Кокоринов (1726-1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Вален-Деламот (1729-1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок.1710-1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада. Старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М.Фельтена (1730 или 1732 -1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.

    В архитектуре XVIII века освоение  западноевропейских стилей протекает  ускоренными темпами. Началось строительство новой столицы, очень многие постройки имели стиль барокко. В России были такие архитекторы как: Д.В.Ухтумский, Ю.М.Фельтена, А.Ф. Кокоринов, И.П.Зарудный.

    Изобразительное искусство.

    Особых  успехов русская живопись XVIII века достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII века – это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П.Антропов (1716-1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра третьего).

    Ф.С.Рокотов (1735-1808) пошел дальше Антропова в  раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая  техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный  талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника – гармоничный по красочности и свобода кисти поэта В.И.Майкова.

    Крупнейшим  русским портретистов XVIII века был Д.Г.Левицкий (ок. 1735-1822). Он создал богатую серию портретов – Екатерины второй, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

    Учеником  Левицкого был выдающийся русский  и украинский живописец В.Л.Боровиковский (1757-1825). Его портретами были присущи  черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма – неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И.Лопухина).

    Во  второй половине  XVII столетия  вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные  реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми  в художественном  отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили  исследователи, искусство в целом  и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют  ярко  выраженный национальный характер. В этот период  в России творили величайшие мастера своего дела – представители  отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит  И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным  в ранний период, уже  представляют собой  вполне европейские по характеру изображения, наиболее  близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат  такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и  царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714г.). Пожалуй, самым сильным произведением, после возвращения  Никитина из Италии, является портрет государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.).

    Во  второй половине XVIII века выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И.Шубин, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.И.Мартос.

    Ф.И.Шубин (1740-1805) был выходцем из среды поморских  резчиков по кости. В девятнадцатилетнем Возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и  его великий земляк помог ему  сначала устроиться дворцовым истопником, а психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н.Голицын, и статс-секретарь Екатерины второй П.В.Завадовский, и полководец П.А.Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина – бюст Михаила Ломоносова.

    Творчество  другого представителя классицизма  – скульптура М.И.Козловского (1753-1802) – было проникнуто просветительскими  идеями, возвышенными гуманизмом, яркой  эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий  пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

    Говоря  о скульптуре России XVIII века, нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-1791) – памятник Петру первому в Петербурге. Идейный замысел «медного всадника» - изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

    В XVIII веке изобразительное искусство добилось особых успехов в области портрета. Крупнейшими русскими живописцами были: А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, И.Н.Никитин. Во второй половине XVIII века выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И.Шубин, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.И.Мартос.

    Музыка.

    В XVIII веке начинается широко распространяться светское музыкальное искусство. В первой половине XVIII века в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х годах начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1722 году в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И.Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М.Соколовского – Е.И.Фомина «Мельник – колдун, обманщик и сват» на текст А.О.Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело, приспособлен к русским реалиям. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка.

    В последней трети  XVIII века формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой и классическая музыка. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И.Фомина (1761-1800). 

    XVIII век способствовал появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, светской музыки. Шло становление русского классицизма. В XVIII веке культура России перестала отличаться от Запада. Большой толчок в образовании дал Петр первый своими реформами. Также немалый вклад в образование внес Михаил Васильевич Ломоносов. Благодаря книгоизданию были изданы «Азбука», «Первое учение отрокам», «Арифметика» и «Грамматика» которые необходимы были для образования. Изобразительное искусство добилось успехов в области  портрета, кроме этого также были замечательные скульпторы. Архитектура XVIII века имела направление в стиле барокко в этом направлении было построено немало зданий. Ухтомский, который работал в этом направлении много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. В музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Русские композиторы принимали участие лишь в сфере церковного пения и официально-торжественной музыки. Была создана русская композиторская школа, которая имела направление к народному песенному творчеству. В последней трети  XVIII века формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой и классическая музыка. Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX веке, ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры. 
 

    Список  литературы:

    1. С.Карпушина, В.Карпушин «История мировой культуры» Издательский дом «NOTA BENE» 1998г.
    2. А.Н.Маркова «Культурология. История мировой культуры» Москва 2003г.
    3. А.Н.Петров «Русская архитектура первой половины XVIII века» 1995г.
    4. История русской архитектуры 1956г.
    5. История русского искусства 1986г.
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Культура России XVIII века