Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 07:11, реферат
Целью работы является краткое рассмотрение такого исторического процесса, как эмиграция первой волны, и связанного с ней феномена утечки мозгов, рассказать о научно-просветительской работе, зарубежной русской литературе, балете, музыкальном искусстве, театре, живописи, их особенностях и близкой связи с Россией.
Введение. ………………………………………………………2
1. Эмиграция первой волны…………………………………3-4
2. Наука……………………………………………………….5-7
3.Научно-просветительная работа……………………………8
4. Русская зарубежная литература…………………………..9-11
5. Искусство. Балет…………………………………………12-13
6.Музыкальное искусство. ………………………………..14-17
7. Театр……………………………………………………..18-19
8. Живопись………………………………………………..20-21
Заключение……………………………………………………22
Литература……………………………………………………23
Культура русского зарубежья.
Введение. ………………………………………………………2
1. Эмиграция первой волны…………………………………3-4
2. Наука……………………………………………………….5-7
3.Научно-просветительная работа……………………………8
4. Русская зарубежная литература…………………………..9-11
5. Искусство. Балет…………………………………………12-13
6.Музыкальное искусство. ………………………………..14-17
7. Театр……………………………………………………..18-
8. Живопись………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература…………………………………………………
Введение
Ряд исследователей культуры Русского Зарубежья полагает, что ее нельзя рассматривать как часть единой русской культуры по причине ее разнородности, противоречивости и идеологического различия. Однако, существует много общих моментов, которые объединяют культуру русского зарубежья с отечественной культурой.
Примечательно, что эмигрировавшие философы, писатели и ученые ставили вопросы, имевшие огромное значение для жизни российского общества. Они вели споры о будущем родной страны, о ее месте в мировой цивилизации, намечали пути национального возрождения России. Бесспорно, что эти проблемы актуальны и в наши дни, когда остро стоит вопрос о путях обновления и возрождения национальной русской культуры. Этому же служит и освещение темы культуры Русского Зарубежья в курсе истории отечественной художественной культуры.
Целью моей работы является краткое рассмотрение такого исторического процесса, как эмиграция первой волны, и связанного с ней феномена утечки мозгов, рассказать о научно-просветительской работе, зарубежной русской литературе, балете, музыкальном искусстве, театре, живописи, их особенностях и близкой связи с Россией.
Моя работа состоит
из введения, 8 пунктов основной части,
заключения и списка использованной
литературы.
1. Эмиграция первой волны. Революционные события 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война привели к появлению огромного числа беженцев из России. Эмиграция по политическим причинам была и раньше, еще с 16 века, однако такого массового исхода все же не было никогда. Исход беженцев из России после 1917 года по конец 1930-х годов принято называть эмиграцией первой волны. Следует отметить, что массовый отток эмигрантов шел до середины 1920-х годов, затем он прекратился, и вдали от родины возникло российское общество в изгнании, по сути, вторая Россия, где были представлены все слои русского дореволюционного общества. Современные исследования показывают, что социальный состав эмиграции первой волны был в действительности достаточно пестрым. Интеллигенция составляла не более трети потока, но именно она составила славу Русского Зарубежья. Эмиграция первой волны представляет собой феноменальное явление. Она отличается тем, что большая часть эмигрантов 85-90 не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Все они были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Живя в своем мире, они пытались изолироваться от чужеродного окружения, сознательно стремились вести жизнь так, будто ничего не произошло. Конечно, эмигранты понимали, что являются апатридами и патриотами без отечества.
Но общность
судьбы изгнанников вопреки
Для будущей России, считали они, велика будет разница, вернется ли зарубежная Россия на родину без новых нужных России запасов культуры, или она явится, как рой пчел в родной улей, тяжело нагруженная питательными соками, собранными с лучших цветов иностранной культуры. Российское Зарубежье - явление сложное и противоречивое. Здесь по ряду причин оказался весь цвет отечественной интеллектуальной элиты и в этом тоже ее специфика.
Культура Русского
Зарубежья является достойным вкладом
в сокровищницу мировой культуры. Выступая
в конгрессе США президент Рузвельт сказал,
что Россия сполна рассчиталась с мировым
сообществом за долги царского правительства,
отдав миру С.Рахманинова, А.Павлову, Ф.Шаляпина
и многих других.
2. Наука.
Русские ученые,
как правило, концентрировались
вокруг научных институтов, один из
которых, находился в Берлине. В
его создании принимали участие
В.А.Мякотин, С.Л.Франк, Б.П.Вышеславцев,
Н.А.Бердяев. Институт состоял из четырех
отделений духовной культуры, экономического,
правового и сельскохозяйственного. При
нем работал кабинет по изучению современной
русской культуры, в задачу которого входило
собирание, хранение, изучение и публикация
исторических источников по истории России.
Центром научной и культурно-просветительной
деятельности стала Прага. Здесь существовали
ассоциация академических учреждений,
Комитет помощи русским профессорам, студентам
и инженерам. Работал институт изучения
России, преобразованный в 1924 г. из Русского
научного института сельского хозяйства,
Русский Свободный Народный университет,
Русский юридический институт, Русское
историческое общество, Русский Заграничный
исторический архив и другие. В этих учреждениях
получили возможность работать специалисты
различных направлений. По мнению П.Е.Ковалевского
ни в одной научной области русские за
рубежом не развили такой широкой деятельности,
как в геологии и связанной с нею науке
почвоведения, применяя в них русские
методы, унаследованные от основоположников
этих наук еще в России. Большими достижениями
отличалась в начале ХХ века русская почвоведческая
наука. Основы которой были заложены В.В.Докучаевым
1848-1903. В эмиграции во Франции работал
его ученик В.К.Агафонов, в прошлом профессор
Таврического университета. Под его руководством
была составлена первая почвенная карта
Франции и Северной Африки. Говоря об ученых
биологах, нельзя не назвать К.Н.Давыдова.
Активную научную работу и организаторскую
работу за рубежом проводил бывший ректор
Московского университета М.М.Новиков.
В 1952 г. в Нью-Йорке, в возрасте 76 лет, он
издал интереснейшую книгу воспоминаний
От Москвы до Нью-Йорка. Моя жизнь в науке
и политике где очень талантливо и остроумно
он рассказывает о своей научной карьере
в России и в эмиграции, о причинах высылки
из России, о традициях в научном мире,
создает портреты многих современников
и коллег. Славу русской науки в Зарубежье
составили труды русских медиков, среди
которых нельзя не назвать первую женщину,
получившую кафедру хирургии в России,
профессора Н.А.Добровольскую-Завадскую.
В Париже она руководила занятиями в институте
Кюри, изучая воздействие радиолучей на
патологические ткани и наследственность
раковых опухолей. Влиянию радиолучей
и электронаркозу, а также изучению внешних
факторов на развитие рака были посвящены
труды Н.М.Самсонова. его метод теперь
применяется во многих странах. В Белграде,
Берлине, Лондоне, Каире, Нью-Йорке, Праге,
Риге, Талине, Шанхае, Харбине и других
возникают в начале 1920-х гг. общества русских
врачей. Их целью становилась помощь медикам
в трудоустройстве, в организации обмена
опытом, проведение теоретических семинаров,
оказание моральной и материальной поддержки
коллегам. Некоторые из них даже издавали
свои журналы. В 1928 г. в Праге прошел съезд
медицинских обществ, и в результате возникло
Объединение русских врачей за границей
с центром в Париже. В ноябре 1936 г. состоялся
второй съезд этого Объединения. К этому
времени в него входили общества из Великобритании,
Болгарии, Королевства СХС, США, Франции,
Чехословакии, Эстонии, и другие. Отвергнутыми
Россией оказались известные ученые химики,
среди которых звездой первой величины
считался В.Н.Ипатьев. С 1930-х годов он жил
в США, но в качестве консультанта его
приглашали в другие страны, как признанного
авторитета в отношении католитических
реакций при высоком давлении. Огромное
значение для науки имели его открытия
в области катализа нефти и применения
углеводов. Он был членом нескольких академий
и получил высшие научные награды. Прав
был Т.Рузвельт, сказав, что Россия с лихвой
рассчиталась с мировым сообществом за
царские долги, отдав миру такую плеяду
знаменитостей. Разговор о русских ученых-эмигрантах
следует вести не только для того, чтобы
вернуть России имена ее сыновей, но и
с тем, чтобы составить общую картину прошлого
науки и техники России.
3. Научно-просветительная работа
Кроме собственно
научной работы русские ученые вели
большую просветительскую деятельность.
Пожалуй, самым крупным научно-
4. Русская зарубежная литература
Она является частью русской литературы, без которой портрет, последней, не полон. Рассмотрение литературы русского Зарубежья не возможно без соотнесения с историей Советской литературы. Революция вырвала из сердца России наиболее крупных писателей, обескровила, обеднила русскую интеллигенцию. Не порвав связи с традициями русской литературы, они были вынуждены порвать связи с Россией советской. Признанным центром русской литературы начала 1920 х гг. становится Берлин. Именно сюда стекается значительная часть литераторов, журналистов и издателей. Жизнь русской колонии была сосредоточена в западной части города, в районе Шарлоттенбург, который многие, по словам А.Белого, называли либо Петербург, либо Шарлоттенград. Крупнейшие Берлинские издательства ориентировались вначале на возможный русский рынок. Это связано с надеждами на примирение с Россией в это время в эмиграции начинают распространяться идеи сменовеховства. То, что появлялось в эмигрантских изданиях, вскоре попадало на страницы советской прессы. Около двух лет просуществовал в Берлине русский Дом искусств за этот короткий срок в нем было проведено 60 различных выставок и концертов, выступали русские и немецкие знаменитости, в основном из литературных кругов Т.Манн, В.Маяковский, Б.Пастернак и др. Однако, к середине 1920-х годов в СССР начинает формироваться жесткая цензурная политика, о чем свидетельствуют многие цензурные документы Главлита, созданного в 1922 г. 12 июля 1923 г. был разослан специальный циркуляр Главлита. К ввозу в СССР не допускаются практически все произведения. Это пагубно сказывается на состоянии эмигрантской литературы. Она начинает терять своего читателя. Книги еще выходят, но издаются они целиком или в части на средства писателя, в чистый ему убыток. Со страниц эмигрантской литературы звучат снежно-ледяные мотивы. В первой половине 1920-х среди эмиграции наблюдается всплеск религиозных настроений.
Вторая половина 1920-х гг. стала временем несомненного расцвета эмигрантской литературы. Объясняется это, видимо, тем, что нужно было время, чтобы утихла боль, а эмоции уступили место спокойному анализу и раздумью. В это время большинство писателей старшего поколения создают наиболее значительные свои произведения. С 1925-1935 гг. И.А.Бунин издал «Митину любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Божье дерево», «Жизнь Арсеньева». Б.К.Зайцев - «Преподобный Сергий Радонежский», «Странное путешествие», «Афон», «Анна», «Жизнь Тургенева». И.С.Шмелев - «Про одну старуху», «Свет разума», «Богомолье», «Лето Господне». А.М.Ремизов - «Оля», «Звезда надзвездная», «По карнизам», «Три серпа», «Образ Николая Чудотворца». Д.С.Мережковский - «Мессия», «Тайна Запада», «Наполеон», «Иисус». Н.А.Теффи - «Городок», «Воспоминания», «Авантюрный роман». М.А.Алданов «Чертов мост», «Ключ», «Бегство», «Девятая симфония», «Исторические портреты». А.И.Куприн - «Колесо времени», «Юнкера».
Выходят книги стихов В.Ф.Ходасевича, М.И.Цветаевой. Появляются первые беллетристические произведения М.А.Осоргина «Сивцев вражек», «Свидетель истории», «Книга о концах».
Заявляют о себе молодые прозаики Н.Н.Берберова, Л.Ф.Зуров, И.В.Одоевцева. Возникают группировки молодых поэтов Перекресток, Кочевье и Зеленая лампа в Париже, Скит поэтов в Праге, Кружок поэтов в Берлине, поэтические содружества в Варшаве, Белграде, Талинне, на Дальнем Востоке. Писателем первого ряда в эмиграции считается А.И.Куприн. Его статус мэтра классической русской словесности был непоколебим. В 1920-е годы выходят пять его сборников. Он работал во многих газетах, но материальные трудности и нездоровье все больше давали о себе знать. Деятельный по натуре Куприн принимался за многие коммерческие начинания пытался сниматься в Голливуде, открывал переплетную мастерскую и писчебумажный магазин.
Своеобразной вершиной признания литературы Русского Зарубежья стало присуждение в ноябре 1933 г. Нобелевской премии И.А.Бунину. Он стал первым русским писателем, удостоившим этой высокой награды. И.А.Бунин прожил несколько десятилетий во Франции. Читатель, вероятно, заключит, что этот писатель с мировым именем, нобелевский лауреат, блистал во Всем Париже, окруженный завистливым почтением. Нет, не блистал, да и вряд ли кто из всего Парижа был с ним хорошо знаком. Прославился на месяц, когда получил нобелевскую премию, но отточенный отделкой своего письма так и не заинтересовал парижских литературных снобов. А затем снова стал для французов, которым примелькалась на улице или в кафе его характерная, очень прямая фигура, тонкое старческое лицо и холодный, высокомерный взгляд, всего-навсего мсье Бунин, русским эмигрантом, который, кажется что-то пишет на своем сладкозвучном, но, увы, на французский совершенно непохожем языке. И мало кто из его соседей, в Париже или на Ривьере, где он жил долгие годы, вступал с ним когда-нибудь в разговор. По очень простой причине Бунин плохо говорил по-французски. Понимал все, читал в подлиннике своего любимого Мопассана, но свободно изъясняться так и не научился.
Невероятно, но
факт. Русская Зарубежная литература
явилась прямой продолжательницей
литературы Серебряного века. Она
заняла достойное место в сокровищнице
мировой литературы. Однако, стоит
отметить, что большая часть писателей
и поэтов оказавшихся в эмиграции, утратив
свои корни и потеряв широкого читателя,
все же не смогли сполна реализовать свои
возможности.
5. Искусство Балет
В начале ХХ века
русское балетное искусство достигло
своего расцвета. На сценах столичных
театров блистали Матильда Кшесинская,
Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Трефилова,
Вацлав Нежинский, Михаил Фокин и многие
другие. Европейский зритель познакомился
с русским балетом еще в 1909 году во время
так называемых дягилевских сезонов в
Париже. Они продолжались 6 недель и имели
огромный успех. Это был триумф русского
балета. В 1911 году из ведущих артистов
была сформирована труппа Русский балет,
которая с этого времени начинает гастролировать
по многим странам мира, демонстрируя
сокровища русского театрального искусства
половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»,
«Шехерезаду», «Лебединое озеро», «Жар-птицу»,
«Петрушку». Европейский зритель практически
впервые услышал музыку М.Мусоргского,
Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, И.Стравинского,
увидел декорации А.Бенуа, Л.Бакста, К.Коровина,
Н.Рериха, Н.Гончаровой, М.Ларионова. Руководителем
и антрепренером этой труппы стал С.П.Дягилев.
Он сделал русские сезоны эпохальным событием
в культурной жизни Европы. Живя за счет
гастролей Русский Балет не мог не учитывать
симпатий публики и остаться в стороне
от модных в европейском балете веяний.
Именно в это время в Европе набирают силу
различные модернистские течения. Труппа
переживает тяжелые времена, когда с приходом
Б.Нежинской в качестве балетмейстера,
в ней начинает господствовать конструктивизм
декораций, модернистское упрощение музыки
и акробатизм хореографии. Значение С.П.Дягилева
для балетного искусства трудно переоценить.
Именно С.П.Дягилев привез на Запад спектакли
русской классики. Он выдвинул, а в ряде
случаев и воспитал, хореографов, которые
сыграли решающую роль в развитии мирового
балета. Гастролируя по миру, дягилевцы
проявляли живейший интерес к танцевальным
традициям других стран, вбирая в свое
творчество лучшие из них. Хореографы
и балетмейстеры, работавшие с С.П.Дягилевым,
создали свои труппы. Наиболее известные
деятели русского балета были приглашены
в национальные театры различных стран
в качестве балетмейстеров, солистов и
артистов кордебалета. Так, любимец С.П.Дягилева
С.Лифарь продолжил свою творческую работу
в Гранд-Опера. Учитывая богатый опыт балетмейстера,
руководство Сорбонны пригласило его
на педагогическую работу, поручив ему
чтение курса по истории и теории танца.
Неожиданные педагогические способности
обнаружила прима-балерина дореволюционного
балета М.Ф.Кшесинская. Оказавшись с семьей
в эмиграции и быстро прожив свои сбережения,
она была вынуждена подумать о хлебе насущном.
С этой целью балерина открывает студию
танцев в Париже, из которой впоследствии
вышли многие известные танцовщицы. При
ее участии родился в балете особый жанр
пластической мелодекламации. Поставленный
для нее М.М.Фокиным в 1907 году концертный
номер Умирающий лебедь, надолго стал
символом всего русского балета. Русский
балет пустил глубокие корни, а зарубежный
балет сформировался под влиянием русского
балета.