Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 07:11, реферат
Целью работы является краткое рассмотрение такого исторического процесса, как эмиграция первой волны, и связанного с ней феномена утечки мозгов, рассказать о научно-просветительской работе, зарубежной русской литературе, балете, музыкальном искусстве, театре, живописи, их особенностях и близкой связи с Россией.
Введение. ………………………………………………………2
1. Эмиграция первой волны…………………………………3-4
2. Наука……………………………………………………….5-7
3.Научно-просветительная работа……………………………8
4. Русская зарубежная литература…………………………..9-11
5. Искусство. Балет…………………………………………12-13
6.Музыкальное искусство. ………………………………..14-17
7. Театр……………………………………………………..18-19
8. Живопись………………………………………………..20-21
Заключение……………………………………………………22
Литература……………………………………………………23
6.Музыкальное искусство
Для музыкантов и композиторов эмиграция оказалась не лучшим способом для продолжения творческой деятельности. Во-первых, они лишились своей публики. Ведь, если литератор может просто прочесть свое произведение, то музыканту необходимо устраивать дорогостоящие концерты, которые практически никогда не окупаются. Хорошо, если его творчество имеет камерный характер, тогда композитор может сам исполнить свои произведения. Но, если он симфонист, то для создания хорошего оркестра, ему необходимы огромные средства, которых, естественно, не было. Музыкальное творчество доходов не дает, его существование невозможно без меценатства. У русских эмигрантов денег не было, поэтому даже на концертах в Париже набиралось не более двухсот человек и то на две трети на бесплатные места. Во вторых, возникли серьезные сложности и с публикацией музыкальных произведений. Несмотря на то, что вместе с композиторами эмигрировали четыре русских музыкальных издательства, фактически композиторы издаваться не могли. Издательства в тяжелых экономических условиях были вынуждены перейти на самоокупаемость, а поэтому печатали только известных авторов и то в малых количествах. В третьих, нужно учитывать особенности эмигрантской публики, которая жила воспоминаниями. Для большинства была интересна та музыка, которую они слушали в России. Их не интересовало новое. В четвертых, русские композиторы потеряв прежнюю публику не получили признание и среди европейцев. Русский композитор застал в Европе иное музыкальное понимание, иное звукосозерцание, несомненно, более урбанизированное, потерявшее последние связи с эстетическими родниками. Перспективы для развития музыкального творчества в эмиграции сокращались также отсутствием молодежи. Это объясняется тем, что композитор обычно закладывается в раннем детстве, годам к десяти, затем необходимы долгие годы учебы. Мировая война, революция и Гражданская война не позволили сформировать этой поросли, молодежь не успела получить музыкального образования. Композиторам Зарубежья почти всем было более 40 лет. Все выше изложенное объясняет, на мой взгляд, причины угасания в эмиграции русского музыкального искусства. Многие композиторы, выехав за рубеж, вскоре почувствовали, что их положение менее выгодно, чем оставшихся в России, поэтому они решают вернуться. И все же не следует думать, что в эмиграции не было музыкального творчества. Главенствующее положение на музыкальном Олимпе в русском Зарубежье занимал И.Ф.Стравинский. Несомненно, И.Ф.Стравинский был новатором в музыкальном искусстве. Он создал новый тип музыкального спектакля, характерный для современного условного театра, совмещающий различные театрально-сценические приемы в балет вводится пение, а музыкальное действие поясняется речевой декламацией. Несмотря на то, что композитор уехал из России еще задолго до революции, он остался истинно русским композитором.
Любимцем публики был необычайно популярный в России до революции С.В.Рахманинов. В декабре 1917 года он уехал в Скандинавию и больше не вернулся в Россию. С этого времени начинается второй период его творчества, к сожалению, менее плодовитый, чем первый. Зарабатывая себе на жизнь, он гастролирует из страны в страну. Его называли первым пианистом мира. В отличие от большинства эмигрантов бедности он не знал. У него был прекрасный особняк на озере в Швейцарии, автомобиль, яхта. Не раз он оказывал бескорыстную материальную помощь многим своим соотечественникам. Первые 10 лет эмиграции Рахманинов не написал ничего нового. Многие объясняли это его душевным кризисом, вызванным разлукой с Родиной. Рассказывают, что, когда однажды в Швейцарии композитор Н.К.Метнер спросил у Рахманинова, почему он мало сочиняет, тот ответил «Как же сочинять, если нет мелодии, если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят березы». В последние годы жизни он создал всего 6 крупных произведений, в которых преобладали темы печали, тоски, смерти. Эта романтическая нота особенно ярко проявилась в Третьей симфонии 1936 г. и Рапсодии на тему Паганини 1936 г
Крупным представителем музыкального искусства в русском Зарубежье был С.С.Прокофьев. Еще до революции он прославился в России как композитор, пианист и дирижер. Покинул Россию в 1918 г. и до возвращения на родину жил в Париже. Он признавался друзьям, что в его ушах должна звучать русская речь. Окончательно поняв всю бесперспективность своего проживания в эмиграции, в 1932 г. С.С.Прокофьев все же возвращается в СССР и начинает плодотворно работать, создав музыку к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперу «Война и мир».
И все же звездой первой величины на музыкальном небосклоне Зарубежья была фигура Ф.И.Шаляпина. Его концерты всегда проходили в переполненных залах. Для русских эмигрантов они были особенно волнующим, радостным событием. Зал, переполненный бедно одетыми эмигрантами, вел себя истерически - выкрики, рыдания, стены и пол сотрясались от хлопков. За границей у Шаляпина было бесчисленное множество контрактов. Отношения с советской Россией у него были сложными. Как уже отмечалось, из России он выехал в 1922 г. на гастроли, твердо решив не возвращаться. Такое решение не легко далось артисту в России остались дети от первого брака. Известно, что в ноябре 1918 г. Шаляпину первому было присвоено звание Народного артиста республики. Но в 1927 г. его за невозвращение лишили этого звания. Ф.И.Шаляпин это тяжело переживал, о чем можно судить по его мемуарам.
В отличие от
симфонической музыки русская опера
вызывала интерес у зарубежной публики.
Это объяснялось тем, что она была очень
зрелищным видом искусства, соединявшим
пение, сценографию и декорации, причем,
каждому из этих элементов, уделялось
большое значение. В отличие от России,
в традициях европейского театра огромное
внимание уделялось только вокалу, поэтому
русская опера выгодно отличалась от европейской.
Нравилось также обилие в русских операх
массовых хоровых сцен. Поэтому большинство
театров мира с удовольствием приглашали
русских певцов и ставили русские оперы.
7. Театр
В культуре Русского Зарубежья видное место занимает драматическое искусство. Оно было представлено выехавшими из России актерами. Первым драматическим театром была так называемая Пражская группа Московского Художественного театра, которая через Константинополь выехала в начале в Болгарию, затем в Сербию, и в конце концов остановилась в Праге. Они создали здесь театр с чеховской эмблемой Чайки. Это был единственный театральный коллектив, который выехал из России с готовым репертуаром, декорациями, костюмами и полным реквизитом. Театр действовал, в основном, на средства правительства Чехословакии. Коллектив выезжал на гастроли в Англию,Австрию, Болгарию, Бесарабию, Германию, Румынию, Королевство СХС. За рубежом слава этого театра была столь велика, что артистов повсюду принимали очень радушно. Несколько русских драматических коллективов существовало в Париже. В 1924 г. известный театральный режиссер Ф.Комиссаржевский открыл театр-кабарэ Радуга, но он просуществовал не долго. В этом же году возникает постоянно действующий Русский драматический театр. Во главе коллектива становится А.И.Хорошавин. В качестве режиссера был приглашен В.Д.Муравьев-Свирский, после его смерти артист МХТа И.В.Дуван-Терцев. Театр действовал недолго, всего один сезон. В 1927 г. в Париже артисткой Петербургского Малого театра Д.Н.Кировой кн. Касаткиной-Ростовской был основан Русский интимный театр. Д.Н.Кирова выступала в нем не только как актриса, но и как режиссер театральной труппы. Кроме классики они ставили пьесы современных авторов. Русский эмигрантский театр устанавливал контакты с французскими театрами, в которых русскими режиссерами ставились пьесы русских драматургов.
Многочисленные
попытки создания театральных коллективов
из выехавших актеров
Но в большинстве
своем к концу 1930-х годов чисто русских
театральных коллективов уже не существовало.
Эмигранты адаптировались к окружающей
действительности, освоили язык стран
проживания и острой потребности в существовании
собственно русских театров уже не было.
И все же русское зарубежное искусство
внесло существенный вклад в развитие
мирового театра и кино. Большую роль в
этом сыграли такие режиссеры-новаторы
как М.А.Чехов и Н.Н.Евреинов.
8. Живопись
В 1920-е годы в эмиграции по разным причинам оказались такие видные представители изобразительного искусства как Л.С.Бакст, А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, Н.С.Гончарова, М.В.Добужинский, М.Ф.Ларионов, В.В.Кандинский, С.Т.Коненков, К.А.Коровин, С.К.Маковский, Н.К.Рерих, З.Е.Серебрякова, С.Ю.Судейкин, М.З.Шагал, А.Г.Явленский и другие. Русские художники в эмиграции представляли самые различные течения и жанры. Среди них были как широко известные мастера, так и начинающие. Лишь немногим удалось открыть свои мастерские и продолжить работу на чужбине. Вместе с тем, ряд известных художников продолжал выставляться. Их работы покупали картинные галереи и коллекционеры. В отличие от литературы, изобразительное искусство является интернациональным жанром, в нем отсутствуют языковые барьеры, оно в большей степени аполитично. Поэтому признанные мастера сохранили свою популярность и в эмиграции. Кроме того, большая часть из них, уехав, не теряла связей с коллегами-соотечественниками, участвуя в совместных выставках и вернисажах. Известным художником Зарубежья был А.Н.Бенуа, один из основателей Мира искусства. За границу он уехал в 1926 г. и обосновался в Париже. Здесь он сотрудничал с газетой Последние новости, помещая статьи по истории искусства, продолжал создавать графические работы. Однако подлинную революцию он совершил в театральном декоративном искусстве. До него декорации театральных сцен практически не были связаны с содержанием спектакля, а были его красочным фоном. С приходом Бенуа декорации становятся неотъемлемой частью всей композиции спектакля. Шедеврами живописи стали его декорации, показанные во время дягилевских сезонов к балетным постановкам «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского. Им были оформлены оперные спектакли «Садко» Римского-Корсакова, «Пиковая дама» Чайковского.
Широкую известность, как художник-декоратор, приобрел в эмиграции М.В.Добужинский, уехавший из России в 1924 году. Его работы выставлялись как на групповых зарубежных выставках в Париже 1923 и Дрездене 1924, так и на персональных в Петрограде 1925, Таллинне 1925, Амстердаме 1928 и Лондоне 1935.
В известном
смысле против своей воли попал в
эмиграцию Н.К.Рерих С 1916 г. по состоянию
здоровья был вынужден поселиться в
Финляндии, а после ее отделения оказался
за пределами России. Его дневники свидетельствуют,
что художник не собирался порывать с
родиной. Советскую Россию он воспринимал
как реальность. В 1920 г. персональная выставка
Н.К.Рериха открылась в Нью-Йорке. Она имела
ошеломляющий успех. Здесь экспонировалось
175 работ художника. Все эти работы были,
с одной стороны необычны для американцев
по своей тематике, а с другой очень убедительны
по своим общечеловеческим идеалам и мастерству
исполнения. После Нью-Йорка жители еще
28 городов США увидели картины Рериха.
Широкую известность Рерих получил как
археолог и этнограф. В отличие от других
художников, оказавшихся на чужбине. Рерих
не только продолжает свое творчество,
но и ведет огромную общественную работу.
Художник разрабатывает оригинальную
эстетическую концепцию. В 1920 г. в США он
организует Институт объединенных искусств,
считая, что искусство очистит человечество.
Здесь работали секции изобразительных
искусств, музыки, хореографии, архитектуры,
театра, литературы и другие. Институт
был создан для работы среди молодежи.
В начале 1930-х г. по его инициативе была
создана Всемирная лига культуры. Программа
Лиги предусматривала работу по распространению
идей мира и по охране культурных ценностей,
предполагалось также оказывать поддержку
передовым научным изысканиям, изучать
вопросы материнства и детского воспитания,
обмениваться культурными достижениями
между государствами.
Заключение.
Любая масштабная эмиграция из любой страны, как насильственная, так и добровольная - показатель глубокого кризиса, охватившего эту страну, кризиса экономического, политического, социального, прежде всего духовного, когда страна отторгает от себя часть своего населения, зачастую самую свободолюбивую и активную, чтобы оставшиеся под страхом смерти смогли вместиться в прокрустово ложе узкой, нетерпимой к иным взглядам и образу жизни идеологии. То, что происходило в России и эмиграция из нее это две стороны одной медали русского кризиса падения и наказания. Эмиграция попытка в одиночку выйти из этого кризиса. Это невозможно. Необходимо общее покаяние и искупление. Время собирать камни.
Период эмиграции для деятелей русской культуры был всегда переломным моментом в их творческой биографии, предшествовавшим смене ценностных ориентаций или кардинальному пересмотру предшествующего периода деятельности, жизненного пути. Как правило, в эмиграции усиливались одновременно национально-русская специфика и “всемирная отзывчивость” русских деятелей культуры. Вдали от родины возникало и невиданное прежде ощущение гражданской и личностной свободы: раскрепощение от тяготивших на родине условностей, политической и духовной цензуры, полицейской слежки, зависимости от официальных властей. Фактически внешняя эмиграция деятелей русской культуры всегда была лишь овеществлением, материализацией их “внутренней эмиграции” — формы идейной или творческой самоизоляции от российской действительности. Этот кризис мог быть творчески продуктивным или, напротив, вести к творческому бесплодию.