Культура серебренного века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:22, реферат

Описание

Серебряный век «русской поэзии» — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века. Оно дано было по аналогии с золотым веком — так называли начало XIX века, пушкинское время.
Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Символизм……………………………………………………………...4
2. Акмеизм…………………………………………………………………7
3. Футуризм………………………………………………………………..9
4. Значение «Серебряного века» для русской культуры………………13
5.Тень «Серебряного века»……………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Культура серебрянного века2.docx

— 35.09 Кб (Скачать документ)

      Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

     Забайкальский аграрный институт – филиал ФГОУ ВПО

     «Иркутская  государственная сельскохозяйственная академия»

     Экономический факультет

     Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     дисциплина  «Культурология»

     тема: «Культура «Серебряного века» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студентка 1 курса 

                                          811гр. Власова Е.А. 

                                               Проверил: преподаватель

                                                     Ярославцева О.Р. 
 
 
 
 

2011г. 

     Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………..3

     1. Символизм……………………………………………………………...4

     2. Акмеизм…………………………………………………………………7

     3. Футуризм………………………………………………………………..9

     4. Значение «Серебряного века» для русской культуры………………13

       5.Тень «Серебряного века»……………………………………………..15

      Заключение………………………………………………………………..16

      Список литературы……………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Серебряный век «русской поэзии» — это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - начала XX  века. Оно дано было по аналогии с золотым веком — так называли начало XIX  века, пушкинское время.

     Словосочетание  «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX веков; оно стало  использоваться как обозначение  всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX века в России.     

     Понятие «серебряный век»  невозможно свести к творчеству одного или даже десятки  значительных художников – он характеризует  «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени  провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Это  была эпоха пограничная, переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся  по стране революции, участие России в первой мировой войне…

     Конец XIX — начало XX в. представляет собой  переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной, жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

     Русская поэзия “серебряного века” создавалась  в атмосфере общего культурного  подъема как значительнейшая  его часть . Характерно, что в одно и то же время  в одной стране  могли творить такие ярчайшие таланты, как А.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список  можно продолжать и продолжать. В  истории мировой литературы это  явление было уникальным. 
 
 

  1. Символизм

     Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже ХIХ и ХХ вв.

     Теоретические, философские и эстетические корни  и источники творчества писателей-символистов  были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, В. Иванов искал  теоретической опоры в философии  и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый  увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом,  Ницше. 

     Художественным  и публицистическим органом символистов  был журнал «Весы» (1904 – 1909).«Для нас, представителей символизма, как стройного  миросозерцания, – писал Эллис, –  нет ничего более чуждого, как  подчинение идеи жизни, внутреннего  пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может  быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам».  

     Эти установки и определили борьбу символистов  против демократической литературы и искусства, что выразилось в  систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в  ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую  критику  и эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать  «своими» Пушкина, Гоголя, названного В. Ивановым «испуганным соглядатаем  жизни», Лермонтова,  который, по словам того же В. Иванова, первый затрепетал «предчувствием символа символов –  Вечной Женственности». 

     С этими установками связано и  резкое противопоставление символизма и реализма. «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают  мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию.  «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов «мистическими ключами тайн»,  которые помогают человеку выйти к свободе'. 

     Наследие  символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.

     Для поэзии В. Брюсова этого времени  характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую  образованность В. Я. Брюсова,  называя  его самым культурным писателем  на Руси.  Брюсов принял и приветствовал  Октябрьскую революцию и активно  участвовал в строительстве советской  культуры. 

     Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в известном  отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление  в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей  продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях,  судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни. 

     Традиции  критического реализма продолжали сохраняться  и развиваться в творчестве крупнейшего  русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953). Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911). 

     1912 год стал началом нового революционного  подъема в общественно-политической  жизни России.

     Принято различать «старших» и «младших»  символистов. «Старшие» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты  и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали  философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

     В основе платформы «младших» символистов  лежит идеалистическая философия  В. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. В. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства –  «...создание вселенского  духовного организма», что художественное произведение это – изображение  предмета и явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание  роли поэта как теурга, священнослужителя.  В этом заключено, по разъяснению  А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистикой». 

     Символисты  стремятся к созданию сложной, ассоциативной  метафоры, абстрактной и иррациональной.

     Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском  искусстве. Происходившая в 1910 г. в  среде художественной интеллигенции  полемика вокруг символизма выявила  его кризис.  Как  выразился  в  одной  из  своих  статей Н. С. Гумилев, «символизм закончил свой круг развития и теперь падает». К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), на смену ему пришел  акмеизм. 
 
 
 
 
 

  1. Акмеизм

     Акмеизм - (от греч. «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич,  М. А. Кузмин и др.

     Акмеисты  в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального  земного бытия, «мужественно твердый  и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с тем они пытались утвердить  прежде всего эстетико-гедонистическую  функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической  основой его оставался философский  идеализм. Однако среди акмеистов  были поэты,  которые в своем  творчестве смогли выйти из рамок  этой «платформы» и обрести новые  идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич). 

     Акмеисты  считали себя наследниками «достойного  отца» – символизма, который, по выражению Н. Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь падает».  Утверждая звериное, первобытное  начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали  всякий отказ от борьбы за изменение  жизни. «Бунтовать же во имя иных условий  бытия здесь, где есть смерть, –  пишет Н. Гумилев в работе «Наследие  символизма и акмеизм», – так  же странно, как узнику ломать стену,  когда перед ним – открытая дверь». 

     И в то же время у акмеистов постоянно  звучат ноты обреченности и тоски. Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко,  1889 – 1966) занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник «Вечер»  вышел в 1912 г. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна.  Своей любовью  к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеистической идеи «первозданного Адама». Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на советский период. 

     Акмеисты  стремились вернуть образу его живую  конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские  символисты «...запечатали все слова, все образы, предназначив их исключительно  для литургического употребления. Получилось крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол.  Нельзя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад  не будешь». 

     И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они «...рождаются впервые» «как невиданные доселе, но отныне реальные явления». Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического  образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Футуризм

     Одновременно  с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм, распадавшийся на несколько  группировок. Как и другие модернистские  течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических  группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких  поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников,  А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский,  и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев,  1887 – 1941). В группе футуристов под названием  «Центрифуга» начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев  и Б. Л. Пастернак. 

     Футуризм  провозглашал революцию формы, независимой  от содержания, абсолютную свободу  поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем  манифесте с эпатирующим названием  «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в сборнике с тем  же названием в 1912 г., они призывали  сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с «Парохода Современности». А. Крученых отстаивал право поэта на создание «заумного», не имеющего определенного  значения языка. В его писаниях русская  речь действительно заменялась бессмысленным  набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922),  В.В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить  интересные эксперименты в области  слова, благотворно сказавшиеся  на русской и советской поэзии. 

Информация о работе Культура серебренного века