Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:57, контрольная работа
Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.
1. Введение
2.Индуизм как мировоззренческая основа культуры средневековой Индии.
3.Специфика социальной организации средневековой Индии (варно-кастовая система) и ее влияние на культуру.
4 . Индуистское мировоззрение и его отражение в искусстве.
В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.
Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.
Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.
2. Специфика социальной организации средневековой Индии (варно-кастовая система) и ее влияние на культуру.
«Варна» - вид, разряд, цвет, использовалась для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что изуст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней -шудры. Представителей трех высших варн именовали «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения (обряд инициации, в ходе которого на шею надевался шнурок определенного цвета и материала), после которого можно было стать домохозяиноми отцом семейства.
Четвертая варна состояла из неполноправных неариев и пополнялась за счет подчиненных аборигенных народов. поскольку возникла позже других, то все те, кто по рождению не принадлежал к первым, вошли в четвертую. Неполноправные – не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых действиях наравне с представителями других варн.
С течением времени в положении варн происходили изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой. Варна вайшьев теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, становилась намного ниже первых двух. Шудры, напротив, приобрели ряд присущих другим варнам прав и тем повышали свой статус. Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освещены непререкаемыми религиозными нормами. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Система со временем не только не распадалась, а становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место
в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.
По принципу варно-кастовому были организованы и города, возникшие впервые в долине Ганга около IX-VIII веков до н.э. В городах селились по большей части ремесленники, которые были организованы в корпорации- шрени и существовали подобно сельским общинам, однако они подчинялись государству и платили налоги, также регистрировались по месту жительства.
В государственном ведении находились также дорожное строительство, крупная, в основном морская, торговля и судоходство. Но в целом Индия отличается от других восточных культур тем, что в ней никогда не существовало сильной административной структуры и политической власти. Это не было необходимо, поскольку особенности менталитета, традиции жесткой фиксации положения каждого человека в обществе через систему варн и каст создавали основание для государственной целостности.
Усложнение жизни людей привело к разделению варн на различные касты. В настоящее время кастовый строй сохраняется преимущественно у крестьянского населения страны.
3. Индуистское мировоззрение и его отражение в искусстве.
К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна), которые на первых парах передавалась из уст в уста.
Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг).
В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.
В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.
Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.
В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.
Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской.
Древнеиндийские химики добывали
серную, соляную и азотную кислоты.
Врачи стремились выработать определённую
систематизацию болезней и создали
теорию основных соков организма. Наличие
в Индии многих языков и наречий
сделало необходимым
Наиболее замечательными
памятниками древнеиндийской
Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма). На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.