Культура средневековой Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание

Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Содержание

1. Введение
2.Индуизм как мировоззренческая основа культуры средневековой Индии.
3.Специфика социальной организации средневековой Индии (варно-кастовая система) и ее влияние на культуру.
4 . Индуистское мировоззрение и его отражение в искусстве.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.54 Кб (Скачать документ)

Тема 39. Культура средневековой индии.

 

План

1. Введение

2.Индуизм как мировоззренческая  основа культуры средневековой  Индии.

3.Специфика социальной  организации средневековой Индии  (варно-кастовая система) и ее влияние на культуру.

4 . Индуистское мировоззрение  и его отражение в искусстве.

 

Список использованных источников:

 

1.Быстрова А.Н. Мир культуры  ( Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000

2. Васильев Л.С. История  Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994

3. Мифологический словарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991

4. Тришин А.Ф.  Мировые  религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: «  Курсив», 1997

5. Хождение за три моря. Афанасий Никитин.- М.: Издательская  группа «Прогресс»- « Культура», 1995

6. Хрестоматия  по истории  древнего мира. Пособие  для  учителя./ сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991

 

Введение

Индийскую культуру можно  сравнить с могучей рекой, которая  берет начало      высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Харша, правитель княжества Канаудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами – 

бенгали, маратхи, хинди и  панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие 

религиозно-философские  течения, как веданта, в частности  учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции.

Система каст, первоначально  связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным моментом в  истории культуры Индии явилось  установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.  

Первые мусульманские  сооружения в Индии отличались строгостью и простотой линий. Однако вскоре зодчие стали перенимать декоративные элементы индуистских храмов, в частности  мотив лотоса. В то же время многие средневековые индуистские храмы  заимствовали черты мусульманской  архитектурной традиции – купол, арку, перегородки из резного камня  и мрамора. Своего расцвета индийская  архитектура достигла в период правления  Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе".

В живописи также видно  смешение двух традиций. Вдохновленные  творчеством Бехзада и других выдающихся персидских живописцев придворные художники Великих Моголов создали новую школу миниатюр. Представители раджпурской школы, заимствовав превосходную технику и изысканность персидской миниатюры, в своих самобытных произведениях выражали индийские религиозно-эстетические взгляды.

Одним из величайших гениев средневековой Индии был Амир Хусров Дехлеви – поэт, музыкант, лингвист. Он изобрел несколько музыкальных инструментов, ставших классическими в индийской музыкальной культуре, а его эксперименты в области поэзии привели к возникновению урду, одного из основных языков Индии. Для национальных литератур шестнадцатое и семнадцатое столетия были периодом расцвета культовой поэзии. Нанак, основатель сикхизма, Тулсидас, чей вариант эпоса "Рамаяна" на хинди по сей день читается и декламируется миллионами индийцев, Кабир, поднявшийся в своем творчестве над религиозными разногласиями, – эти и многие другие поэты проповедовали всемирную религию терпимости и любви.  

 

1.  Индуизм как мировоззренческая основа культуры средневековой Индии.

     Индуизм – древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II–III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эры он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии. При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, протягивая в современность традиции культуры, зародившиеся на заре истории.

     Индуизм унаследовал у ведических взглядов идею об иерархии  людей и принадлежности  их к различным варнам, о роли брахмана как посредника между людьми и богами, о сансаре и карме.

    В индуизме  прослеживаются два направления- шиваизм и вишнуизм. В шиваизме, кроме устрашающего  бога Шивы, почитается  уравновешивающая  его богиня Кали, супруга бога Шивы, его женская половина.  Поклонение богу-защитнику Кришне породило еще одно направление религии-  кришнаизм.

     По числу приверженцев (их насчитывается свыше 700 млн.), индуизм – одна из самых распространенных религий мира. Его адепты составляют около 80 процентов населения Индии. Последователи индуизма живут, также, в других странах Южной и Юго–Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла–Деш, Шри–Ланке, Индонезии, в ЮАР и др. местах. К концу нынешнего столетия, индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание его в качестве одной из мировых религий.

В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том  числе и все мировые – буддизм, ислам, христианство – но, тем не менее, она была и остается страной  индуизма, по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Как религиозный феномен  индуизм отличается сложностью и  противоречивостью, если не сказать  больше – запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко–культурную проблему представляет собой уже самое определение термина "индуизм". До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

За несколько тысячелетий  своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно–философской доктрины и  теологических воззрений. Он пронизывает  все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко  интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом  жизни и целостным поведенческим  стандартом.

Сложнейшая религиозная система  индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные  крайности и умело приспосабливается  к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и  жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной  религиозной системе с общими мировоззренческими установками. При  всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно  стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих  богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо–ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Для европейского и, вообще, западного понимания и чувств, индуизм остается чуждым и непривычным  многими чертами и особенностями: он не отвечает нашим привычным стереотипам, выработанным иудео–христианскими религиями.

Прежде всего, он не является конфессиональной, логически организованной системой, специфические черты которой  можно легко перечислить и, тем  самым, выявить его своеобразие. Индуизм – конгломерат самых  разнообразных идей, течений, сект, направлений, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования  и радикально не противоречат его  базовым установкам. В индуизме нет  и не может быть еретических форм (в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четкой зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью.

Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется  не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и  временных: они сказываются во множестве  локальных традиций и в приурочивании  религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяютсяя общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания  и обилием мифо–ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними, он, подобно зыбучим пескам, поглощад их и интегрировал, тем самым, обеспечивая себе широкое распространение и в пространстве, и во времени.

С точки зрения привычных  европейских стандартов, индуизм  выглядит логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной индийской культуры, он имеет системность совершенно особого  рода: она связана с мифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит архаической эпохи. Индуизм  можно трактовать как систему  знаков и символов культуры, несущих  в себе древние традиции, развивающие  и сохраняющие их в разных исторических условиях. В индуизме не были "забиты" последующими культурными традициями и наслоениями многие принципы организации  архаической культуры с ее главным  акцентом на ритуально–магической стороне  и приверженностью к мифологическому  мышлению. Эта особенность индуизма сквозит во многих его чертах и  проявляется, в частности, в его  ярком игровом начале.

Индуизм не знал, и по сию  пору, не знает единой организации (наподобие  христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Храмы, которые стали строить в Индии, примерно, в конце периода древности, были автономными образованиями и не подчинялись какому–либо высшему духовному лицу, облеченному саном. Разного рода жрецы, учителя–ачарьи, наставники–гуру обслуживали и сейчас обслуживают отдельные семьи, секты, царей, частных лиц и т.п., но они никогда не были организационно связаны между собой; не являются таковыми и сейчас. За всю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы, которые устанавливали бы общие нормы, принципы и правила поведения или кодифицировали тексты.

Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно  только родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним  традициям, заповедям предков и  соблюдение ритуально–поведенческих  норм, которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в  мифах и подтверждены авторитетом  священных текстов.

Знакомство с основными  характеристиками индуизма важно не только для профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает некоторые  новые теоретические положения  и дает сведения о совокупности фактов, полезных и необходимых при сравнительном  анализе религий, а также при  овладении искусством.

В индуизме на первый план выдвигается  бог - творец, устанавливается строгая  иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле  социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.

Информация о работе Культура средневековой Индии