Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:57, реферат
Эпоха Средневековья характеризуется становлением феодального общества, культура которого носила религиозный характер. Апофеоз христианской религии, а именно, католической ветви, отразился на культурной картине мира средневекового европейца. Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены, согласно христианству, к Богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, ду¬ховному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку.
Ведение 3
Основные черты духовной культуры средних веков 5
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Содержание
Ведение
Основные черты духовной
культуры средних веков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эпоха Средневековья характеризуется становлением феодального общества, культура которого носила религиозный характер. Апофеоз христианской религии, а именно, католической ветви, отразился на культурной картине мира средневекового европейца. Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены, согласно христианству, к Богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. В основе христианского миросозерцания лежит идея творения, поэтому всякая природа осознается как проявление божественной мудрости, символическое выражение определенного отношения Бога к человеку.
В средневековой христианской культуре можно выделить основные черты:
Средневековая христианская культура сыграла огромную роль в развитии европейской и мировой культуры: в ее лоне формируются особого типа города, зарождаются европейские нации и государства, складываются современные языки, создаются шедевры живописи и архитектуры. Однако она имела некоторые негативные черты: отрицание любой языческой культуры на многие века похоронило великие произведения античной культуры в эпоху Средневековья, консервативная авторитарная политика привела к экономической и политической раздробленности, застою и сплошной неграмотности.
Культурная доминанта средневековой эпохи содержит в себе следующие характеристики: во-первых, это идея совершенства, линейности - человек нуждается в постоянном единении с Богом, ибо только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности; здесь становится ключевой идея прогресса, развития, духовного возвышения; во-вторых, культура понимается как преодоление ограниченности человека, личности, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «естественных», от природы не испорченных, которые должны быть дополнены верой; в-третьих, рациональность в данной культуре становится не важной, главнее вера, надежда, любовь; счастье человека видится не в познании природы, себя, а только Бога, в осознании духовного родства со Всевышним.
Основные черты духовной культуры средних веков
Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, нтичной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало». Главными в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия; христианство.
Эти традиции усваивались во время борьбы римлян с «варварами» и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, бриттов, саксов, ютов и других племен Западной Европы, представляющую т.н. «германское начало» средневековой культуры, В результате взаимодействия этих начал возникло напряжение «диалога культур», давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.
Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были:
Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась и городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.
Социальная культура средневековья выступает прежде всего как политическое господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом». Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, народ - трудился. Тем самым христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы человеческой жизни. Интересной особенностью этого процесса явилось формирование монашества, которое олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетического «сораспятия» Христа при жизни, совместной святой жизнедеятельности. Одним из первых орденов Западной церкви является Бенедиктинский (VI в.). Он представлял собой объединение монастырей с единым Уставом. Характерной особенностью бенедиктинцев было практическое милосердие, высокая оценка труда, активное участие в экономической жизни общества. Главной целью Доминиканского ордена (XII в.) являлась борьба с еретиками. Монахи Францисканского ордена (XIII в.) стремились подражать нищенской жизни Христа на земле.
Для второй сословной группы - дворянства - характерны иные представления о человеке и его месте в мире. Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о слове, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, своему сеньору, прекрасной даме, слову, что, впрочем, касалось только отношений с благородными людьми, но не с народом. В этих условиях личная свобода человека не продвинулась дальше свободы выбора господина. Если в античном мире гражданин полиса ощущал свое единство с социальным целым в повседневной жизни, то средневековая целостность резко отличалась от полисной своей иерархичностью. Средневековый человек эту связь с целым ощущал лишь духовно, через Бога. Тем самым в средние века начался переход от рабовладельческого сообщества равных, свободных граждан - к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности - к этике личного служения.
Средневековый тип отношения человека к миру складывался на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим. В этих условиях важнейшим достижением средневековой культуры стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности До XIII века преобладала тяга к общему, принципиальный отказ от индивидуального, главным для человека была типичность. Европеец жил в обществе, не знающем развитого отчуждения, в котором человек стремился быть «как все», что являлось воплощением христианской добродетели. Средневековый человек выступал как каноническая личность, олицетворяющая обособление личного начала от всеобщего и подчинение личного всеобщему, надындивидуальному, освященному религиозными формами сознания. После XIII века наметился мировоззренческий поворот, все более осознавались притязания отдельной личности на признание. Этот процесс шел постепенно, поэтапно, начавшись с осознания принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеховому коллективу, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку они приняты и одобрены своим коллективом. Человек становился сословной личностью (в отличие от родовой личности античного мира).
Следующий этап - выполнение человеком своих социальных ролей. Собственно говоря, в зрелом средневековье человек выступал не столько как личность, сколько как ее социальная роль (купец, рыцарь, ремесленник), когда жизнь человека есть выполнение своей социальной роли, которая воплощается в профессии. Человек отождествлялся со своей профессией, а не занимался той или иной профессиональной деятельностью.
Канонический тип личности начал испытывать социальное напряжение под давлением развития форм общения людей в процессе становления буржуазных отношений. Чувствующая свою растущую самостоятельность в экономической сфере, личность все более стала осознавать свое противопоставление социальному коллективу. Это предъявляло новые требования и к духовному миру человека.
Главной чертой духовной культуры средневековья является доминирование христианской религии. Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного плотским активизмом поздней, римской античности. Языческие религии были не готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами манихейского типа. Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей спиритуалистичности, Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь, которое можно пощупать (Фома Неверующий). Кроме того, один Бог лучше понятен человеку, имеющему одного хозяина (сеньора).
Всегда ли имело христианство в средние века абсолютно господствующее положение или ему противостояло, выступало альтернативой какое-либо другое явление? В период раннего средневековья, вплоть до X века даже в таких официально христианских странах, как Англия, Франция, Италия, Испания наряду с христианством сохраняли большое влияние языческие верования варваров, для различных социальных слоев наблюдается своя особая религиозность. Так, для знати более характерно формальное исповедование христианства и менее выражено сохранение язычества. Для простонародья - наоборот. В этот период были весьма распространены случаи, когда даже церковное начальство, само варваризовавшееся или не способное бороться с дикостью магнатов и народа, шло на уступки в религиозной сфере и духовной практике. И все же, несмотря на это «двоеверие», христианство уже в данный период явно преобладало над язычеством, и к началу второго тысячелетия на большей части территории Западной Европы оно стало единственной религией. Это подтверждается и тем, что повсеместно началось строительство церквей, они появились при всех мало-мальски значительных приходах, и по своим размерам церковные здания нередко превышали потребности прихожан.
Данный факт свидетельствует не только об экономическом подъеме, но и о повышении религиозного энтузиазма людей. Так, начиная с X в. и до эпохи Просвещения (конец XVII - начало XVIII в.) христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир. Тем не менее европейские философы и ученые давно говорили о существенном различии образа мышления, нравов и поведения христиан-господ и христиан-простолюдинов. В начале XX века в результате этого возникла теория двух культур: аристократической и народной. А к настоящему времени заметное влияние приобрела точка зрения, что у единой средневековой христианской культуры существуют два полюса: ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства) и культурные традиции простонародья, конденсированные в фольклорном творчестве («безмолвствующего большинства»).
В связи с изучением роли христианства в средневековой культуре следует обратить особое внимание на так называемую «культуру безмолвствующего большинства». Хотя простые люди не знали, не желали иметь другой религии и в большинстве своем с энтузиазмом принимали христианство, они в своем мировосприятии, самоощущении, своих мыслях, образах, чувствах, наконец, в поведении до неузнаваемости преобразовывали христианское вероучение. Достаточно указать на так называемые народные суеверия, на популярность ворожбы, колдовства, которые со времен средневековья и по настоящее время используют в христианской религии: молитву-заклинание, крест-амулет, иконы и т.д.
Следовательно, наличие фольклорной культуры представляет собой весьма явную мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству. Его мировоззренческой осью становится вероисповедальная христианская связь единоверцев, их духовно-нравственных исканий. Христианство все идеалы, которые воодушевляли античность - радость земного бытия, чувственное, любовное восприятие реального мира, представление о человеке во всей его мощи и славе, осознание его прекраснейшим увенчанием природы, - заменило стремлением к загробному существованию, умалением человека, сведением его к греховному существу, порицанием всех телесных радостей, ужасом перед неразгаданными силами природы. Переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, земными радостями, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, являет собой новый уровень духовного самосознания человека. В христианстве образцом выступает человек смиренный, духовный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью. В условиях господства эсхатологизма и психологии мессианства сущность нравственного идеала средневековой христианской идеологии можно представить единством Веры, Надежды и Любви. В этой триаде Вера выступает как особое состояние духа, как ведущая к Богу святая простота. Надежда олицетворяет идею спасения от греха с помощью Бога через загробное воздаяние, путь к которому - смирение, следование образцам освященного церковью поведения. Любовь понимается как любовь к Богу, как связь, устремление к нему человека.