Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:52, реферат
Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и ...логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.
1. Проблема типологии культуры
2. Проблема типологии культуры
3. Концепции культурологии
Вслед за Фрейдом Юнг рассматривал культуру в неразрывной связи с психическими процессами. Он объяснял эти процессы на основе своих психологических концепций, прежде всего коллективного бессознательного и архетипов. Так он разъяснял, например, художественное творчество: произведения искусства всегда появляются в результате бессознательного развертывания архетипа и его оформления в конкретных художественных образах.
Структурный подход стал применяться
для исследования культуры во второй
половине ХХ века. Понятие структуры,
используемое как основа различения
и классификации культуры, создало
новые возможности
Структура — совершенно не то же самое, что состав объекта. Это совокупность устойчивых связей между элементами состава. Структуру возникает, например, в совокупности категорий науки; структуры — это отношения в семье, группе, обществе. Своим рождением структурализм обязан швейцарскому ученому Фердинанду де Соссюру (1857-1913). Он первым применил структуралистский подход в лингвистике, анализируя язык как систему знаков, в которой, по его мнению, каждая языковая единица может быть определена только в соотношении к другим языковым единицам данной системы. Используя научные методы формализации и математического моделирования, Ф. де Соссюр исследовал такое основополагающее явление культуры, как язык, доказав, что именно он является самой простой и универсальной знаковой системой.
В первой трети XX века происходит
распространение
Леви-Строс поставил в центр своих исследований человеческий аспект, отсюда и теория была названа структурной антропологией. Так же — «Структурная антропология» — называется и главная научная публикация ученого (1958, рус. перев. 1983).
К. Леви-Строс исследовал культуру первобытного общества с помощью этнографии, которая фиксирует конкретные факты; этнологии — первой стадии синтеза с использованием сравнительного метода; антропологии, которая и выявляет структурные элементы бессознательной области человеческой психики. Изучались прежде всего миф, ритуал и система родства. Как писал Леви-Строс, надо изучать слова и поступки людей и, отталкиваясь от них, двигатьсяк выявлению устойчивых структурных элементов.
Леви-Строс доказывал, что по мере развития культуры менялось соотношение между природой и бессознательной структурой человеческого разума, все больше отдаляя человека от его природных первоистоков. Современная цивилизация, считает философ, делает человека несчастным, так как лишает его неразрывной связи с природой. Жизнь дикаря представлялась Леви-Стросу идеальной: она, как считал Леви-Строс, была изначально целостна и гармонична.
Концепция игры как основы культуры наиболее глубоко и последовательно была сформулирована и изложена голландским культурологом Й. Хейзингой (1872-1945) в книге «Homo ludens» («Человек играющий» — 1938г.) На этой основе также возникает оригинальная типология.
Хейзинга утверждает, что культура — это продукт «играющего человека». При этом ученый не имеет в виду, что культура происходит из игры в результате процесса эволюции. Более того, он отнюдь не считает, что первоначальная игра, путем различных модификаций, постепенно преобразовывалась в культуру. Размышления Хейзинга гораздо глубже. Дословно, в тексте книги это звучит так: «Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается» (там же. — С. 67).
Вместе с тем ученый
предупреждает, что «не следует
понимать дело таким образом, что
игра мало-помалу перерастает или
вдруг преобразуется в
В первобытном обществе игровое
начало сыграло важнейшую роль в
возникновении мифологии, магии
и всевозможных ритуалов и обрядов.
Человек пытался понять окружающий
его мир и освоить его
На каждой последующей стадии развития культуры игра, как показывает Хейзинга, играла важную роль в формирования культурных форм. Правда, степень влияния игрового начала на культурный процесс в ходе исторического развития культуры уменьшается. Очевидным стало такое отступление игры в новое время, и особенно с конца ХVIII века, когда «духом общества стали завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы ... и идеал буржуазного благополучия» («Человек играющий» — С. 216). Поэтому культура в Европе XX века попадает в кризис. Преодолеть его можно, считает Хейзинга, вернув культуре в сознании людей изначальные игровые аспекты.
Х. Ортега-и-Гассет (1889-1953), испанский философ, продолжил представления Й. Хейзинги о культуре как игре, предположив, что «творящее новую культуру меньшинство» общества, которое противостоит заурядному социальному большинству, создаёт новую культуру «играя», не оглядываясь на утилитаризм, прагматизм, обыденность человеческого бытия. Такому культурному творчеству присущи, подобно игре, спонтанность, импульсивность, порыв жизненная активность, возвышение над природой. Соответствующая типология включает элитарную культуру и культуру массы
Литература
http://www.countries.ru/