Культура Узбекистану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:10, контрольная работа

Описание

Пла С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента).

Содержание

1.Архитектура. Народное зодчество.

Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6

2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10

3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13

4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг

Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17

5.Литература. ………………………………………………………17-18

Узбекская советская литература

6.Музыка. Вывод……………………………………………………18

7.Список литературы………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Узбекистан.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Міністерство  освіти і науки України

Запорізький національний технічний університет

                                                Факультет міжнародного туризму та управління

                                                       Кафедра «Журналістики» 
 
 

Контрольна  робота

з дисципліни

Культурологія

Тема: «Культура  Узбекистану» 
 
 
 
 

Виконала:                                           

                                                             
 
 
 

Перевірила:                                          
 
 
 
 

Запоріжжя 2008

    План 
 
 

    1.Архитектура. Народное зодчество.

    Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6 

    2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10 

    3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13 

    4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг

    Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17 

5.Литература. ………………………………………………………17-18

  Узбекская  советская литература 

    6.Музыка. Вывод……………………………………………………18

    7.Список  литературы………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В19 в. Территория Узбекистана входила  в состав позднефеодальных государств – Бухарского, Хивинского и Кокандского  ханств, между которыми велись беспрерывные войны. 

     Архитектура

    С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента). Дворцы правителей (Таш-Хаули в Хиве, Худояр-хана в Коканде, Ситораи-Махи-хаса в Бухаре) отличаются пышным многоцветным декором (резьба по дереву и ганчу, иногда с подкраской; орнаментальные росписи). В разнообразии и сложности узоров (геометрические плетёнки, растительные арабески, надписи) и виртуозности исполнения с применением различных техник резьбы и росписи появились неудержимая фантазия и накопленное веками мастерство народных орнаменталистов, искусство которых находило широкое применение также в оформлении богатых жилых домов, квартальных и сельских мечетей.

    Народное  зодчество

     В типологии народной жилой архитектуры Узбекистана различается несколько региональных школ. В ферганских хилых домах большую роль играют раздвижные стены и ставни, позволяющие трансформировать помещение в любое время года; украшением жилища служат стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи. В самаркандских городских домах выделяются айваны с фигурными колоннами, настенными орнаментальными росписями и резьбой по ганчу; сельские усадьбы («курганча»), огражденные пахсовыми стенами с башенками и зубцами, имитируют формы крепостной архитектуры; их декор составляют резанные по глине геометрические орнаменты символического характера. Аналогична сельская усадьба («хаули») Хивинского оазиса.  Хивинские городские дома, украшенные богатой деревянной резьбой (колонны, двери, решетки), имеют замкнутый дворик с 1-2 полузамкнутыми айванами на строенных колонах. В бухарском жилище выделены зимние и летние помещения и гостиная («михманхана»), оформленная нишами, сталактитовыми карнизами, орнаментальной резьбой и росписью; на продольной стороне двора расположен высокий колонный айван, а на крыше – небольшая крытая терраска («айванча»).

    Декоративно – прикладное искусство

    Узбекистан  в 19 веке продолжало  сохранять многообразие видов и преемственность традиций, локальные особенности и черты  общности. Лаконизму, целесообразности и пластической выразительности произведений сопутствовало искусное соподчинение формы и декора, которой отличался орнаментальной насыщенностью. В орнаменте преобладали изображения вьющегося цветущего побега («ислими»), а также растительные, эпиграфические, геометрические, космогонические, зооморфные (стилизованные изображения рогов, звериных и птичьих лап и следов) и предметные (чайник, нож, кувшин, пиала) мотивы. Разработанности и богатству орнаментальных форм соответствовали виртуозный рисунок, красочность цветовой палитры, музыкальная плавность линий и живопись.

    Широкое распространение получило ткачество (гл. центры – Бухара, Маргилан, Андижан, Самарканд, Хива, Ташкент). Изготовлялись  хлопчатобумажные ткани: одноцветные гладкие, белые или окрашенные (например пурпурный «кумач» или «ренген»; окраска достигалась длительной обработкой растительными красителями), шёлковые парча, атлас, «абришим»,»шохи» и др. ткани, среди которых выделялись материи с радужным узором «абр» (результат окраски нитей основы способом резервации), в расплывчатых стрельчатых формах и живописной игре цветовых пятен которого можно угадать изображение дерева, куста, цветка или плода, пиявки, солнца и др.

     Вышивкам присущи живопись и гармония многоцветья (выполненные тамбурным швом шёлковые сюзане из Шахрисабза с тонкой проработкой деталей растительного узора). Из письменных источников известно о существовании в 18 в. Расшитых красочных тюбетеек. В художественных изделиях 19 в. Орнамент становится несколько строже, сдержаннее, утонченнее. Вышивка как традиционное домашнее производство дольше удерживает черты искусства 18 века. Изделия 1-й половины и сер. 19 века с богатым цветочным узором (иногда с изображениями птиц среди ветвей) создавали лирический образ пышно цветущего сада (Бухара, Самарканд, Нурата). В Шахрисабзе разрабатывался радужный узор абр. В 19 веке в Ташкенте наряду с графической изящной вышивкой «гулкурпа» выполняли т.н. поляки с многочисленными малиновыми розетками в окружении сине-зеленой листвы. Изготовляли тюбетейки, расшитые яркими шелковыми нитями по разноцветной ткани (зеленые или лиловые с фигурным медальоном – в Коканде, Маргилане; черные с мотивом миндаля («бодом»)- в Чусте; сплошь вышитые крестом многоцветные («ироки») – в Шахрисабзе; украшенные редкими малиновыми цветами и белым узором с тонким  черным контуром на белом, зашитом шелком фоне («уткур») в Ташкенте).

    Золотое шитье ( парадные одежды, убранства  коня, предметы роскоши) предназначалась  для узкого круга знати.  В18 в., по свидетельству письменных источников центрами золотошвейного искусства были Бухара (известно имя одного из золотошвеев – Фитрата- зардуза, 1664 – 1721, поэта и философа), Самарканд и Ташкент. В19 веке  наиболее искусные золотошвеи работали в придворных мастерских Бухары. Лучшие произведения отличалось удачно найденным соотношением фона ( матовый глубокий тон бархата) и мерцающего ажурного золотого и серебряного узора, умением выявить декоративные свойства драгоценного материала.

    Ковроделие, как и вышивка, носила характер домашнего женского производства ( ворсовое и паласное ткачество; во 2-ой половине 19 века было распространено в р-нах  городов Андижана, Самарканда, рек Кашкандарии, Сурхандарии и др.). В ворсовых  коврах преобладала раппортная симметричная с диагональной расцветкой композиция узора центрального поля обведенного каймой. В Палансах композиция часто оставалась незамкнутой; узор размещался рядами или полосами. Рисунок включал геометризованные растительные (цветок яблони, виноградная лоза, лечебные и кормовые травы), зооморфные (рога, следы тигра и верблюда, хвост собаки) и предметные (щит) мотивы; родовые знаки («тамги»). Колорит строился на полихромной гамме с преобладанием красного цвета.

     Большее развитие получила художественная обработка кожи. Разнообразные по фактуре замшу, юфть, лосину, саур окрашивали и покрывали теснением, тамбурной вышивкой, строчкой, аппликацией из цветной кожи, металлическими накладками, обшивали ярким бархатом, кисточками, колокольчиками. Особым изяществом отличалось теснение кожаных переплетов книг и папок для бумаг; излюбленный узор – фигурный медальон и кайма с тонким растительным орнаментом, нередко с надписью (переплет «Бустана» Саади, мастер Ахмед Бен Садык, сер.18 в.)    

     Художественные изделия из металла (б. ч. красная и жёлтая медь; Бухара, Коканд, Самарканд, Ташкент, Карши) — посуда разных форм с чеканным, прорезным или гравированным орнаментом (ислими, изредка с надписями арабской вязью), иногда расцвеченная вставками из бирюзы, сердолика к др. камней. Самаркандские изделия отличались невысоким рельефом пластично моделированного чеканного узора, бухарские — графическим рисунком плоскорельефной чеканки (уста Шакир, нач. 18 в.; уста Баратбай и Шади Мухаммед — оба конец 18—нач. 19 вв.), 2-слойные сосуды городов Ферганской долины— ажурным прорезным узором. Расставленная в нишахх михманханы орнаментированная медная посуда служила также украшением богатого жилого дома.  
        Ювелирное искусство 19 в. развивало многовековые традиции. По сведениям письменных источников, златокузнецы 19 в. изготовляли царские венцы, парадное оружие и конское снаряжение, женские украшения из золота и серебра с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Высоким мастерством исполнения выделялись печати-инталии (из сердолика и др. камней) круглой, овальной, миндалевидной, многоугольной или фигурной формы, с искусно вырезанными, орнаментально оформленными надписями (сохранились оттиски в рукописях). Ювелирные изделия 19 в. отличались богатством форм, многообразием технических приёмов и назначения изделий. Богатству пространственно-пластических решений (напр., многоярусность висячих украшений, чередование филигранного или тиснёного медальона с каскадом колышущихся подвесок) соответствовали разнообразие и сочность цветовой палитры; дымчато-розовый лал, светлый изумруд, кораллы, бирюза, сердолик, лазурит, жемчуг и перламутр создавали яркие сочетания с золотом или более мягкие с серебром — излюбленным материалом ювелиров 1-й половины к середины 19 в.  
           Для керамики 1-й пол. 19 в. характерны традиционных форм блюда, чаши, кувшины с подглазурной росписью (цветочный орнамент) преимущественно синими, бирюзовыми, зелёными  к марганцевыми красками по белому фону (уста Бокыджан, 2-я  
нол. 1$ в). С сер. 19 в. одним из ведущих центров керамического искусства  
Уздекистана был кишлак Риштан. Здесь работали мастера — уста Абдуджамлл (сер. 19 в.), уста Тохта (1810—90), уста Абдулло (1797— 1872), которые выработали свой стиль росписи кистью, отличавшийся особым лиризмом и свободой исполнения. Изящный по рисунку узор  
из окружённых вьюнками цветов, исполненный тонкими линиями прозрачной лазури по белому фону, лёгким кружевом покрывал поверхность сосуда; матовая поташная глазурь приглушала краски, придавала им дымчатость. Во 2-й пол. 19 в. в среду местного населения начали проникать образцы русского изобразительного искусства (лубок, рекламная графика, книжная и журнальная иллюстрация). В Самарканде, Бухаре и Коканде как редкое явление сохранилось традиционное искусство миниатюры (Ахмад Дониш, (1826—97).

    Архитектура конца 19— начала 20 вв. С присоединением территории У. к России (1860—1880-е гг.) началось внедрение русской культуры. новые сорода (Скобелев, ныне Фергана)  
реконструируемые старые (Ташкент, Самарканд, Андижкан) застраивались по регулярному плану; прокладывались прямые озеленённые улицы, возводились благоустроенные жилые дома. В проектировании и строительстве отдельных зданий принимали участие известные русские архитекторы Л. Н. Бенуа (см. РСФСР; дворец великого князя в Ташкенте), Ф. 11. Лидваль (1870—1945; здание Азовско-донского банка в Ташкенте); работали архитекторы К. М. Тильтин, Г. М. Сваричевский (1871—1935) и др. Русская архитектура в целом незначительно повлияла на местное зодчество. Стиль некоторых торговых зданий и ханских дворцов отличался эклектичным наслоением различных форм европейской архитектуры. Большинство городов сохраняло средневековую хаотичность улиц и кварталов с домами традиционного типа.  
       Изобразительное искусство. В конце 19 — нач. 20 вв. в У. наездами работали русские и украинские художники В. В. Верещагин (см. РСФСР), С. М. Дудин (1863—1929), Р. К. Зоммер (1866—1939), Н. Н. Каразин (1842—1908), С. И. Светославский (см. УССР). С их деятельностью связан начальный этап развития узбекского изобразительного искусства (живописи и графики) с характерными для него этнографизмом и бытописательством, которые объяснялись исследовательским интересом художника к быту, жизни, истории и архитектурным памятникам Туркестана. С. П. Юдин (1858—1953), л. л. Бурэ, И. С. Казаков (1873—1935), Т. М. Никифоров (1885—1958), работавшие в У. с нач. 20 в., отчасти сохранили этнографический подход, но по своей живописной манере приблизились к установкам Союза русских художников (см. РСФСР). На художников, творческий путь которых начался в предреволюционные годы (А. II. Волков, О. К. Татевосян) заметное влияние оказали М. А.Врубель и П.В. Кузнецов (оба — см. РСФСР).

     Параллельное существование двух культурных укладов — русского и  местного, связанного с догматами  ислама, — значительно ограничивало культурно-просветительскую деятельность художников. Отсутствовали художественные объединения, выставки устраивались крайне редко, что затрудняло творческое общение художников. Всё это обусловило замкнутый, пассивно-созерцательный характер до революционного изобразительного искусства У. декоративно-прикладное искусство конца 19 — нач. 20 вв. противоречиво и стилистически разнородно. С одной стороны, приходило более свободное, творческое отношение к традициям, орнамент обогащался новыми конкретно-изобразительными мотивами (напр., изображение архитектурных памятников и животных в кокандской и бухарской чеканке, мастера — С. Атауллаев, 1846—1926, Ф. Атауллаев, 1856—1931, М. Мукаррамов, 1886—1936). С другой стороны, наблюдалось эклектичное заимствование мотивов с русских тканей, фарфора, линолеума, из привозных и местных иллюстрированных изданий. Стилевые изменения сказались в укрупнении элементов орнамента, большей обобщенности и условности традиционных мотивов, монументализации всего образного строя произведения (самаркандские и ташкентские вышивки, бухарские абровые ткани; в ювелирном  искусстве в преобладании золота и золочения, в укрупнении украшений и некоторой потере чувства меры (перегруженность узора. кричащая многоцветность стёкол), а ткаже в появлении компактных, слитных форм (европейское влияние). В ряде богатых заказных изделий появилось стремление к гиперболизации формы и перенасыщенности орнамента (например золотое шитьё наносили на уже орнаментированную ткань).  
             Керамика этого периода, благодаря возобновлению производства свинцовых глазурей и расширению палитры красок, отличалась богатой многоцветной росписью (керамика Каттакургана с пышными узорами из цветов и пальметт, мастер Хидоят и др.).  
              Анилиновые красители, отрицательно сказавшиеся на развитии ковроделия и вышивки, нашли удачное применение в окраске абровых тканей, мастера которых разработали богатую палитру — от мажорных сочетаний красных, зелёных, алых и бирюзовых тонов до нежно пастельных бело-голубых.

Информация о работе Культура Узбекистану