Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:10, контрольная работа
Пла С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента).
1.Архитектура. Народное зодчество.
Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6
2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10
3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13
4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг
Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17
5.Литература. ………………………………………………………17-18
Узбекская советская литература
6.Музыка. Вывод……………………………………………………18
7.Список литературы………………………………………………..19
Міністерство освіти і науки України
Запорізький національний технічний університет
Контрольна робота
з дисципліни
Культурологія
Тема: «Культура
Узбекистану»
Виконала:
Перевірила:
Запоріжжя 2008
План
1.Архитектура. Народное зодчество.
Декоративно
– прикладное искусство…………………………..3-
6
2.Архитектура
конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10
3.Изобразительное
искусство…………………………………….10 -13
4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг
Декоративно
– прикладное искусство Советского
Узбекистана.15-17
5.Литература. ………………………………………………………17-18
Узбекская
советская литература
6.Музыка. Вывод……………………………………………………18
7.Список
литературы………………………………………………..
В19 в. Территория Узбекистана входила в состав позднефеодальных государств – Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, между которыми велись беспрерывные войны.
Архитектура
С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента). Дворцы правителей (Таш-Хаули в Хиве, Худояр-хана в Коканде, Ситораи-Махи-хаса в Бухаре) отличаются пышным многоцветным декором (резьба по дереву и ганчу, иногда с подкраской; орнаментальные росписи). В разнообразии и сложности узоров (геометрические плетёнки, растительные арабески, надписи) и виртуозности исполнения с применением различных техник резьбы и росписи появились неудержимая фантазия и накопленное веками мастерство народных орнаменталистов, искусство которых находило широкое применение также в оформлении богатых жилых домов, квартальных и сельских мечетей.
Народное зодчество
В типологии народной жилой архитектуры Узбекистана различается несколько региональных школ. В ферганских хилых домах большую роль играют раздвижные стены и ставни, позволяющие трансформировать помещение в любое время года; украшением жилища служат стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи. В самаркандских городских домах выделяются айваны с фигурными колоннами, настенными орнаментальными росписями и резьбой по ганчу; сельские усадьбы («курганча»), огражденные пахсовыми стенами с башенками и зубцами, имитируют формы крепостной архитектуры; их декор составляют резанные по глине геометрические орнаменты символического характера. Аналогична сельская усадьба («хаули») Хивинского оазиса. Хивинские городские дома, украшенные богатой деревянной резьбой (колонны, двери, решетки), имеют замкнутый дворик с 1-2 полузамкнутыми айванами на строенных колонах. В бухарском жилище выделены зимние и летние помещения и гостиная («михманхана»), оформленная нишами, сталактитовыми карнизами, орнаментальной резьбой и росписью; на продольной стороне двора расположен высокий колонный айван, а на крыше – небольшая крытая терраска («айванча»).
Декоративно – прикладное искусство
Узбекистан
в 19 веке продолжало сохранять многообразие
видов и преемственность
Широкое распространение получило ткачество (гл. центры – Бухара, Маргилан, Андижан, Самарканд, Хива, Ташкент). Изготовлялись хлопчатобумажные ткани: одноцветные гладкие, белые или окрашенные (например пурпурный «кумач» или «ренген»; окраска достигалась длительной обработкой растительными красителями), шёлковые парча, атлас, «абришим»,»шохи» и др. ткани, среди которых выделялись материи с радужным узором «абр» (результат окраски нитей основы способом резервации), в расплывчатых стрельчатых формах и живописной игре цветовых пятен которого можно угадать изображение дерева, куста, цветка или плода, пиявки, солнца и др.
Вышивкам присущи живопись и гармония многоцветья (выполненные тамбурным швом шёлковые сюзане из Шахрисабза с тонкой проработкой деталей растительного узора). Из письменных источников известно о существовании в 18 в. Расшитых красочных тюбетеек. В художественных изделиях 19 в. Орнамент становится несколько строже, сдержаннее, утонченнее. Вышивка как традиционное домашнее производство дольше удерживает черты искусства 18 века. Изделия 1-й половины и сер. 19 века с богатым цветочным узором (иногда с изображениями птиц среди ветвей) создавали лирический образ пышно цветущего сада (Бухара, Самарканд, Нурата). В Шахрисабзе разрабатывался радужный узор абр. В 19 веке в Ташкенте наряду с графической изящной вышивкой «гулкурпа» выполняли т.н. поляки с многочисленными малиновыми розетками в окружении сине-зеленой листвы. Изготовляли тюбетейки, расшитые яркими шелковыми нитями по разноцветной ткани (зеленые или лиловые с фигурным медальоном – в Коканде, Маргилане; черные с мотивом миндаля («бодом»)- в Чусте; сплошь вышитые крестом многоцветные («ироки») – в Шахрисабзе; украшенные редкими малиновыми цветами и белым узором с тонким черным контуром на белом, зашитом шелком фоне («уткур») в Ташкенте).
Золотое шитье ( парадные одежды, убранства коня, предметы роскоши) предназначалась для узкого круга знати. В18 в., по свидетельству письменных источников центрами золотошвейного искусства были Бухара (известно имя одного из золотошвеев – Фитрата- зардуза, 1664 – 1721, поэта и философа), Самарканд и Ташкент. В19 веке наиболее искусные золотошвеи работали в придворных мастерских Бухары. Лучшие произведения отличалось удачно найденным соотношением фона ( матовый глубокий тон бархата) и мерцающего ажурного золотого и серебряного узора, умением выявить декоративные свойства драгоценного материала.
Ковроделие, как и вышивка, носила характер домашнего женского производства ( ворсовое и паласное ткачество; во 2-ой половине 19 века было распространено в р-нах городов Андижана, Самарканда, рек Кашкандарии, Сурхандарии и др.). В ворсовых коврах преобладала раппортная симметричная с диагональной расцветкой композиция узора центрального поля обведенного каймой. В Палансах композиция часто оставалась незамкнутой; узор размещался рядами или полосами. Рисунок включал геометризованные растительные (цветок яблони, виноградная лоза, лечебные и кормовые травы), зооморфные (рога, следы тигра и верблюда, хвост собаки) и предметные (щит) мотивы; родовые знаки («тамги»). Колорит строился на полихромной гамме с преобладанием красного цвета.
Большее развитие получила художественная обработка кожи. Разнообразные по фактуре замшу, юфть, лосину, саур окрашивали и покрывали теснением, тамбурной вышивкой, строчкой, аппликацией из цветной кожи, металлическими накладками, обшивали ярким бархатом, кисточками, колокольчиками. Особым изяществом отличалось теснение кожаных переплетов книг и папок для бумаг; излюбленный узор – фигурный медальон и кайма с тонким растительным орнаментом, нередко с надписью (переплет «Бустана» Саади, мастер Ахмед Бен Садык, сер.18 в.)
Художественные изделия из металла
(б. ч. красная и жёлтая медь; Бухара, Коканд,
Самарканд, Ташкент, Карши) — посуда разных
форм с чеканным, прорезным или гравированным
орнаментом (ислими, изредка с надписями
арабской вязью), иногда расцвеченная
вставками из бирюзы, сердолика к др. камней.
Самаркандские изделия отличались невысоким
рельефом пластично моделированного чеканного
узора, бухарские — графическим рисунком
плоскорельефной чеканки (уста Шакир,
нач. 18 в.; уста Баратбай и Шади Мухаммед
— оба конец 18—нач. 19 вв.), 2-слойные сосуды
городов Ферганской долины— ажурным прорезным
узором. Расставленная в нишахх михманханы
орнаментированная медная посуда служила
также украшением богатого жилого дома.
Ювелирное искусство
19 в. развивало многовековые традиции.
По сведениям письменных источников, златокузнецы
19 в. изготовляли царские венцы, парадное
оружие и конское снаряжение, женские
украшения из золота и серебра с вставками
из драгоценных и полудрагоценных камней.
Высоким мастерством исполнения выделялись
печати-инталии (из сердолика и др. камней)
круглой, овальной, миндалевидной, многоугольной
или фигурной формы, с искусно вырезанными,
орнаментально оформленными надписями
(сохранились оттиски в рукописях). Ювелирные
изделия 19 в. отличались богатством форм,
многообразием технических приёмов и
назначения изделий. Богатству пространственно-пластических
решений (напр., многоярусность висячих
украшений, чередование филигранного
или тиснёного медальона с каскадом колышущихся
подвесок) соответствовали разнообразие
и сочность цветовой палитры; дымчато-розовый
лал, светлый изумруд, кораллы, бирюза,
сердолик, лазурит, жемчуг и перламутр
создавали яркие сочетания с золотом или
более мягкие с серебром — излюбленным
материалом ювелиров 1-й половины к середины
19 в.
Для
керамики 1-й пол. 19 в. характерны традиционных
форм блюда, чаши, кувшины с подглазурной
росписью (цветочный орнамент) преимущественно
синими, бирюзовыми, зелёными к марганцевыми
красками по белому фону (уста Бокыджан,
2-я
нол. 1$ в). С сер. 19 в. одним из ведущих центров
керамического искусства
Уздекистана был кишлак Риштан. Здесь
работали мастера — уста Абдуджамлл (сер.
19 в.), уста Тохта (1810—90), уста Абдулло (1797—
1872), которые выработали свой стиль росписи
кистью, отличавшийся особым лиризмом
и свободой исполнения. Изящный по рисунку
узор
из окружённых вьюнками цветов, исполненный
тонкими линиями прозрачной лазури по
белому фону, лёгким кружевом покрывал
поверхность сосуда; матовая поташная
глазурь приглушала краски, придавала
им дымчатость. Во 2-й пол. 19 в. в среду местного
населения начали проникать образцы русского
изобразительного искусства (лубок, рекламная
графика, книжная и журнальная иллюстрация).
В Самарканде, Бухаре и Коканде как редкое
явление сохранилось традиционное искусство
миниатюры (Ахмад Дониш, (1826—97).
Архитектура
конца 19— начала 20
вв. С присоединением территории У. к
России (1860—1880-е гг.) началось внедрение
русской культуры. новые сорода (Скобелев,
ныне Фергана)
реконструируемые старые (Ташкент, Самарканд,
Андижкан) застраивались по регулярному
плану; прокладывались прямые озеленённые
улицы, возводились благоустроенные жилые
дома. В проектировании и строительстве
отдельных зданий принимали участие известные
русские архитекторы Л. Н. Бенуа (см. РСФСР;
дворец великого князя в Ташкенте), Ф. 11.
Лидваль (1870—1945; здание Азовско-донского
банка в Ташкенте); работали архитекторы
К. М. Тильтин, Г. М. Сваричевский (1871—1935)
и др. Русская архитектура в целом незначительно
повлияла на местное зодчество. Стиль
некоторых торговых зданий и ханских дворцов
отличался эклектичным наслоением различных
форм европейской архитектуры. Большинство
городов сохраняло средневековую хаотичность
улиц и кварталов с домами традиционного
типа.
Изобразительное
искусство. В конце 19 — нач. 20 вв. в У. наездами
работали русские и украинские художники
В. В. Верещагин (см. РСФСР), С. М. Дудин (1863—1929),
Р. К. Зоммер (1866—1939), Н. Н. Каразин (1842—1908),
С. И. Светославский (см. УССР). С их деятельностью
связан начальный этап развития узбекского
изобразительного искусства (живописи
и графики) с характерными для него этнографизмом
и бытописательством, которые объяснялись
исследовательским интересом художника
к быту, жизни, истории и архитектурным
памятникам Туркестана. С. П. Юдин (1858—1953),
л. л. Бурэ, И. С. Казаков (1873—1935), Т. М. Никифоров
(1885—1958), работавшие в У. с нач. 20 в., отчасти
сохранили этнографический подход, но
по своей живописной манере приблизились
к установкам Союза русских художников
(см. РСФСР). На художников, творческий
путь которых начался в предреволюционные
годы (А. II. Волков, О. К. Татевосян) заметное
влияние оказали М. А.Врубель и П.В. Кузнецов
(оба — см. РСФСР).
Параллельное существование
Керамика этого периода, благодаря возобновлению
производства свинцовых глазурей и расширению
палитры красок, отличалась богатой многоцветной
росписью (керамика Каттакургана с пышными
узорами из цветов и пальметт, мастер Хидоят
и др.).
Анилиновые красители, отрицательно сказавшиеся
на развитии ковроделия и вышивки, нашли
удачное применение в окраске абровых
тканей, мастера которых разработали богатую
палитру — от мажорных сочетаний красных,
зелёных, алых и бирюзовых тонов до нежно
пастельных бело-голубых.