Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:10, контрольная работа
Пла С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента).
1.Архитектура. Народное зодчество.
Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6
2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10
3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13
4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг
Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17
5.Литература. ………………………………………………………17-18
Узбекская советская литература
6.Музыка. Вывод……………………………………………………18
7.Список литературы………………………………………………..19
После
Великой Октябрьской
Ташкент.
В советское время в
Архитектура. В первые годы Советской власти строительство У. было связано с восстановлением народного хозяйства, развитием хлопководства, ирригации (строительная организация Дальверзинстрой), сооружением первых электростанций ни промышленных предприятий. В 20—30-е гг. в У. приезжают работать молодые архитекторы из Москвы, Ленинграда и др. городов РСФСР (С. Н. Полупанов; А. Н. Сидоров, р. 1901; А. И. Петелин, р. 1889; К.В. Бабиевский, р. 1896). Гражданская архитектура 20-х гг. стилистически разнородна: одни издания сохраняют черты дореволюционного строительства («дом динамо» в Ташкенте), другие со конструктивизма («дом ВСНХ» в Ташкенте), третьи представляют собой попытку сочетания форм современной архитектуры с элементами средневекового среднеазиатского зодчества (здание Управления амударьинскими изысканиями в Ташкенте).
В 30-е гг. развернулись значительные градостроительные работы (генеральные планы реконструкции городов — Ташкента, Самарканда, Бухары, Ферганы, Андижана, колхозных посёлков — им. Турсункулова, «Полярная звезда»). Закладывались новые города социалистического типа, с 2—З — 4-этажными благоустроенными домами, с дворцами культуры, магазинами, детскими учреждениями (Чирчик; городок Ташкентского текстильного комбината). Большое значение придавалось озеленению и обводнению городов, развитию новых городских транспортных магистралей (Ташкент). В архитектуре общественных зданий сосуществовали различные направления — конструктивизм (Дом правительства Узбекской ССР в Ташкенте), эклектическое использование форм неоклассицизма (Ташкентский педагогический институт), поиск синтеза форм современной архитектуры i национального зодчества, причём одни архитекторы использовали элементы монументальной средневековой архитектуры (К. В. Бабиевский), другие — народного жилища (Л. II. Сидоров). Для оформления фасадов и интерьеров широко привлекались узбекские народные мастера-орнаменталисты. В жилищном строительстве складывался тип многоэтажного жилого дама с 2-квартирной секцией, летним помещением (терраса, лоджия) и обеспечивающей сквозное проветривание планировкой.
30-е гг. отмечены интенсивным ростом
национальных кадров и
В годы Великой Отечественной
войны 1941—45 в связи с эвакуацией
предприятий из центральных
После1945 завершилось строительство Фархадской ГЭС, Бекабадского металлургического
завода, прокладка Ташкентского и Южно-Голодтностепского каналов. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, детских садов и школ. Значительное влияние на развитие зодчества У. 40 — 1-й пол. 50-х гг. оказала архитектура Узбекского театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, неоклассическая композиция которого (архитектор А. В. Щусев) сочетается с традиционным Среднеазиатским декором (резьба по ганчу, дереву, камню).
В архитектуре 1-й пол. 50-х гг. преобладали тяжеловесные формы, неоклассические элементы (здание Министерства строительства в Ташкенте, А. Д. Петросов, р. 1914). Увлечение национальным архитектурным орнаментом иногда приводило к украшательству и стилизаторству (жилые дома на проспекте Навои в Ташкенте, 1954—55).
Со 2-й пол. 50-х гг. в градостроительстве
стали утверждаться новые
В
б0—70-е гг. совершился переход к
индустриальным методам строительства,
освоено каркасное
Архитектура общественных зданий 60—70-х гг. отличается чёткой функциональностью пространственных композиций, монументальностью объёмов, использованием традиционных форм архитектурного декора, широким привлечением монументально-декоративной живописи и скульптуры (дворец искусств, здания Совета министров Узбекской ССР, филиала Центрального музея В. И. Ленина м гостиницы «Узбекистан» в Ташкенте).
Изобразительное искусство. Победа Великой Октябрьской революции ознаменовала коренной перелом в сознании народных масс. Однако процесс освобождения местного населения от традиционных мусульманских представлений был длительным и затруднил развитие изобразительного искусства У. В первые годы Советской власти в Ташкенте и Самарканде были открыты школы, в которых наряду с художниками-профессионаламми (живописцы, графики) преподавание вели народные мастера (керамисты и др.), устраивались выставки. Большое значение имели рождённые Октябрём агитационно-массовые виды искусства — оформление революционных празднеств, агитационные плакаты, сатирические рисунки. В эту работу активно включились профессиональные художники (Л. Л. Бура; Г. Н. Никитик, 1898—1963; И. С. Казаков, 1873—1935; О. К. Татевосян; В. Н. Еремян; Б. А. Лавренёв, 1891—1959; О. М. Мануилова, см. Киргизская ССР). Знаменательным было обращение к агитплакату бухарского народного мастера орнаментальной росписи уста Наби Хафизова (1893—1959), плакаты которого отличались наивной простотой, но ясно выражали заложенную в них революционную идею.
Ведущее значение в 20—30-е гг. имела графика, обладавшая высокой общественной активностью. Рассчитанные на широкие слои населения (б. ч. неграмотного) плакаты отличались повествовательностью и наглядностью изображений (Л. Л. Бурэ), нередко сопровождаемых пояснительными текстами, высокой графической культурой исполнения (А. Н. Николаев), сатирической заостренностью (М. И. Курзнн), монументальностью и оригинальностью цветовых решений (А. Н. Волков). В газетно-журнальную графику У. большой вклад внесли художники (М. II. Курзин, А. Н. Николаев, С. А. Мальт, р. 1900), объединённые во 2-й пол. 20-х гг. В. Л. Рождественским вокруг журнала «Муштум». В этом журнале прошли первую школу узбекские графики И. Икрамов, М. Хакимджанов и др. Значение муштумовцев — в формировании коллектива художников-реалистов заложивших основысоветской книжной и станковой Графики У.
Живопись У. послереволюционных лет и 20—нач. 30-х гг. отражает напряжённую борьбу направлений в сложный период становления советского изобразительного искусства. В эти годы работали II. С. Казаков и М. Е. Новиков (р. 1886) — последователи русской реалистической школы; яркий, темпераментный живописец А. Н. Волков, остро переживавший столкновение старого и нового в жизни У.; О. К. Татевосян, автор декоративно-плоскостных пейзажей с элементами Жанровой живописи, и А. Н. Николаев, темперной живописи которого свойственны тонкое чувство цвета, гармоническая ясность композиции и созерцательность персонажей. Поиск национальной художественной формы и самобытности характеризует раннее творчество Н. Г. Карахана и У. Тансыкбаева.
Для художественно-идеологической направленности и развития искусства У. 30-х гг. большое значение имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». На выставке изобразительного искусства У. в Москве в 1934 и на республиканских выставках высокую оценку получили вдохновлённые социалистическими преобразованиями произведения П. П. Бенькова, А. Н. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Г. Карахана, М. И. Курзина, Н. В. Кашиной, В. Н. Еремяна, С. А. Мальта, ч. г. Ахмарова. Выставки свидетельствовали о сплочении творческих сил республики. 2-я пол. 30 — нач. 40-х гг. ознаменованы стремлением художников У. овладеть методом социалистического реализма. Ведущее развитие получили тематическая картина, портрет, пейзаж; большое внимание уделялось индустриальной теме.
В
развитие живописи У. в эти годы большой
вклад внесли художники и педагоги
П. П. Беньков— мастер пленэрной живописи,
тонко чувствовавший
Со 2-й пол. 30—х гг. многие художники обращаются к станковой графике, развивают жанры портрета, пейзажа, бытового рисунка, осваивают художественно-тематические возможности литографии, офорта, гравюры на дереве (В. Е. Кайдалов, В. II. Кедрин, р. 1899, и др.). Боевой агитационный характер сохраняли карикатура, плакат, газетно-журнальный рисунок. Острые сатирические (М. И. Курзин) и выразительные жанровые композиции (В, Л. Рождественский), направленные на борьбу со старым укладом жизни, обнажали язвы дореволюционного прошлого, обличали пережитки байской морали. Размах социалистического строительства отражают серии рисунков-репортажей, созданных графиками непосредственно на ударных стройках республики.
Значительных успехов достигла книжная графика (А. Н. Николаев, И. Икрамов); некоторые художники обращались к опыту средневековых среднеазиатских мастеров оформления рукописной книги и к богатейшему орнаментально-декоративному наследию народов Средней Азии (И. Икрамов).
В годы Великой Отечественной
войны 1941—45 гг. резко возросло
значение агитационной и
Живописцы и графики выезжали на крупнейшие стройки республики и в колхозы, писали портреты передовиков производства, оформляли клубы и полевые станы. Фронтовые зарисовки делали ушедшие в действующую армию Б. Хамдами, И. В. Ужинский (1893—1954), С. Ф. Абдуллаев (р. 1917) и др. Героике фронта и тыла, патриотизму советского народа посвящали свои полотна живописцы Л. Ч. Балкон («Партизаны»). Л А. Абдуллаев («Агитатор на канале»), З. М. Ковалевская (<Возвращайся с победой»). У. Тансыкбаев (серия пейзажей «По следам войныо»), В. Е. Уфимцев («Землякка»). На развитие узбекского изобразительного искусства военных лет большое влияние оказала деятельность в Узбекистане крупных советских художников — И. З. Грабаря, д. С. Моора, С. В. Герасимова, В. А. Фаворского (все — см. РСФСР) и др.
Военная тематика была характерна и для искусства У. первых послевоенных лет («Встреча демобилизованных» Л. А. Абдуллаева; «На Сахалянском направлении» В, Е. Кайдалова; «В фашистском застенке» М. А. Аринина, 1949, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент).
В живописи конца 40 — 50-х гг. ведущее место занимали портрет, жанровая и историческая картина, пейзаж. Заметных успехов добились портретисты А. А. Абдуллаев и Ю. И. Елизаров (р. 1920), пейзажисты Н. Г. Карахан и Р. Тимуров. У. Тансыкбаев от камерных пейзажных этюдов перешёл к созданию панорамных тематических картин, пейзажей. Оптимизмом, радостным ощущением мира, покоя проникнуты полотна П. П. Бенькова, жанровые картины З. М. Ковалевской, красочные натюрморты Н. В. Кашиной. Тонким психологизмом и изысканным колоритом отличаются поздние произведения А. Н. Волкова и А. Н. Николаева. Пафос победы, героика мирового строительства, знаменательные события в жизни республики вдохновляли Л. А. Абдуллаева, В. Е. Кайдалова, О. К. Татевосяна, В. И. Уфимцева. Первые опыты монументальной живописи Советского У. связаны с деятельностью Ч. Г. Ахмарова (росписи фойе Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте). В сер. 1950-х гг. в художественную жизнь У. активно включились молодые живописцы Р. Ахмедов, Т. А. Оганесов (р. 1922), М. А. Саидов (р. 1923), Н. М. Кузыбаев (р. 1929).