Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:28, реферат
Данная тема актуальна потому, что мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
I Введение……………………………………………………………………3 стр.
II Основная часть…………………………………………………………….4
1 Мифология как феномен культуры……………………………………...4
2 Основные черты первобытной культуры……………………………….5
3 Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества…………………………………………………………………6
4 Роль мифа в становлении человеческого сознания……………………9
III Заключение………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………15
По дисциплине «Культурология»
Тема: «Культура в мифологической картине мира»
Выполнил:
Содержание:
I Введение…………………………………………………………
II Основная часть…………………………………………………………….4
III Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором миф является его неотъемлемую часть. И миф, и культура имеют непосредственное отношение к знанию о человеке. Сам миф есть знание. Более того, он – воплощение духовного культурного наследия. В нем запечатлено в символической форме знание всех народов, которые когда–либо жили на Земле.
Миф – это система мировоззрения и мировосприятия. Миф представляет собой древнее знание, которое тщательным образом сберегалось на протяжении тысячелетий, поскольку являлось необходимым условием выживания социума. Знание это сберегалось во времени, оно также охранялось от непосвященных; миф как система древней мудрости всегда принадлежал тайной сфере знания, в отличие от культовых представлений, открытых для большинства членов социума.
Данная тема актуальна потому, что мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
II Основная часть
Что такое мифы? В «школьном»
понимании – это, прежде всего
античные, библейские и другие старинные
«сказки» о сотворении мира и человека,
а также рассказы о деянии древних,
по преимуществу греческих и римских,
богов и героев – поэтические,
наивные, нередко причудливые. Само
слово «миф» греческое и
Сравнительно – историческое
изучение широкого круга мифов позволило
установить, что в мифах различных
народов мира – при чрезвычайном
их многообразии – целый ряд основных
тем и мотивов повторяется. К
числу древнейших и примитивнейших
мифов принадлежат, вероятно, мифы о
животных. Глубоко архаичны мифы о
происхождении животных и людей.
Очень древние мифы о происхождении
солнца, месяца (луны), звезд. Центральную
группу мифов, по крайней мере, у
народов с развитыми
Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, добывание огня, изобретении ремесел, земледелия, а так же установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Мифология пронизывает культуру каждой эпохи. Об этом хорошо сказал А. Ф. Лосев: "То, что мифология органична различным эпохам, я могу утверждать определенно. Другое дело, что она не так явственна, не так открыта, как в античности. Но и эпоха Возрождения, и Новое время пронизаны мифом, их надо только узнать и сформулировать».
Судьбу древних мифологем в истории культуры можно показать на нескольких примерах. Мифосознание получает в древнем мире различный характер выражения в Европе и Азии с разной доминантностью способов и каналов восприятия и освоения мира. Так, в Древней Греции доминирует зрительное восприятие, что приводит к возникновению и ускоренному развитию рационализма, первое рождение которого произошло в философии Сократа, затем возрождение (второе рождение) - в эпоху Просвещения, и, наконец, перевоплощение в позитивизме XIX и технократизме XХ веков.
На Востоке доминанта освоения мира связана со слуховым восприятием, что приводиг к расцвету иррационализма, затем иррациональных религиозных культов типа дзен-буддизма.
2.Основные черты первобытной культуры
Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.
В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды – одинаковые “я” растворено в “мы”. В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.
Второй основополагающий
принцип первобытной культуры –
ее традиционность. Все особенности
структуры бытия и
3. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества
На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы. Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во – первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и во – вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. – затрагивает широчайший, буквально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания. Мифология выступает перед нами уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних. Более углубленный подход к этому феномену неизбежно приводит к постановке проблемы, что же такое мифология? Ответ не прост. Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на ее сущность и природу. К тому же к мифологии, изучая ее в разных аспектах, по – разному подходят религиоведы, этнографы, философы, литературоведы, лингвисты, историки культуры и т. д.; и их исследования часто взаимодополняют друг друга.
Мифотворчество
Причины, по которым вообще должны были возникать мифы, по – видимому, следует искать в общих для того уровня культурно – исторического развития особенностях мышления.
Главные предпосылки своеобразной
мифологической «логики» - это, во –
первых, что первобытный человек
еще не выделял себя из окружающей
среды – природной и
Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различие между реальным и сверхъестественным не производится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф – «правда», потому что он – осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому он лишь рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.
Мифы составляют как бы
священное духовное сокровище племени.
Они связаны с заветными
Мифология пронизывает культуру каждой эпохи. Об этом хорошо сказал А. Ф. Лосев: "То, что мифология органична различным эпохам, я могу утверждать определенно. Другое дело, что она не так явственна, не так открыта, как в античности. Но и эпоха Возрождения, и Новое время пронизаны мифом, их надо только узнать и сформулировать».
Судьбу древних мифологем в истории культуры можно показать на нескольких примерах. Мифосознание получает в древнем мире различный характер выражения в Европе и Азии с разной доминантностью способов и каналов восприятия и освоения мира. Так, в Древней Греции доминирует зрительное восприятие, что приводит к возникновению и ускоренному развитию рационализма, первое рождение которого произошло в философии Сократа, затем возрождение (второе рождение) - в эпоху Просвещения, и, наконец, перевоплощение в позитивизме XIX и технократизме XХ веков.
На Востоке доминанта освоения мира связана со слуховым восприятием, что приводиг к расцвету иррационализма, затем иррациональных религиозных культов типа дзен-буддизма.
Миф – особый способ объяснения
мира, в котором человек, общество
и природа существуют нераздельно,
понимаются как некое синкретическое
целое. Миф наделяет единичные события
символическим значением и
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам, следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
Главная задача мифа - превращать
неорганизованный докультурный хаос в
обработанный человеком космос. Архаичная
мифологическая идея порядка вырастала
из идеи хаоса, который был фундаментальнее,
от которого приходилось бежать, откупаться,
восстанавливая пусть ненадёжный, но
желанный порядок. Желанный настолько,
что архаика готова обожествить
его. Что и происходит, когда части
Вселенной наделяются жизнью и сознанием
и получают имена (ставшие именами
богов). Миф демонстрировал не только
образец мирового устройства, но и
образец поведения человека в
данном мировом устройстве. Поэтому
миф можно рассматривать как
своеобразный адаптационный механизм,
который помогал не столько понять
мир в его объективных
Основной функцией мифа можно считать построение картины мира, которая есть свидетельство культурной работы по адаптации человека к условиям обитания. В этой картине мира задаётся определённое место человеку: зная, каким должен быть мир и как поддерживать мировой порядок, человек получает и образец своего поведения. Изучая дошедшую до нас мифологию неолитических или близких к ним по развитию и мироощущению времён, мы можем сконструировать картину мира второго первобытного периода.