Культура в мифологической картине мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:28, реферат

Описание

Данная тема актуальна потому, что мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

Содержание

I Введение……………………………………………………………………3 стр.
II Основная часть…………………………………………………………….4
1 Мифология как феномен культуры……………………………………...4
2 Основные черты первобытной культуры……………………………….5
3 Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества…………………………………………………………………6
4 Роль мифа в становлении человеческого сознания……………………9
III Заключение………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 39.46 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у граждан есть убеждение  в осмысленности его норм, в  наличии в обществе собственных  общезначимых ценностей и потенциальной  осуществимости этих ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку  она никогда не совпадает с  той, какую хотелось бы видеть, а  интересы каждого никогда не могут  полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно возникающий  зазор если не исчезает, то отступает  на второй план лишь там, где человек  способен верить в свое общество и  его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь  идет на помощь мифология. Вера как  мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.

В первобытном обществе вся  духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений  только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это – и познание, самоутверждение  человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление  искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно  на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у  человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями  эстетическими, чувствами, где уже  различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и  т.д.

Искусство возникает  только тогда, когда  у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания  и решается уже другая, качественно  иная проблема – жизни. Однако, первобытное  искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи  – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе –  от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в  которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки  некоторых образов, например, так  называемых “палеолитических Венер”, символов плодородия, продолжения рода.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек  обращается к магии. В основе магии  лежал принцип аналогии – вера в получение власти над предметом  через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении  образ и реальный предмет, как  мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная  охотничья магия направлена на удачную  охоту. Первыми магическими изображениями  принято считать отпечатки рук  на стенах пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных  следов являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия  в данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает  тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные  культы и обряды связываются с  различными видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в  которых использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные  рисунки и наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько  были пронизаны искусством, что в  этих коллективных действиях трудно отличить, где начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики, живописи.

Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его  социальных особенностей и характера  самого уклада общества, о которых  уже говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались  естественные возможности для его  расширения. С течением времени, с  развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого зачаточного, первобытного искусства и первобытной  культуры выросли не только культура скотоводческих племен, которая так  и оказалась обреченной на замкнутый  характер развития в условиях консервации  кочевых форм жизни и примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде всего:

  • культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные государственные образования, поскольку государство оказывалось необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как условия продуктивного земледельческого хозяйства;
  • культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло, мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась в “городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и более высокий уровень духовной и художественной жизни.

 

 

 

 

III Заключение

Миф - это первая из исторически  известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены  в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так  как в нем превалирует система  обрядов и ритуалов, систематизирующая  приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний.

 

 

Список литературы:

1.Воеводина Л.Н., «Мифология и культура» - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.- 384с.

2.Введение в культурологию  /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В.  Попов. М., 1995.

3. «Культурология» пособие для подготовки к зачету и экзамену составила преподаватель Н.С.Пичко

4. Пивоев В.М. Миф в системе культуры, Петрозаводск, 1991. - 216 c.

5. Культурология /Сост. и  отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Культура в мифологической картине мира