Культура в системе гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая её теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все-задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?...................................................................................................................5
2.Культурология в системе гуманитарных наук……………………………….........................................................................6
2.1.Становление культурологии как науки……………………………………..7
2.2.Междисциплинарные связи культурологии……………………………….10
2.3.Предмет и задачи культурологии…………………………………………..14
2.4.Структура культурологии как науки……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Заочное отделение

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Культурология»

на тему: «Культура в системе гуманитарных наук.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Работу выполнил           

                                                                                                                студент гр. З.09.4мо                   

Бажина Дарья Сергеевна

                                                                                                            

                                                                                                                проверила:

                                                                                     Тульских Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

Великий Новгород 2010г.

Рецензия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

1.Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?...................................................................................................................5

2.Культурология в системе гуманитарных наук……………………………….........................................................................6

2.1.Становление культурологии как науки……………………………………..7

2.2.Междисциплинарные связи культурологии……………………………….10

2.3.Предмет и задачи культурологии…………………………………………..14

2.4.Структура культурологии как науки……………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«культура вообще»-это абстракция, она нигде не существует в своём чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкретными культурами, принадлежавшими определённым историческим эпохам сменявшими друг друга. В наше время мы также живём в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосуществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются. В связи с этим возникают принципиальные

вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения.

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая её теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все-задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности.

Разноголосица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура-это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных формах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэтому результаты научных изысканий имеют в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противостоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплавность, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

1.Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?

   Роль культурологии в системе гуманитарного знания во многом объясняется её особенностями эстетического и антропологического характера. История и теория мировой культуры, преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, рисует, воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания. Преподавание культурологии, соответственно, должно предполагать в качестве исходного системообразующего основания эстетическую модель человека и опираться на художественное освоение материала.

    Но, формируя содержание курса, преподаватель сталкивается с трудностями определения специфики предмета дисциплины и её методов, без чего невозможно решение задачи соотнесения теоретических положений с многообразием конкретного материала, который культурология черпает не только из искусствоведения и литературоведения, но также из истории религии, этнографии и других эмпирических гуманитарных наук. Культуролог оказывается на пересечении амбивалентных (двойственных) предметных связей: с одной стороны, череда верований, художественных шедевров, философских идей и научных открытий демонстрирует разнообразие человеческих проявлений, с другой-с интуитивной очевидностью позволяет говорить о планетарном единстве, о «человеческом, слишком человеческом».

    Культура в этом свете предстаёт как онтологический системообразующий фактор, как самоценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования: содержащийся же в самом ядре науки о культуре мощный аксиологический(ценностный)пласт объединяет разнообразие эмпирических данных в законченный антропологический образ. Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, вынужден объяснять генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, как сочетание универсально-человеческого и самобытно-этнического. Более того, в известной степени и становление культурологии как теоретической дисциплины можно представить в плане осознания данной коллизии.

     Исследование культуры в рамках этнографии(культурантропологии) выявило своеобразие и жизнеспособность целого ряда культур обнаружилось, в то же время в основании многообразных типов культур обнаружилось некое универсальное начало-способ человеческих отношений с природой и  себе подобными. Этот способ раскрывает себя исторически как тип социальной памяти и обновления социального опыта, социализации личности. Расцвет полевой антропологии и социальной этнографии подтолкнул к осмыслению онтологического(бытийственного) факта сосуществования, равноценности различного типа культур, что способствовало разрушению панологических(универсально-логических), европоцентристских концепций философии культуры.

 

2.Культурология в системе гуманитарных наук.

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе более распространенный термин, который выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в различных науках. Среди огромного количества научных категорий и терминов вряд ли найдётся другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах.

      Культура является предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и соответственно даёт своё определение культуры. Такого рода ситуация закономерна, поскольку культура полифункциональна,она способствует решению самых разных проблем человеческого существования. По этой причине культуру изучают многие науки-семиотика,социология,история,антропология,аксиология,лингвистика,энтология и др.Каждая из них выделяет в качестве предмета своего изучения одну из её сторон или одну из её частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге своё понимание и определение культуры.

      Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает среду жизнедеятельности человека. По этой причине культура расценивается как неиссякаемый источник различных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности её активизации и т.д. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить её новые импульсы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на самого человека. Вот почему в современной науке выявился обострённый интерес к культуре как фактору социального развития.

       Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекали внимание представителей философии,истории,психологии,социологии,археологии,лингвистики.Однако только в 20 веке учёными была осознана потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

2.1.Становление культурологии как науки

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Культурология как наука о культуре возникла в середине 20 века в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

       Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Впервые такая попытка была предпринята в 17 веке английским философом Т.Гоббосом и немецким просветителем и правоведом С.Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном(природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

      Более значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже 18-19 веков в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущности сил человека, которые у разных народов значительно различаются, отсюда в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Происхождение термина «культурология» принято называть с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, который предложил название для новой науке о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре!(1949),»Эволюция культуры»(1059),»Понятие культуры»(1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил её общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, ученый предпринял попытку вычленить её предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологи. И социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должен стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай,традиция,идеология.Он предсказывал культурологии большое будущее, считая её новой качественно более высокой ступенью в постижении человека и мира.

    Несмотря на то, что культурология постепенно заняла своё место среди других социальных и гуманитарных наук, споры о её научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе этот термин был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране термин «культурология» утвердился лишь с начала 90-х годов, когда была осознана необходимость отказаться от идеологизированного высшего образования и культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины не завершен. Культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к предмету этой науки. Всё это говорит о том, что мы имеет дело с новым направлением научного знания, находящимся в процессе становления и творческого поиска.

Информация о работе Культура в системе гуманитарных наук