Культура в системе гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Культурология как система наук о культуре и наиболее общая её теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все-задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Каковы роль и место культурологии в системе гуманитарного знания?...................................................................................................................5
2.Культурология в системе гуманитарных наук……………………………….........................................................................6
2.1.Становление культурологии как науки……………………………………..7
2.2.Междисциплинарные связи культурологии……………………………….10
2.3.Предмет и задачи культурологии…………………………………………..14
2.4.Структура культурологии как науки……………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Самым большим препятствием для её дальнейшего развития является отсутствие у неё чёткого определённого предмета исследования, с которым были бы согласны большинство исследователей. Ведь и сейчас достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам- истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Одним и немногих пунктов безусловного согласия исследователей является констатация  того, что предметом культурологии является культура. Выявление предмета культурологии идёт на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

2.2.Междисциплинарные связи культурологии.

Одним из основных моментов  выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования является осмысление взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как всё, что создано человеком и человечеством, то станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в котором мы живём, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно, все существующие сегодня науки делятся на 2 группы:

      науки о природе (естествознание)

      науки о мире культуры-социальные и гуманитарные науки

Кроме того, есть философия, которая формулирует общие походы к изучению мира, а также анализирует место человека в мире и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

   Иными словами, все социальные и гуманитарные науки, в конечном счёте, являются науками о культуре-знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. И тогда не очень понятно, где же среди этих наук место культурологии, и что она должна изучать.

    Как уже отмечалось, культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Её междисциплинарный характер выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению областей знания при изучении общего объекта исследования. Появление культурологии в данном аспекте отражает эту общую тенденцию движения научного знания к междисциплинарному синтезу для получения представлений о человеке и его культуре. Применительно к культурологии развитие научного познания ведёт к синтезу культуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.

Культурология и философия

Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология имеет неразрывную связь с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры. Она ставит перед ней целый ряд проблем, значимых для жизни человека: например, о смысле культуры, об условиях её существования, о структуре культуры, причинах её изменений и др. Философия рассматривает культуру в её конкретных формах. В культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры  с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учётом многоликости и разнообразия происходящих в нём процессов.

Культурология и история

Не менее тесная взаимосвязь существует также между культурологией и историей. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существованиях. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, то есть едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно исторические особенности развития культуры.

   Обобщённый взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культур. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий её существования.

   Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет её типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы её исторического развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет её понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология.

Учёные самых разных направлений единодушны в утверждении, что культура является продуктом общественной жизни человека и вне человеческого общества невозможна. Таким образом, культура представляет собой социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура служит предметом изучения для социологии. Социология изучает, в частности, особенности отношения к культуре различных слоёв общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типа межличностных отношениё и т.п. Социология изучает культуру в контексте социальных процессов, рассматривая их как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры отношений, но и само её содержание.

Культурология и культурная антропология.

Культурная антропология изучает человека как субъект культуры. Она даёт описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Специалисты по культурной антропологии изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают её конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

Культурологический аспект исследования.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками носит двойственный характер. С одной стороны, культурологические знания входят в состав любой науки. Ведь каждая наука обобщения полученных знаний. Так, высшим уровнем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне, как правило, решаются задачи наиболее общего осмысления познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший(первый) уровень познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией. Данный эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их конкретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

    Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще, и каковы границы её существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы её упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой ит.д. культурой».

     С другой стороны, культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком и широких смыслах. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и её структура.

2.3.Предмет и задачи культурологии.

    Наши знания о культуре формируются из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно, судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие го предметы и явления поверхностно, не всегда представляя их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения появляются только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции развития, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология.

   Культурология как комплекс дисциплин

В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепция культуры. Другими словами, культурология-это все те учения о культуре, её история,, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах учёных, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания этих наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности людей, но не в каком-то конкретном виде деятельности, а применительно ко всей социальной практике человека, которая изучается с точки зрения её мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляется воспитание и образование человека, и которые производят, хранят и предают культурную информацию.

     С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся.:

      история культурологии, занимающаяся изучением многочисленных                культурологических концепций, существующих в истории.

      социология культуры, исследующая реальные процессы функционирования культуры в том или ином конкретном обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологического знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры.

      экология культуры, охватывающая своим интересом совокупность вопросов взаимоотношений человека и природы. Ведь культура-это та искусственная среда человека, и у неё очень сложные и неоднозначные отношения с миром природы-естественной средой обитания человека. Поэтому важной задачей культурологии является изучение активных связей человека с окружающим миром, влияние природы на образ жизни, нормы и ценности людей, типы культуры.

      психология культуры, в центр внимания ставящая человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества. Кроме того, большое внимание уделяется изучению ценностей разных типов культур.

      этнология(этнография), изучающая общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру.

      богословие культуры, рассматривающее культуру как религиозный культ и в основном развивающееся в рамках протестантского модернизма.

      история культур, анализирующая каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивающая культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в их ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях.

      история художественной культуры разных народов, которая даёт возможность показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. В изучении искусства культурологию интересуют, прежде всего, художественные вкусы того или иного общества, типичные художественные образы и символы.

При таком широком подходе к предмету культурологии она предстаёт как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня, она лишается своего собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.

Культурология как самостоятельная наука.

Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий её в качестве отдельной самостоятельной науки, определённой системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, каким являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. В этом случае она также выступает по отношению к ним в качестве методологической основы. Исходным основанием при таком подходе является рассмотрение культуры в её конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.

Таким образом, культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного знания. Её предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом различных явлений культуры. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы её проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Информация о работе Культура в системе гуманитарных наук