Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:55, реферат
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;
Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы
Реферат
на тему
: Культура Возрождения в Западной
Европе
Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры
Возрождения
2. Отношение
к античной и средневековой
культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский
Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;
Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется
современное
экспериментальное
мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие
ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают
гелиоцентрический взгляд на мир.
Ренессанс (возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних
веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей —
Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели
возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира
стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное
путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для
освоения «старым миром».
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.
Приблизительны и хронологические границы — в Италии ХIV-ХVI века, в других
странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса
достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это,
так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало
позднее
Возрождение последних
1. Гуманизм — ценностная основа
культуры Возрождения
В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план
выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз — человечный). Заимствованный у
Цицерона (I в. до н. э.'), который называл гуманизмом высшее культурное и
нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее
полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков.
Гуманизм
развивается как идейное
находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные
сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков,
утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии,
зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.
Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют
кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками
государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по
отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в
безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и
трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в
котором чело век — только выразитель интересов сословия. Они выступают про
тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты
выражают требование исторической ситуации — формируют человека
предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу
и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному
разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное
течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей
идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная
личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-
1324) — «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового
Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии»
великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно
итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи
Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность
собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать
«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех
проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и
блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником
гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его
красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О
достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо
Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных
наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто
инстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы,
себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения
убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам
управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого
размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные
искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы
общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.
Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII —
убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим
талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат
Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он,
должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и
зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и
жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои
жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его
придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства
проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был
образцом юве лирного искусства.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху
Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,
высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в
свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и
безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,
не ос
танавливаясь ни перед чем и не
задумываясь о последствиях»
2. Отношение к античной и
В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет
отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному
наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм
и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно
близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный
идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык
пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма.
Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным,
разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов.
Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной
мифологии и ис тории, древние — греческий и латинский языки.
Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С
конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на
латинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — были