Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:55, реферат
Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;
Введение
1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения
2. Отношение к античной и средневековой культуре
3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение
Список литературы
Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохи
Возрождения, раньше всего вылилась в форму художе ственного познания. Но
стремясь наиболее полно отразить все при родные формы, художник обращается
к научному знанию. Тесная связь науки и искусства — характерная черта
ренессансной культу ры. Занимаясь художественным творчеством, художники
выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы
пропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеров
Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторые
из них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой,
поскольку искусство дает самое точно г и безу пречное изображение жизни.
Союз науки и искусства помог искусст ву решить многие, очень важные
изобразительные проблемы. Выра батывается новая система художественного
видения мира, основан ная на доверии к чувственным восприятиям человека,
прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим — вот исходный
принцип художников Ренессанса. А мы видим вещи не изолированно, а в един
стве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы,
располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях.
Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры вают законы прямой
линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески,
Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся
картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир.
Пространство развива ется в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного
плана в дру гой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла
расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про странство,
пейзаж, архитектуру.
Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор ческой личности
было возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз можным позднее. Мастеров
Возрождения часто называют «титана ми» , имея в виду их универсальность,
«Это была эпоха, которая нуж далась в титанах и породила по силе мысли,
страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346). Леонарбо да Винчи (1452-1519)
был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом,
теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, мате матиком,
анатомом, ботаником. Он наследовал почти все сферы есте ствознания,
предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать
его рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX
века. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:«...Таланта... было в
нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух не
обращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегда
цар ственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он
был не только в свое время, но и после своей смерти».
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — другой великий ма стер эпохи
Ренессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор,
художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских муз. До нас дошло
свыше 200 его стихотворений.
Рафаэль Санти (1483-1520) — не только талантливый, но и разносторонний
художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) — основатель и крупнейший пред ставитель
немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», со здал несколько
десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве,
много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоре тиком искусства, первым
в Германии создав труд о перспективе и напи сав «Четыре книги о
пропорциях». Эти примеры можно было бы про должить. Таким образом,
универсальность, разносторонность, творче ская одаренность была характерной
чертой мастеров Ренессанса.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически ита льянское
Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) —
вторая половина ХIII-ХIV вв.; раннее Воз рождение — XV в.; Высокое
Возрождение — конец XV в. первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец
XVI в.
Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со
средневековьем, с романскими, готическими, визан тийскими традициями. И
даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу,
отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто
ди Боидоне (1266 — 1337). Художники Возрождения считали его реформатором
живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие:
нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским
содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и
рельефным.
Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллес ки (1377-1446),
Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач чо (1401-1428), Мантенья
(1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого периода производит
скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи.
И это не слу чайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить пред
метность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая
объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на
второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят
сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом
линейной перспекти, вой и почти не замечают воздушной среды. И
архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Воз рождению, не
кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое:
.одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мира
человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента.
Разрабатывается воздушная перспекти ва, материальность форм достигается не
только объемностью и пла стикой, но и светотенью. Искусство Высокого
Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Ми келанджело. Они олицетворяют главные, ценности итальянского
Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан скому Возрождению.
Только Венеция в этот период (вторая полови на XVI в.) оставалась
самостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили свою
политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности.
Она мало интересовалась учеными
изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие
истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго вые связи с Византией,
арабским Востоком, торговала с Индией. Пе реработав и готику, и восточная
традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны
красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят
проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.
Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде ния — это
Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588),
Тинторетто(1518-1594).
Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды,
Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно шению к итальянскому на
целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию
своего развития. В искусстве се верного Ренессанса больше средневекового
мировоззрения, религи озного чувства, символики, оно более условно по
форме, более арха ично, менее знакомо с античностью.
Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая
прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу
божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность,
безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть
частица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек природы достоин изображения.
Такие пред ставления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного
жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альт дорфер, Л.
Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее
одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве север ного Возрождения —
это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом,
возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530)
стала временем его замечательного расцвета. Следует зам -тить, что немецкий
порт рет отличался от портретной живописи итальянского Возрожде ния.
Итальянские художники в своем преклонении перед челове ком создавали идеал
красоты. Немецкие художники были безраз личны к красоте, для них главное —