Культура Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:42, реферат

Описание

Япония располагается на островах Тихого океана. Японские острова находятся в сейсмоопасной зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Японцы привыкли быть всегда настроже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище после стихийных бедствий.
Тысячелетиями Япония оставалась загадкой для европейского сознания. Путешественники, ученые, искатели приключений пытались попасть на острова. Их целью было понять образ и смысл жизни этого непонятного народа. Многие даже пытались преобразовать его. Но им это не удалось.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНЦЕВ
1.1. Традиции японцев 3
1.2. Архитектура 4
1.3. Живопись и графика 6
1.4. Скульптура 6
1.5. Музыка 7
1.6. Литература 7
1.7. Религия 7
1.8. Икэбана 8
1.9. Нэцке 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТ

Работа состоит из  1 файл

Культура японии .doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

АНО ВПО «Национальный Институт имени Екатерины Великой»

Щелковский  филиал 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Культурология» 

Тема: «Культура Японии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент

                  группы  41-11  
                   
                   

                  Проверил: преподаватель  
                   
                   
                   
                   

Щелково

2011

            ОГЛАВЛЕНИЕ 
             

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               3                         
 

1.КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНЦЕВ                               

     1.1. Традиции японцев                                                                          3                        

     1.2. Архитектура                                                                                   4                 

     1.3. Живопись и графика                                                                      6

     1.4. Скульптура                                                                                    6

     1.5. Музыка                                                                                           7

     1.6. Литература                                                                                     7

     1.7. Религия                                                                                           7

     1.8. Икэбана                                                                                           8

     1.9. Нэцке                                                                                               9 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      10                                      

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                           13                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Япония располагается на островах Тихого океана. Японские острова находятся в сейсмоопасной зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Японцы привыкли быть всегда настроже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище после стихийных бедствий.

     Тысячелетиями Япония оставалась загадкой для европейского сознания. Путешественники, ученые,  искатели приключений пытались попасть на острова. Их целью было понять образ и смысл жизни этого непонятного народа. Многие даже пытались преобразовать его. Но им это не удалось.

     С ХVII и до середины XIX века Япония была закрыта для иностранцев. В этот период активно развивается творческое национальное своеобразие страны. После окончания периода изоляции перед миром открылась богатейшая традиционная культура Японии, впоследствии она оказала сильное влияние на развитие европейской живописи, театра и литературы.

     На сегодняшний день Япония высокоразвитая в экономическом и культурном отношении страна. 

1 КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНЦЕВ 

1.1 Традиции Японцев

     Японцы – вежливые и сдержанные люди. Правила этикета для них чрезвычайно важны.

     У Японцев особенный характер художественного мышления, идет он прямиком от буддизма.

     Основные черты:

     Склонность к непредсказуемости, незавершенности, что подразумевало неостановимость жизни, бесконечный процесс Превращения.

     Идеал очарования как попытка запечатлеть бесконечную ускользаемость, насладиться мгновением.

     Некатегоричность -  мир в своей изменчивости вмещает в себя все, ничего не отвергая и не исключая.

     Созерцательность.

     Знаки и символы-все закодировано, все надо расшифровывать.

     Не изучение мира, а его переживаение.

     Непрямое, иносказательное воспроизведение реальности через метафору, сравнение, гиперболу.

     Красота для японцев заключается в мимолетности, неповторимости. Взгляд, игра свети и тени, игра красок. Красота по-японски - не в самих вещах, а в их комбинациях. Японский художник может рисовать на песке, на асфальте. Его творение живет недолго, но он полностью удовлетворяет художника и зрителя, которые успели насладиться изображенным мгновением. Японцы считают что в природе нет некрасивого, надо просто уметь разглядеть красоту. Красота – это добро, оно есть везде и во всем, а что красиво – то хорошо.

     Японцы предпочитают яркому –темное, скрытое (как острым вещам – тупые, бурным переменам – спокойствие, шумным компаниям  -  уединенные). Тьма для японцев – это глубочайший смысл, запрятанный Божественный свет, который дано увидеть только мудрецам. Тьма -  это надежда, так как в ней брезжит свет. Поэтому в быту японцы предпочитают темную одежду, полумрак в доме, темную посуду. 

1.2 Архитектура

     Первые поселения на японском архипелаге датируются Х тысячелетием до нашей эры. Тогда люди жили в землянках с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, и называли их «татэ-ана дзюкё».

     В III тысячелетии до нашей эры для вождей начали строить сооружения с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей.

     В IV-VI вв. нашей эры в Японии строились огромные усыпальницы для правителей, называемые «кофун».

     Памятниками архитектуры являются синтоистские и буддийские святилища и храмы.

     Основным материалом для строительства являлось дерево. Объясняется это тем, что Япония – одна из самых густо покрытых лесами стран Мира. При этом использование дерева не занимает много усилий. Помимо этого, использование дерева в строительстве определяется климатом, длинным жарким и влажным летом и короткой сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, дома делались легкими и открытыми, с приподнятыми над землей полом и крышей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, хорошо поглощает влагу и лучше переносит толчки землетрясений. Немаловажен тот факт, что деревянное жилище можно легко разобрать и собрать в новом месте.

     Особенностью японской архитектуры является принцип горизонтальности, слияния архитектуры и интерьера зданий. Так же широко использовалась ячеистая планировка помещений, где особое место занимала чайная комната.

     Японцы не рассматривали внутреннее  и внешнее пространство дома как две отдельные части, скорее они перетекали друг в друга. Для них не существует границы между домом и улицей. Все это выражалось в построении дома. Здесь веранда служит промежуточным пространством на пути из дома в сад. Внутренние помещения покрываются соломенными циновками, снаружи земля и камни сада, веранда отделывается деревянными грубо обработанными брусьями, которые и связывают дом и сад.

     Замки занимают в японской архитектуре достойное место. Изначально они предназначались для оборонительных целей, а в мирное время превращались в центр искусств, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

      

1.3 Живопись и графика

     Японская живопись и графика очень разнообразны не только по содержанию, но и по формам: это картины-ширмы, настенные росписи, свитки, веера.

     Вместе  с буддизмом в Японию пришла и  китайская живопись(канга), наряду с  которой стала развиваться и  самобытная японская (школа Ямато-э). В противоположность красочному, изобилующему деталями искусству Китая, она концентрировалась на линиях как основном элементе изобразительного искусства. В живописи тушью, сведенной к воспроизведению только главного, этот стиль достиг подлинного совершенства; пустоты и теряющиеся на изобразительном фоне линии побуждают зрителя завершить картину силой собственного воображения.

     Часто такие картины снабжены подписями, который сами по себе, являясь образцом художественной каллиграфии, становятся своеобразными произведениями искусства. 

1.4 Скульптура

     Скульптура была самым древним видом изобразительного искусства.

     Самые древние племена (эпоха неолита) помимо необходимых в быту вещей, таких как посуда из глины, создавали глиняных идолов  – догу.

     В эпоху Нара, для изготовления скульптур, использовались самые различные материалы, такие как дерево, камень, сухой лак, бронза, глина. Творения древних мастеров можно и сейчас наблюдать во многих провинциальных монастырях. В конце эпохи Нара произошло утверждение национального стиля в японской скульптуре.

     X-XII вв. – в искусстве это период рассвета национального стиля – стиля ямато. Помимо буддийской скульптурой начали создаваться изображения божеств древней национальной религии синто.

     С XIV вв. японская скульптура утрачивает самостоятельный стиль и развивается в совершенствовании техники и роста количества произведений.

     В XV-XIV вв. в большом количестве вырезались театральные маски, на которых изображались человеческие чувства. 

1.5. Музыка

     Становление музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных стилей и приспособление их к японским вкусам. 

1.6. Литература

     Японская  литература считается очень древней  и высокоразвитой. Письменная литература основываясь на китайских иероглифах, в результате чего появился японский алфавит – кана. Изначально японская литература находилась под влиянием китайской литературы. Создавались сборники мифов, предания о богах и реальные события японской истории.

     Классическим  жанром японской поэзии являются стихи  в стиле «вака», они состояли из пяти строк, в которых было всего 31 слог. Такая поэзия пользовалась популярностью  при императорском дворе. 

1.7. Религия

     Эстетические  принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны Восходящего Солнца, — синтоизма, конфуцианства и буддизма.

     Синто «путь богов» - древняя национальная религия японцев, заключается в почитании природы как божественного начала. Японцы покланялись божествам, управлявшим силами природы.

     В честь божеств строились храмы, располагались они в лесных чащобах  и на горных вершинах. Вокруг каждого  храма разбивался сад и небольшой водоем, для омовения рук перед молитвой.

     Конфуцианство, как и буддизм, пришло в Японию из Китая. Согласно конфуцианским канонам, управляющим принципом вселенной, небо, источник гармонии и порядка. Полномочным представителем Неба на земле является император, от праведности которого зависит благоденствие государства. От подданных требуется почитание императора, строгое выполнение данных Небом законов и ритуалов и соблюдение моральных принципов. От этого непосредственно зависит процветание семьи и государства в целом. Если человек не выполняет своего долга перед обществом и Небом, не соблюдает установленные ритуалы, не выражает должной почтительности к вышестоящим и несправедлив к нижестоящим, то его карает освещенная Небом власть. В противном случае само Небо посылает наказание на все государство в целом. Поэтому каждый член общества должен строго следовать своему долгу, знать свое место в рамках системы и выполнять вытекающие из этого обязанности. Идеальным человеком с конфуцианской точки зрения считается просвещенный и благородный муж, ученый-чиновник, радеющий за интересы своей державы и беспредельно преданный своему императору. 

1.8. Икэбана

     Икэбана – японское искусство аранжировки  цветов. Создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны.

Информация о работе Культура Японии