Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:42, реферат
Япония располагается на островах Тихого океана. Японские острова находятся в сейсмоопасной зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Японцы привыкли быть всегда настроже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище после стихийных бедствий.
Тысячелетиями Япония оставалась загадкой для европейского сознания. Путешественники, ученые, искатели приключений пытались попасть на острова. Их целью было понять образ и смысл жизни этого непонятного народа. Многие даже пытались преобразовать его. Но им это не удалось.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯПОНЦЕВ
1.1. Традиции японцев 3
1.2. Архитектура 4
1.3. Живопись и графика 6
1.4. Скульптура 6
1.5. Музыка 7
1.6. Литература 7
1.7. Религия 7
1.8. Икэбана 8
1.9. Нэцке 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТ
Икебана даже в современной Японии очень популярна. Она воплощает в себе национальное своеобразие Японии. И является признанным видом искусства во всем мире.
В
икэбане все подчинено
1.9. Нэцке
Любителям
искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ
- небольшие разные фигурки из кости или
дерева работы японских и китайских мастеров.
Странный, непонятный мир таится за миниатюрными
изображениями божеств, благожелательных
символов, людей, животных, птиц, рыб. На
первых порах эти произведения очаровывают
только виртуозностью исполнения. В скульптуре
высотой в три- четыре сантиметра не пропущено
ни одной детали. Все передано точно и
выразительно, с неподражаемой живостью,
непосредственностью в трактовке натуры,
часто с юмором и фантазией. С художественной
точки зрения нэцкэ - это искусство, которое
на базе всего предшествующего развития
японской культуры выработало своеобразный
пластический язык. С точки зрения истории
культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый
источник для изучения нравов, обычаев,
религиозных и моральных представлений
- словом, жизни
Японии ХVII - XIX веков. Являясь по своему
назначению утилитарными, бытовыми предметами,
нэцкэ со временем превратились в подлинное
искусство.
Назначение
нэцкэ выявляется уже в самом
названии. Слово "нэцкэ" - "не- цуке"
пишется двумя иероглифами: первый означает
"корень", второй -
"прикреплять". Нэцкэ - это брелок
или противовес, с помощью которого на
оби
(поясе) носят кисет с табаком, связку ключей
или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии).
Необходимость такого приспособления
вызвана отсутствием карманов в японском
традиционном костюме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суровые
природные явления, от которых напрямую
зависели жизни людей на
Японских островах, вызывали у древних
обитателей страх. Их высшие божества
олицетворяли собой природные явления.
Затем, после прошествия некоторого периода
времени, в Японии появилось учение, которое
говорило о том, что если человек не будет
жить в гармонии с природой, она не пощадит
человека.
Практически все первые храмы в Японии
были построены из дерева, так как дерево
считалось японцами “живым”, “говорящим”
материалом, принадлежащим природе. Камень
же, по представлениям японцев, материал
“мертвый”,
“молчаливый”. Но в природе японцы видели
не только угрозу, но и прелесть всего
живого. Японцы понимают, что в природе,
кроме человеческих творений, нет места
негармоничному. Все в природе находится
в гармонии, и лишь человек способен сотворить
дисгармонию. Следовательно, человек должен
жить в гармонии с окружающим его миром
живой природы. Природа также являлась
предметом любования и созерцания. Японцы
создавали строения для созерцания природных
пейзажей. Они сами же пытались и сотворить
с помощью природы красоту, немного посостязаться
с ней. Все строения, произведения искусства
имели в качестве украшения природные
орнаменты, пейзажи; во всем присутствовал
природный мотив. А более всего в Японии
ценились только те вещи, которые были
изготовлены человеком вручную и из “живого”
материала: глины, дерева.
Очень сильными оказались и традиции в японском искусстве. Ведь столько веков прошло, а японцы хранят верность стилям. Произведения искусства японских мастеров не только хранят верность стилям, но и всегда имеют в себе то новое, что нет ни у одного другого произведения искусства. В японском искусстве нет места штампам, шаблонам. В нем, как и в природе нет двух совершенно одинаковых творений. И даже сейчас произведения искусства японских мастеров нельзя спутать с произведениями искусства других стран. В японском искусстве время замедлило свой ход, но оно не остановилось. В японском искусстве традиции далекой древности дожили до наших дней.
История
цивилизации Японии является частью
мировой и рассматривается в
ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды:
"Восток есть Восток, а Запад есть
Запад, и они никогда не сойдутся".
Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Можно сказать, что в Японии проявляется евразийство.
Евразия
- это особый мир, который сохраняет
неповторимость национальной культуры
и в то же время способный усваивать
достижения других культур. Активное заимствование
чужого не лишило Японию ее оригинальности.
Картина мира, которая сегодня формируется
учеными на основе изучения социальных,
культурно-религиозных, политических,
природных условий жизни народов, включает
в себя и самобытные условия cтановления
японской цивилизации. Это позволяет лучше
осознать ту роль, которую современная
Япония играет в политической, экономической
и духовной жизни мировой цивилизации.
Японская
культура, родившись на национальной
почве, впитала в себя многие черты
культуры индокитайского региона и не
потеряла при этом своеобразия. На протяжении
всех этапов своего развития японская
культура отличалась особенной чуткостью
к красоте, способностью привносить ее
в мир повседневности, трепетным отношением
к природе, сознанием неразрывности мира
человеческого и божественного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989.
2) Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских островах. – М.: Политиздат, 1989.
3) Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского. – М.:
Просвещение, 1986.