Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 12:10, реферат
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны.
Театр
Япония
обладает очень старой и в высшей
степени условно-манерной традиционной
театральной культурой. Самая древняя
форма этого жанра — театр но (ноо, ногаку),
созданный Дзэами (1363— 1443) на основе народных
игровых и синтоистских традиций как единое
театральное действо из танца, музыки,
драмы и пения. Став видом дворцового развлечения,
он развился в высоко стилизованное искусство
с тщательно выпестованными игровыми
традициями и формами. Главное в но — соблюдение
условностей: размеренные отточенные
движения, маски-типажи, вмешивающийся
в действие мужской хор, оркестр и танец.
Изобразительные средства скупы, действие
абстрактно. Чувства выражаются жестами,
декорации практически отсутствуют.
Великолепие роскошных одеяний, филигранная
точность игры музыкантов, абсолютное
владение каждым доведенным до совершенства
движением и жестом делают любое представление
театра но величайшим событием даже для
тех, кто не может в деталях понять суть
происходящего.
Представления кукол бунраку и театр кабуки
- жанры периода развития городского сословия.
В пьесах речь чаще всего идет о военных
событиях или о личных трагедиях. Их постановки,
в отличие от театра но, эмоционально заряжены,
экспрессивны, часто отличаются громким
исполнением, полны актерских и технико-сценических
трюков и гораздо более понятны иностранцам.
Театральные принадлежности.
Музыка
Японская
народная музыка, развивавшаяся в
тесном контакте с драматическим, танцевальным
и другими видами искусства, отличается
преобладанием вокального исполнения
над инструментальным.Там, где требуется
воссоздать типичную японскую атмосферу,
обязательно зазвучат бамбуковая флейта
(сяку-хати) и трехструнный, похожий на
лютню, сямисен. Оба этих инструмента своим
строгим, скупым звучанием лучше всего
передают столь важную для всех видов
искусства дзэн суть ва-би и саби (с. 19).
Насколько эмоционально, будто в экстазе,
звучит сямисен, можно услышать во время
представления в Театре бунраку (с. 20),
где виртуоз-музыкант способен извлечь
из трех струн всю лирику любви, печаль
скорби и отчаяния, гнев ненависти и восторг
счастья. Эти музыкальные инструменты
вместе с 13-струн-ной японской цитрой (кото)
возникли, как и исполняемая на них музыка,
в XVI столетии. Гагаку «Гагаку», музыка императорского двора древней Японии, исполняется ансамблем японских духовых, струнных и ударных инструментов, включающим «ёкобуэ» (поперечная флейта), «сё» (цилиндрический, вертикально стоящий инструмент из 17 бамбуковых труб, каждая из которых имеет самостоятельное звучание), «со» (струнный щипковый инструмент, предшественник популярного в Японии «кото», напоминающего цитру), «бива» (инструмент грушевидной формы с четырьмя струнами) и «тайко» (барабаны). Музыка гагаку разделяется на инструментальные композиции, танец и речитатив. Оркестр гагаку напоминает оркестр западного типа, тем не менее его основным элементом являются духовые инструменты. Музыка театра но «Но», классический японский театр, появился в XIV в. Его труппа состоит из «татиката» — актеров, которые играют и танцуют в масках, и «хаясиката» — музыкантов, которые усиливают эмоциональный накал спектаклей и своим исполнением отмечают ход времени. Духовые и ударные инструменты труппы но включают «нокан» (вертикальная флейта), «цудзуми» (небольшие барабаны). Перед тем, как ударить по своим инструментам, барабанщики издают резкие и отрывистые крип. Характерной чертой традиционной японской музыки является ее направленность на отсчет времени. Хореография театра Кабуки Танец
«кабуки» первоначально считался разновидностью
«одори», так как происходит от «нэнбуцу
одори» и исполнялся под аккомпанемент
популярных песен. Этот вид танца впервые
исполнялся предположительно в начале
VII в. в Киото труппой танцовщиц под руководством
настоятеля храма Идзумо. Однако после
1629 г. правительственным указом, направленным
на сохранение общественной морали участие
женщин в кабуки было запрещено. После
этого в кабуки играли мальчики, а когда
и это было запрещено правительством --
совершеннолетние актеры мужского пола.
С развитием танца кабуки эта форма танца
одори в значительной степени обогащалась
элементами таких жанров «май», как «кусэмаи»
— танец с речитативом, разнообразными
формами «но» и «кёгэн». В то же время танец
кабуки все теснее сплетался с драматическим
сюжетом, превращаясь в театральную форму,
дошедшую до наших дней. |
Религия
В
Японии исторически укрепились и
доныне продолжают господствовать две
религии: синтоизм и буддизм. Первая из
них – чисто национальная, вторая – занесена
в Японию, как и в Китай, извне.
Древнейшая религия.
Древнейшая
религия японцев – до объединения
страны в первые века н. э. – отражала
патриархальный родоплеменной строй,
где выделялось воинственная племенная
знать и зарождалось патриархальное рабство.
Эта религия состояла, видимо, в почитании
семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей
– ками. Слово «ками» буквально означает
наверху, верхний, начальник. Неясно, были
ли это первоначально духи умерших, предков
или духи земли, стихий; возможно, что в
образах ками сливались оба эти представления.
Места почитания их были отмечены каменными
оградами или простыми постройками. Изображения
ками японцы не делали, но в святилищах
хранили фетиши – эмблемы божеств.
Синтоизм и буддизм.
Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – «путь ками», то есть «путь местных богов», или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские языки.
Синтоизм
подвергся сильному влиянию
С конца XII в. военно-феодальная аристократия захватила всю власть в стране в свои руки, оставив императорам только религиозные функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой, потомком богини Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен от всех светских дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии. Аристократические кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодалов пытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров и с этой целью обращали своих подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне, разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно крестились. Но уже с конца XVI в. крупные феодалы, объединившие Японию, начали преследовать христианство, изгонять миссионеров. Они стремились опереться на старые японские традиции, отрешиться китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно с XVIII в., движение за возврат к старой синтоистской религии.
«Переворот Мэйдзи» 1867-1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божественность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии. Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе религии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свобода вероисповедания.
С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные праздники, обряды – синтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются: например, рождение детей сопровождается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покровителю синтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. В отличие от буддизма с его сложной и тонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.
Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь – ками-дана – с небольшим шкафчиком для табличек умерших.
Объектом
публичного культа служат многочисленные
духи и божества, местные и общенародные.
(Этих божеств и духов великое множество:
в текстах говориться о 8 миллионах ками:
число «8» – святое у японцев). Наиболее
чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца),
Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек»,
покровитель земледелия). Видное место
в синтоистском пантеоне занимают знаменитые
императоры и другие выдающиеся лица древности.
Почитанием пользуются также священные
места, особенно горы; среди них на первом
месте – Фудзияма. Сохранились следы древнего
культа животных, особенно лисицы, обезьяны,
черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки
фаллического культа.
Религия в современной Японии.
Поражение Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. «директиву» об отделении синтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадо обнародовал «рескрипт», осудивший прежнюю государственную доктрину о божественности императора и о превосходстве японского народа над всеми другими народами. Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемонии микадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был оставлен лишь придворный культ.
В
современной жизни Японии
Кино
Во всем мире хорошо известны фильмы Акира Куросава, Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути и других режиссеров. В последнее время многие японские фильмы получают призы на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Монреале
Особенности культуры, присущие только Японии.
Искусство
аранжировки цветов - икебана, чайная
церемония, оригами и японская кухня, приобрели
популярность за пределами Японии. Множество
поклонников во всем мире появилось и
у японских единоборств: дзюдо, айкидо,
каратэ, сумо и других.
НЭЦКЭ
Миниатюрная скульптура — нэцкэ - получила широкое распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к поясу с помошью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помошью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы употреблялись и раньше, но с конца XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях.
Нэцкэ — искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди которых наиболее популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян внутри — пожелание большого мужского потомства, две уточки — символ семейного счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни города. Это бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женшины за разными занятиями, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с точки зрения японцев, одежде — широкополых шляпах, камзолах и брюках.
Отличаясь
тематическим разнообразием, нэцкэ
сохраняли свою изначальную функцию
брелока, и это предназначение диктовало
мастерам компактную форму без хрупких
выступающих деталей, округленную, приятную
на ошупь. С этим связан и выбор материала:
не очень тяжелого, прочного, состоящего
из одного куска. Самыми распространенными
материалами были разные породы дерева,
слоновая кость, керамика, лак и металл.
ИКЭБАНА
С большим искусством и вкусом украшаются японцами их дом, жилище, места работы и отдыха. Элементарный толковый словарь языка дает следующее пояснение: « Икэбана - искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов».
Но
это слишком примитивное
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ