Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 12:10, реферат
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны.
Наиболее загадочным и имеющим глубокий философский и эстетический смысл ,с моей точки зрения, является ритуал «Тя-ною» - чайный церемониал. Это строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Чайная церемония восходит к обычаю берущему свое начало в 7 веке , употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года и сохраняется почти неизменным по сей день. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры, живописи, садово-паркового искусства. Его сущность отразилась также в различных философских концепциях, а культ чая , в свою очередь стимулировал их развитие . Чайная церемония - воплощение единства творческого начала , восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения. Чайная церемония получила широкое распространение по всей Японии и во всех слоях населения, так как дзэн-буддизм проповедовал возможность достижения» просветления» любым человеком в условиях обыденной жизни. В основу чайной церемонии положены четыре принципа» гармония- единение человека с природой, упорядочение мироздания ; почтение -равноправие всех участников , проявления уважения их друг к другу; чистота - очищение через соприкосновение с прекрасным; тишина- условие для медитации. Считалось , что реализация этих принципов открывает путь для достижения внутренней гармонии участников церемонии. Ритуал чайной церемонии проводится в специально отведенном для этого месте , чаще всего в небольших домиках , расположенных в тенистых садах , чтобы суета окружающей жизни отошла на задний план и не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитирования. В «чайном действе» обычно участвуют : мастер чая- тот , тот кто заваривает чай и разливает его , и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Первый , жрец , свершающий действо, вторые участники действа, приобщающиеся к нему и нередко безжалостные критики. У каждого свой комплекс поведения, охватывающий и позу при сидении, и все движения , и выражение лица , и даже манеру речи.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЯПОНСКИЙ КОСТЮМ
Любой национальный костюм так или иначе
отражает особенности материальной и
культурной жизни народа, в том числе и
национальный характер. Это в полной мере
относится и к кимоно, которое в XX веке
приобрело большую популярность в мире.
Тип кроя, силуэт, отдельные детали и мотивы
активно использовались в интернациональной
моде, но само кимоно в его традиционном
виде по сей день остается для иностранцев
одной из
наиболее труднопостигаемых областей
японской культуры. Есть немало представителей
западного мира, до тонкостей изучивших
японский язык и литературу, музыку, чайную
церемонию, икебану, боевые искусства
и т.д., но даже на них кимоно выглядит чужеродным.
Много говорилось и писалось о том, что
кимоно идеально подходит к японскому
типу фигуры, как женской, так и мужской.
Оно действительно зрительно корректирует
пропорции невысоких по природе японцев,
но дело не только в создании иллюзии стройности.
Кимоно не просто регламентирует рисунок
и ритм движений, но и является своего
рода фокусом национальной психологии.
Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной
грации, мягкой женственности и скромности
, надев кимоно, не в состоянии выразить
ту естественную гармонию пластики, которой
чаруют японки. То, что именно кимоно «участвует»
в создании образа, подтверждается тем,
что в европейской одежде те же японские
дамы воспринимаются иначе. Нужно уметь
носить кимоно, как, впрочем, и любой костюм,
который отличается определенным стилем,
характером, образом. Традиционные мужские
кимоно, строгие, темных расцветок, теряются
на фоне необычайно богатых декоративными
эффектами женских образцов. Индивидуальные
особенности и красота кимоно раскрываются
только когда его надевает человек. Одно
и то же кимоно на разных людях будет выглядеть
по-разному. Надевание и ношение кимоно
требуют особых знаний и умения, которые
регламентируются определенными правилами.
Поза, осанка имеют большое значение и
должны быть естественны. Спину следует
держать прямо, подбородок – слегка втянутым,
а плечи – расслабленно. Необходимо избегать
резких и размашистых движений, поскольку
в этом случае могут быть видны руки выше
кистей и ноги, а даже мимолетное мелькание
ног между распахнувшимися полами считается
дурным тоном. Важной составляющей женского
костюма является пояс оби (в мужском варианте
он не играет такой роли). Известно выражение:
«Сущность красоты (имеется в виду костюма
в целом) прикреплена к спине женщины»,
а народная поговорка гласит: «Женщина,
не умеющая завязать оби, ничего не умеет».Если
оби выступает как эстетический центр
костюма, то рукава получили эмоционально-лирическое
значение. Причем эта традиция зародилась
задолго до появления кимоно. Поэтика
кимоно не ограничивается темой рукавов.
Его декор почти всегда связан с временами
года и отражает поэзию и символику природных
явлений. История кимоно, необычайно интересная
и многообразная, является одной из прекрасных
страниц японского декоративного искусства.
Заключение.
Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовностью самопожертвования самураев.
Именно в
эпоху средневековья Япония заимствовала
и усваивала достижения и традиции других
народов чаще, чем
в какое-либо другое
время, но это нисколько не помешало развивать своё национальное, японское.
Именно поэтому Япония до сих пор считается
удивительной страной со множеством интересных
традиций и вещей. Именно поэтому путь
развития Японии так непохож на развитие
других стран в эпоху средневековья. Значительная
удаленность Японии от других развитых
стран средневековья, привело к совершенно
своеобразному развитию и течению событий
во всех сферах жизни японцев.
. В последние годы в нашей стране интерес
к Японии заметно возрастает. Открываются
центры, где люди получают возможность
заниматься японским языком, икебаной,
знакомиться с чайной церемонией, японским
театром и боевыми искусствами. Проводятся
фестивали японских фильмов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.О.В. Румянцева «Государственный музей Востока» 1993.
2.С.Т.Исмаилова–Москва Аванта+Искусство 1997.
3.В.Бродский Искусство Японии VI-XVI ВВ. «Всеобщая история искусства». Москва 1964.
4.Н.А.Иофан «Культура древней Японии». Москва, 1974.
5.Большая
Советская Энциклопедия, том 13.
6.Советский энциклопедический словарь (1987)
7.Тавровский Ю.В. Двухэтажная Япония: Две тысячи дней на Японских островах. – М.: Политиздат, 1989.
8.Искусство
стран Востока / Под ред. Р.С. Василевского.
– М.: Просвещение, 1986.