Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:23, реферат
Цикличность цивилизационного процесса является ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире. Международное общество сравнительного изучения цивилизаций определило Данилевского как “пионера” в области исследования пространственно-временных локализаций явлений культуры, основоположником теории множественности и разнокачественности культур.
1. Личность Н.Я.Данилевского. 2
2. Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского. 3
3.Четырехосновная культура в концепции Н.Я.Данилевского. 11
4. Заключение. 13
5. Список использованной литературы. 15
Данилевский убежден, что
рождается четырехосновная
неубедителен. Он был убежден, что славянство
для сохранения своей
культуры от экспансии Запада должно избавиться
от болезни
подражательности и объединиться на основе
начал собственного
культурно-исторического типа. Славянство,
по Данилевскому, самой природой избавлено
от насильственности, которую европейским
народом удается лишь "перемещать из
одной сферы в другую". Смертная казнь
была отменена у нас раньше, чем в Европе.
В России не жгли ведьм на кострах. Русские
не имеют колоний. Завоеванные ими племена
не лишались свободы, а постепенно ассимилировались
или продолжали вести привычный для них
образ жизни.
Завершает свои размышления
о будущем славянского
Идея славянской солидарности
была обоснована социально-исторической
реальностью и как
Православие для Данилевского было незыблемым компонентом славянской цивилизации. Безусловно, что такая позиция во многом определялась тем, что сам Николай Яковлевич был глубоко верующим человеком. Но не только этим. В России Православие было религией абсолютного большинства населения, и это была государственная религия. Введенный императором Петром I для управления религиозной жизнью Синод институционально и идеологически находился под покровительством православной Церкви. Большинство южных славян также были православными. Западные славяне исповедовали католическое вероучение, но у Данилевского была надежда, что духовное освобождение приведет их в лоно Православия, как вероучения сохранившего каноны первоначального Христианства. Но, в опровержение взглядам Данилевского Г.Соловьев в своей статье пишет:"Индия, несмотря на то, что она относится к уединенным типам, передала высшее выражение своей духовной культуры - буддизм - множеству народов совершенно другого племени и другого типа, передала не как материал только, не как "почвенное удобрение", а как верховное определяющее начало их цивилизации. Религия, которая создала, как свое средоточие, такую своеобразную местную культуру, как тибетская, и, однако же, сохранила свой универсальный международный характер и исповедуется пятью- или шестьюстами миллионов людей, рассеянных от Цейлона до Сибири и от Непала до Калифорнии,- вот колоссальное фактическое опровержение всей теории Данилевского; ибо нет никакой возможности ни отрицать великой культурно-исторической важности буддизма, ни приурочить его к какому-нибудь отдельному племени или типу".
Пройдя достаточно большой
путь после Данилевского, современная
культурология установила, что культура
никоим образом не может быть сведена
к особенностям национального характера,
она есть нечто большее — качественная
характеристика, раскрывающая степень
гуманизации общества, масштаб присвоения
человеком как родом своей социальной
сущности. Но тем не менее это не ставит
под сомнение факт, что вклад Н.Я. Данилевского
в культурологическую теорию весьма весом,
и многие его идеи могут быть востребованы
сегодня в силу их актуальности и созвучности
духовным веяниям нашей эпохи.
Намеченная Данилевским циклическая модель
исторического процесса предвосхитила
последующие весьма разнообразные опыты
подобного рода как на Западе (О. Шпенглер,
А. Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий
представитель культурологического циклизма
– китайский мыслитель Лян Шумин). Цикличность
цивилизационного процесса является ключевым
моментом в концепции Данилевского, который
и по сей день включают в курсы истории
социологии во всем мире. Международное
общество сравнительного изучения цивилизаций
определило Данилевского как “пионера”
в области исследования пространственно-временных
локализаций явлений культуры, основоположником
теории множественности и разнокачественности культур.
Список использованной литературы:
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М., 1991.
2. Захарова А.А. Россия в философско-исторической концепции Н.Я. Данилевского. – Томск, 2002 г.
3. Авдеева Л.Р.Русские мыслители: А. Григорьев, Н. Данилевский, Страхов. – М., 1992 г.
4. Страхов Н.Н. О книге Н.Я.Данилевского “Россия и Европа” // Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.,1991.
5.http://bugabooks.com
6.http://neznaika-ru.
Информация о работе Культурно-исторические типы Данилевского