Культурный феномен утопии как проекта справедливого общественного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание

Не секрет, что вопросы всеобщего благоденствия волновали умы величайших философов всех времен и народов. А сквозь эхо веков звучат отголоски мечтаний наших предков о лучшей доле, о золотом заоблачном и загорном крае, о молочных реках и кисельных берегах, о стране для избранных, где все добры и приветливы. Эти голоса слышатся нам в произведениях фольклора, в древней языческой мифологии, в старых сказках.

Содержание

Введение

1 Предыстория утопии. Социокультурные предпосылки.

2 Обозначение утопии как литературного жанра. Развитие представлений.

3 Подходы к классификации утопий

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Культурный феномен утопии.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «N»

Кафедра гуманитарных основ государственной службы

Контрольная работа

Культурный феномен утопии как проекта справедливого общественного устройства

Выполнил: студент 1-ого курса NN

Научный руководитель: NN

2010

NN

Содержание

Введение

1              Предыстория утопии. Социокультурные предпосылки.

2              Обозначение утопии как литературного жанра. Развитие представлений.

3              Подходы к классификации утопий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Не секрет, что вопросы всеобщего благоденствия волновали умы величайших философов всех времен и народов. А сквозь эхо веков звучат отголоски мечтаний наших предков о лучшей доле, о золотом заоблачном и загорном крае, о молочных реках и кисельных берегах, о стране для избранных, где все добры и приветливы. Эти голоса слышатся нам в произведениях фольклора, в древней языческой мифологии, в старых сказках. Многие видные деятели прошлого провели немало времени в трудах, посвященных попыткам сформировать представления об идеальном государственном строе. Впрочем, речь идет не только о прошлом. Вполне разумно и логично, что и в наше время сохранились энтузиасты своего дела, "идейные" люди, в том числе и в сфере государственной деятельности, чьи помыслы направлены на достижение блага если не всеобщего, то, по крайней мере, родной страны. Конечно, таких людей не так уж много, но они существует. Мысль человеческая направлена в будущее, и всевечное людское желание того, чтобы будущее это было прекрасным, делает представленную тему вполне актуальной.

Основная сопряженная с темой проблема заключается в том, что в обществе бытует предположении о принципиальной недостижимости утопий как таковой, отчего целью своей работы я ставлю изучение и нахождение ответа на принципиальный по своему смыслу вопрос о правомерности подобного заключения. Моими задачами являются:

                  Анализ социокультурных предпосылок и причин возникновения утопий.

                  Рассмотрение исторической эволюции представлений об утопии.

                  Изучение попыток сделать утопию реальностью, достижений и неудач на данном поприще.

1          Предыстория утопии. Социокультурные предпосылки.

Собственно, само слово «утопия» впервые было упомянуто в названии книги Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В его книге, как мы видим, данным термином обозначалось просто напросто название острова, о котором шла речь в повествовании.

Следует упомянуть о том, что существуют некоторые разногласия по поводу того, как лингвистически правильно толковать это название. Происходит это из-за того, что одни ученые считают, что перед греческим словом «topos» (τοπος), обозначающим «место», должна стоять приставка «u», а другие, что приставка «eu». Если брать первую, то слово целиком обозначает место, которого нет, а если вторую, то благословенную страну. Как бы то ни было, ныне под утопией понимают модель идеального общества и впервые в данном значении этот термин встречается  в книге путешествий английского священника Семюэла Перчеса «Паломничество», 1613 год.

Впрочем, несмотря на то, что сам термин возник и получил современное толкование только в XVI-XVII веке, утопические мотивы просматривались в литературе и общественных настроениях намного раньше.

Первоначально, в те времена, когда этого термина как такого еще не существовало, утопия наличествовала в форме «царства всеобщего благоденствия» преимущественно в преданиях различных народов, тесно переплетаясь с легендами о «золотом веке» и «островах блаженных». В истоке этих представлений об идеальном мире лежала связь, которую, по воззрениям древних, наш мир имел с мир умерших (в шаманской мифологии - с миром предков), а также с изначальным временем существования человечества, (вышеупомянутым Золотым веком или, к примеру, "веком сновидений" в мифологии австралийских аборигенов).

Затем, во времена античности, мы можем наблюдать утопические мотивы в произведениях Гесиода, Овидия. В них явственно звучит тоска об ушедших прежних временах, когда люди якобы жили иначе, не знали старости и тяжкого труда. Однако, существовали и идеи о реальном существовании в настоящем относительного того момента времени "островов блаженных". И относились к ним древние достаточно серьезно. К примеру, рассказы якобы очевидцев о существовании таких земель имеются у Плутарха. Впрочем, под античностью принято понимать не только эпоху, но и конкретные государства, поэтому следует оговориться: представления об утопиях существовали и у "варварских" народов. По сути, сиими идеями были насквозь пропитана кельтская мифология. Известны ей и такие "блаженные земли". К примеру, на один из таких островов ("Остров плодов, который еще именуют счастливым") был в свое время якобы перенесен раненый король Артур. 

Существовали и на востоке представления о "счастливых" островах и странах. Они занимали в мифологии древнего Китая или древней Индии такое же место, как и в античной. В древности китайские императоры даже отправляли экспедиции на поиски таких островов.

Утопические мотивы наблюдаются в древнеиндийской поэме "Махабхарате" Характерное, обусловленное менталитетом, различие: если античные "блаженные страны в основном заселены героями, то индийские - мудрецами.

Буддизм тоже имеет такую страну, Шамбалу, которая находится где-то в центре Гималаев. В урочный час жители Шамбалы, святые арахаты, якобы выйдут к людям, чтобы покончить с одряхлевшим миром и даровать ему новую жизнь.

Занятное, но довольно оправданное совпадение заключается в том, что во всех мифологических традициях благословенные территории невероятно сложно достичь простому человеку - от обиталищ простых смертных они отделяются океанами, бурными реками, бескрайними территориями и непроходимыми горами. Да и само их точное местоположение в общем-то неизвестно, так что попасть туда можно только случайно или волею богов.

Но для всех достаточно развитых мифологий представлений о неизвестно где располагающихся чудесных краях оказалось недостаточно - для большинства из них характерно и упование на непосредственный возврат Золотого века.

В индуистской мифологии кальпа завуалированным примером данной склонности являются сутки Брахмы. Утром он творит мир, который к вечеру уничтожает, а наутро создает снова. А согласно Платону, созданный Единым Творцом и приведенный им в движение мир постепенно стареет и портится. Отчего Творец, недовольный миром, в какой-то момент разрушает его и затем пересоздает заново. Небольшое лирическое отступление - именно перу Платона, по некоторым мнениям, приписывается создание самого первого утопического произведения западной литературы, его диалогов «Государство». В этом произведении общество выглядело идеальным исключительно с точки зрения рабовладельцев и строилось по образу и подобию Спарты, однако, без присущих ей недостатков, таких как коррупция.

Но вернемся к мифологии. В скандинавской (Старшая, Младшая Эдда) обновление мира должно последовать за предательским убийством юного бога Бальдра и нарушения остальными богами этических и юридических норм, что обязано повлечь за собой неминуемую "Гибель богов", после которой власть над миром будет принадлежать воскресшему Бальдру. Ну, а он уже, разумеется, на вечные времена установит на земле Золотой век.

Но нигде эта тенденция не приобрела столь широкого размах и значения, как в иудаизме. История еврейского народа изобиловала трагическими эпизодами. Неприемлемая для человеческой психики безысходность в иудаизме была преодолена идеей ожидания мессии, приход которого должен был вернуть страну и народ к прежнему (у пророков идеализированному) состоянию.

Еврейской мифологии был ведом земной рай, так как Эдем Господь поместил именно на земле, где-то на востоке. Но после грехопадения путь туда был закрыт, дорогу людям преградил Херувим с огненным мечом. Но по сути, отделять людей от рая стало не пространство, на время. А посему отныне усилия людские должны были быть направлены на воссоединение с Богом и построение грядущего Нового Иерусалима. О подобном мировом переустройстве говорится и в пророчествах Исайи, и в видении Иезекииля. Должно отметить, что ранее христианство, признавшее в Христе давно ожидаемую мессию, еще не отказывалось от устроения Нового Иерусалима. В откровении Иоанна даже указывает конкретный срок второго пришествия. С посланием Иоанна Богослова, собственно, окончательно и формируется представление формируется представление об идеальном городе-саде, оказавшее огромное влияние на развитие всей последующей европейской идеологии.

Но время шло, а жизнь людей на земле мало изменялась к лучшему, представления о "Царстве Божьем" постепенно блекнут, подменяясь в Евангелии от Матфея "Царством Небесным" что связано с общим спадом ожидания конца света и распространением веры в потустороннее воздаяние, спасение на небесах.

Языческие же представления о земном рае в Европе были развенчаны, "острова блаженных" и "райские страны" стали в средние века изображаться сатирически, становясь достоянием фольклора.

Иная судьба была уготовлена ветхозаветным и раннехристианским идеалам. Чаяния "нового неба и новой земли", Нового Иерусалима продолжали жить в народных массах. Хилиастические учения и секты, проповедовавшие наступление Тысячелетнего царства Христова, а зачастую и боровшиеся за него с оружием в руках, представляют один из важнейших факторов средневековой истории Европы. Однако там, где восставшим удавалось захватить власть, ничего хорошего не происходило. Фанатичные руководители узурпировали абсолютную власть, давали выход самым разнузданным инстинктам, объявляли всех несогласных слугами Сатаны и не скупились ни на обещания, ни на самый жестокий террор (впрочем, и их противники вели себя не лучше).

Несмотря на это и вооруженные выступления еретических сект, и мирная агитация других (вальденсов, моравских братьев) оказали большое влияние на европейское сознание. Эти движения заложили основу для дальнейшего развития идеалов свободы, равенства и братства, определивших состояние современной Европы. 

Однако реформация (не только в тех странах, где она победила) окончательно сняла с повестки дня проблему "рая земного" в пользу Небесного.

Таким образом, до наступления эпохи Возрождения, четко обрисованной утопии как жанра литературы или проектирования государственного устройства еще не существует. Однако основные черты утопического общества, представления об идеальном обществе находят свое отражение в мифологии и религии, в бытующих в обществе идеях о имеющих где-либо место быть благословенных странах, или же о Золотом веке, уже ушедшем, но способном вернуться. Для всех этих представлений, как правило, характерно наличие мистических мотивов, некая туманность и неконкретность - наличие скорее собирательного образа, нежели чем ясной картины.

Причины возникновения такого рода утопий видятся прежде всего социальными, своим появлением она обязана по сути двум категориям людей - простому люду, недовольному своей тяжкой доле, и различного рода мудрецам и философам.

2          Обозначение утопии как литературного жанра. Развитие представлений.

В эпоху Возрождения утопия приобретает главным образом форму описания идеальных государств, якобы существующих где-то на земле или существовавших в прошлом, возрождается в новой форме жанр повествования о "блаженных островах". Это наблюдается в таких произведениях, как "Город  Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и тому подобных. Надобно отметить, что для XVI несколько обновлен постулат о том, что за общество имеет право зваться совершенным. Если для ранних эпох, оперирующих понятием Золотого века, имела места быть ориентировка на прошлое как на пример реально ничем не обусловленной социальной справедливости, то в XVI веке идеал видится именно в первобытном, так называемом, "естественном" состоянии человека, не обремененного никакими социальными расслоениями, рыночными отношениями, диктатом государства и прочими издержками современности. Не испорченный цивилизацией человек, согласно этим представлением, сам по себе добр, честен и трудолюбив. Впрочем, это явление можно рассматривать в качестве некой реставрации, реанимации мифа о Золотом веке.

Затем, в XVII и XVIII веках получают распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. Например, гоббсовский проект гражданского общества XVII века, считавшийся несбыточным в границах существующих общественных условий, но осуществимым при их трансформировании. Или опубликованный в 1775 году "Кодекс Природы" Морелли, который он рассматривал как руководство к действию, набор принципов, на основании которых можно построить справедливое общество. 

Утописты XVII-XVII веков уже не отвергали всех достижений цивилизации. К примеру, по представлениям некоторых из них, идеальное общество может возникнуть в слиянии двух начал - достижений цивилизации и неиспорченности первобытного разума. Достичь этого теоретически было бы возможно, если бы общество дикарей повел за собой к развитию достаточно мудрый философ, знакомый как с пороками цивилизации, так и с ее достоинствами.  Приобщая "неиспорченных "дикарей" к ее благам, он оставляет нетронутыми их "естественные" качества. "Счастливые острова" по-прежнему изолируются авторами утопий от внешнего мира, теперь уже для того, чтобы избегнуть его растлевающего влияния. 

Таким образом, XVIII век на смену описанию "блаженных островов" вырабатывает теории и системы, претендующие на реализацию. Мало того, конец этого и начало следующего века отмечены попытками их осуществления как революционным (Гракх, Бабеф), так и мирным путем (Фурье, Оуэн, Сен-Симон). На теориях Фурье стоит остановиться особо. В полном соответствии с архаическим мифотворчеством Фурье утверждал, что наступление новой социальной эпохи должно привести к космической революции, благодетельной для человека. У Земли вместо одной луны появится пять новых спутников, северные сияния, усилив свою мощность, образуют "Полярный венец", способный растопить льды и сделать пригодными для обитания полярные области, океан приобретет вкус лимонада; львы, тигры, киты и даже клопы превратятся в антильвов, антитигров, антикитов и антиклопов, которых люди смогут использовать. Человечество получит в свое распоряжение новые способы селекции и агротехники, новую металлургическую технологию. При этом Фурье ссылается не на Священное Писание или какие-нибудь экзотические учения, а на открытия Ньютона, новейшие для его времени астрономические и географические наблюдения, достижения в сельском хозяйстве, промышленности и ремесле. Другие утописты, в отличии от Фурье, не давали такой воли своей фантазии, но и они постулировали необычайный рост производительности труда, фантастическое сокращение рабочего времени, огромные успехи науки и техники. Таким образом, под прикрытием логически и научно обоснованных теорий в европейскую идеологию вернулся древний, как сама цивилизация, миф о возвращении "Золотого века" и построении "царства Божьего" на земле. 

Информация о работе Культурный феномен утопии как проекта справедливого общественного устройства