Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа
Не секрет, что вопросы всеобщего благоденствия волновали умы величайших философов всех времен и народов. А сквозь эхо веков звучат отголоски мечтаний наших предков о лучшей доле, о золотом заоблачном и загорном крае, о молочных реках и кисельных берегах, о стране для избранных, где все добры и приветливы. Эти голоса слышатся нам в произведениях фольклора, в древней языческой мифологии, в старых сказках.
Введение
1 Предыстория утопии. Социокультурные предпосылки.
2 Обозначение утопии как литературного жанра. Развитие представлений.
3 Подходы к классификации утопий
Заключение
Список использованных источников
В XIX веке утопия временно превращается во всего лишь один из специфических жанров литературы, посвященный проблеме моральных ценностей и социального идеала.
Своим возрождением в науке в XX веке утопия во многом обязана Г. Уэллсу, который не только написал множество утопических произведений, но и считал создание и критику социальных утопий одной из основных задач социологии. Буржуазные социологи XX века, кстати, долгое время воспринимали утопии как несбыточные проекты преобразования общества, к числу которых они относили и марксизм, но после победы социалистической революции в России им пришлось отказаться от своего резко пренебрежительного отношения. На мой взгляд, наилучшим комментарием к сложившейся в то время ситуации служат слова Н. Бердяева: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?". Таким образом, можно заметить, что из-за негативного отношения к социализму в западном обществе формируется отрицательное отношение к утопии, а если быть точными, то ее начинают воспринимать как насилие над действительностью и человеческой природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя.
Эта тенденция проявилась в широком распространении так называемой антиутопии. Ее назначение состояло в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника, Советского Союза, в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный приём, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, например, в творчестве Свифта, Вольтера, С. Батлера, ведущим он стал лишь в XX веке. Наиболее известными сочинениями такого рода являются романы "Мы" Е. Замятина, "Отважный новый мир" О. Хаксли и "1984 год" Дж. Оруэлла, в которых воплотились не только враждебность к социализму, но и смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технического прогресса, стремление отстоять буржуазный индивидуализм. Одновременно в ряде антиутопий проявляются законная тревога за судьбу личности в "массовом обществе", протест против манипуляции сознанием и поведением человека.
Впрочем, эта тенденция не является последней в истории развития представлений об утопии. Из-за глубокого идейного кризиса буржуазного сознания в 60-70е годы XX века утопия вновь начала привлекать к себе внимание общественных деятелей, идеологов и социологов на капиталистическом Западе. Тогда и появились призывы создать либерально-демократическую утопию взамен марксисткой.
Для современности характерно тесное переплетение как утопических, так и антиутопических мотивов.
Резюмируя вышеизложенное и обобщая накопившийся за долгие годы развития утопической философской мысли материал, можно классифицировать утопии двумя различными путями:
По разнообразию социальных задач.
Рабовладельческие утопии. (Платон - "Государство", Ксенофонт - "Воспитание Кира").
Феодально-теократические. (Мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа - "Христианополис", 1619)
Буржуазные. (Дж. Гаррингтон - "Республика Океания", 1656; Э. Беллами - "Взгляд назад", 1888; Т. Герцки - "Фрейландия", 1890);
Различные произведения утопического социализма. (Ш. Фурье - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822, и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829; де Сен-Симон - "Катехизис промышленников", 1823-1824, и "Новое христианство" , 1825);
Технократические. (Веблен - "Инженеры и система цен", 1921, и др.);
Анархические. (У. Годвин - "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер - "Единственный и его собственность", 1845, и др).
По типу предполагаемого воплощения в жизнь:
"Утопии реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества,
"Утопии бегства" от социальной действительности
"Обоснованные утопии", утопии воплощения в жизнь.
Итак, на основе проведенного анализа можно прийти к следующим выводам:
Основная причина возникновения утопий есть недовольство широких слоев населения текущим положением дел, будь то государственная политика в какой бы то ни было области, угнетение членов общества по религиозному, половому или экономическому признаку.
C течением времени представления людей об утопии эволюционировали, усложнялись. Если первоначально утопические мотивы содержались преимущественно в фольклоре и религиозных текстов в виде довольно расплывчатом, мистическом и нереализуемом в реальной жизни виде, то ныне они постепенно приобрели признаки достаточно детальных проектов гражданского и политического устройства и полностью обрисовались как литературный жанр.
История содержит не так уж много примеров попыток воплощения утопии в жизнь, самый явный и яркий из них - попытка построения коммунизма в Советском государстве, завершившаяся, однако, его распадом. Но если бы в рамках данной работы довелось углубиться в изучение текстов литературных утопий, было бы обнаружено, что многие технические новинки и изобретения были в некотором роде предсказаны. Правда, свой вклад в данную пророческую деятельность внесли не только утописты, но и фантасты.
Как бы то ни было, вопрос об осуществимости утопии и том, какое же общество могло бы являться идеальным, остался неразрешенным. На мой взгляд, в условиях, когда общество разделено по политическому признаку на сторонников различных идей и течений, невозможно выработать какую-либо одну, удовлетворившую всех утопию. Попытки воплощения в жизнь той или иной утопии неизбежно приведут к протестам и недовольству оппозиционных сторон. Помимо этого, в условиях глобализации все страны мира тесно взаимодействуют и в экономической, и в политической и в культурной сферах, поэтому построить обособленное идеальное общество в пределах одного государства совершенно невозможно. Слишком широко простираться будет влияние, оказываемое на него «соседями». И хотя, конечно, в современном обществе конфликты постепенно сглаживаются, но мир еще не достиг того уровня развития, когда можно было бы говорить об установлении какой-либо общемировой утопии. Однако, все это не делает утопию невозможной в принципе. Более того, если ничего не изменится, и страны и дальше будут развиваться в условиях сглаживающей противоречия глобализации, не будет ли возникнувшее в итоге мирное мировое устройство утопией?
2. Издательская система Литсовет: "Русское поле утопий (Россия в зеркале утопий ХХ века)", Харитонов Е. В. URL:http://www.litsovet.ru/ind
3. УТОПИЯ - www.surbor.su: Литературный справочник. URL:http://www.surbor.su/liter
4. УТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ | Онлайн Энциклопедия Кругосвет URL:http://www.krugosvet.ru/en
~ 2 ~
Информация о работе Культурный феномен утопии как проекта справедливого общественного устройства