Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:59, контрольная работа
Введение
Культурология - это наука о культуре.
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
18
Введение
Культурология - это наука о культуре.
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно исторических типов.
Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Культурология дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
1. Идеалистические концепции культуры немецкой классической философии и их связь с просветительской традицией: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шиллер, братья А. и Ф. Шлегели, Г. Гегель.
Немецкая классическая философия связана с именами: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах и др.
Она послужила теоретическим источником формирования философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.
Философия развивалась в интеллектуальной атмосфере научной и художественной мысли.
Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Свободного места и открытия: А. Смита, Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, М.В. Ломоносова, Ж.Б. Ламарка, Р. Броуна и др. выдвинули на первый теория концепцию продвижения как задумку и способ познания действительности.
Отсюда и вера в могущество разума, гуманизм, однако окончательное завоевание эпохи - разработка диалектического способа, обоснование мирового закона вечного продвижения.
Принцип тождества диалектики, логики и концепции познания нашел самый полное отражение в философии Гегеля.
В данной философии нашли собственное отражение как главные черты эпохи становления другого, капиталистического строя, в частности и конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии.
Был применен диалектический путь к историческому процессу, попытка сформулировать закон общественного продвижения.
Выдающуюся роль в продвижении немецкой философской культуры сыграли: Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер и др.
Философию марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), возможно рассматривать как завершающий этап продвижения немецкой классической философии.
Он вышел в 40-х годах ХIХ в. в Германии. И представляет собой трудную мировоззренческую систему, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое учение.
Вклад марксизма в философию:
1) Впервые было достигнуто единство материализма и диалектики.
2) Материализм был распространен на объяснение общественной жизни.
3) Принципиально преобразился предмет философии.
4) Философия стала рассматриваться как нечто незавершенное, подлежащее непрерывному обогащению и корректировке.
Марксизм имел слишком огромное значение в европейской и общечеловеческой духовной культуре, в том количестве и философской.
В дальнейшем учения Маркса и Энгельса развивались, крупные школы и последователи имелись и имеются в определенных государствах мира.
Таким образом, философия Свежего времени антропоцентрична, т.е. в центр внимания ставит человека.
Отсюда преобладающий интерес к способам и методам познания, что приводит к продвижению наук и желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым, моральным, экономическим и политическим.
В европейской же литературе принято выделять немецкий классический идеализм либо немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus):
критический идеализм Канта,
субъективный идеализм Фихте,
объективный идеализм Шеллинга и
абсолютный идеализм Гегеля.
В марксистской традиции одновременно с названными философскими задумками рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, в частности незамещенная должность «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie, 1886).
В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли к тому же такие философы, как: Якоби, Рейнгольдy, Шлейермахер.
Основанием немецкой классической философии послужили незамещенной должности Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы.
Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.
Иоганн Готлиб Фихте
Немалое занятие в продвижении немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762-1814) с его субъективным идеализмом.
Фихте отверг концепцию Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир - это «субъект-объект, притом ведущую роль играет субъект».
Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на данный процесс, а значит и все воображаемое мы тоже можем считать реальным.
Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В собственных рассуждениях идет ещё затем и совсем отрывается от реального, рассматривая его лишь как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и др.) за субъективность.
Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования любому индивиду нужно добровольно ограничивать собственные надобности.
При данном всем должны быть гарантированы страной личные права свободного телесного и духовного продвижения.
На данной почве он сближается с социалистами, в частности оказал воздействие на Фердинанда Лассаля.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Заметное пост в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775-1854). Главные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.
В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала.
Человек осознает в себе это начало, в прочий природе оно бессознательно; процесс осмысления проходит немного одновременных ступеней.
Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.
В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе собственного продвижения становится объективным.
Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», шанса которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.
Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа.
Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс.
Природа отдельной вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного уровнем Абсолюта. Задумка абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением.
Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как продвижение, процесс и история.
Преследуя собственные цели, говорил Гегель, человек по маршруту создает нечто, от данных целей не зависящее, с чем он после этого обязан считаться как с предпосылкой.
Таким образом по Гегелю случайность превращается в потребность. В данном философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в данном влиянии, не вмешиваясь параллельно с тем непосредственно в данный процесс, все же осуществляет только лишь собственную свою цель. В собственных работах Гегель рассматривает причины закономерного прихода государственной власти и экономики.
Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах (1804-1872) ученик Гегеля, а после этого его критик, преимущественно в территории взглядов на религию. Разработал лишь один из вариантов антропологического материализма. Считал отличное только особым образом организованное материальное.
При данном ему импонировала план «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При данном, по мнению определенных, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку.
2. Религия в концепции А. Тойнби
В начале своего труда автор предпринимает сравнительное исследование цивилизаций.
К ним он относит следующие общества: западное, православное христианское, исламское (иранское и арабское), сирийское, индское, древнекитайское.
Их он называет «живыми обществами».
Наряду с ними Тойнби включает в рассмотрение так называемые «мертвые», или реликтовые общества: минойское, шумерское, хеттское, вавилонское, египетское, андское, юкатанское, мексиканское и майянское. «Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви. В других случаях такая связь не просматривается... вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида.
Другим критерием для классификации является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».
Таков методологический принцип анализа цивилизаций, допускающий сравнение их по различным основаниям, генезис цивилизаций, их соотношение с расами и т. д.
По принципу материнской и дочерней Тойнби выделяет два типа цивилизаций: независимые и родственно связанные.
В образовании независимых цивилизаций определённую, хотя и не решающую, роль играют расовые элементы и географическая среда.
«Расовые элементы — это ярко выраженные психические духовные качества, которые можно обнаружить в отдельных человеческих обществах, направляющие данное общество по пути цивилизации.
Однако, автор разоблачает гипотезу о природном законе, согласно которому происхождение цивилизаций предстает как специфическая функция отдельных расовых ветвей человеческого рода. Другими словами, только лишь расовое объяснение человеческих поступков и достижений некорректно и ложно.
Теория среды применительно к объяснению генезиса цивилизаций не влечёт нравственных издержек, присущих расовой теории, тем не менее, и она уязвима. Теория среды находит свою дифференцирующую причину в топографических, гидрографических, климатических различиях сред, в которых оказываются общества.
В сущности, любые географические условия способны стать подходящей средой для возникновения цивилизаций, утверждает А. Тойнби. Таким образом, цивилизации могут появляться в обстоятельствах в высшей степени различных, поэтому причина генезиса кроется не в единственном факторе, а в сочетании нескольких факторов при появлении положительного решающего фактора.
В качестве решающего фактора в происхождении цивилизаций автор называет «закон вызова — ответа», согласно которому каждый шаг вперёд связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.
Этот вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает поставленную перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое, совершенное состояние.
Традиционное мнение, согласно которому, благоприятные климатические и географические условия, способствуют общественному развитию, по мнению А. Тойнби, оказывается неверным.
Напротив, автор делает вывод о том, что неблагоприятное окружение является сильным стимулом для зарождения цивилизаций.
Однако, необходимо установить пределы, за которыми данный закон утрачивает силу, так как существует определенная мера суровости испытания («оптимизм»), при которой стимул вызова достигает наивысшей активности.