Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:59, контрольная работа
Введение
Культурология - это наука о культуре.
Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
«Цивилизации разделяются им на три поколения.
Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры - видим в другом источнике. Их много, и возраст их невелик.
Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.
Творческий акт затруднён статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жить и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознаёт «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ.
Эта горстка энтузиастов — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы.
Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.
Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.
Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболачиванием почв, наступлением враждебных племён, вынужденным изменением места жительства.
Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда.
Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.
Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми».
К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов.
Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская.
Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных.
Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская.
Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.
В противовес фаталистическим и релятивистским теориям Шпенглера и его последователей Тойнби ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству».
Вершиной земного прогресса явилось бы, согласно Тойнби, создание «общины святых».
Ее члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели».
В реализации механизма Вызова — Ответа свою роль играет не только творческое меньшинство, но и пассивное большинство («пролетариат»), которое участвует в этом процессе через социальное подражание, или мимесис. Вызов должен быть настолько значимым, чтобы ощущаться всем обществом, тогда мимесис становится возможным.
3. Научные, архитектурные, скульптурные, философские и литературные памятники культуры эпохи Эллинизма
Эллинизм стал насильственным (т.е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре.
В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V-IV вв. до н.э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.
Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и, прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой - он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры.
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н.э.) создал элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320 -250 до н.э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 - 125 до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прообраз паровой турбины.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж IV-III вв. до н.э.) и Эрасистрат (ок. 300-240 до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца.
В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофрата (Теофраст) (372-288 до н.э.).
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации.
В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме.
В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром.
В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр.
Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической.
Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (III в. до н.э.), Каллимах (ок. 300 - ок. 240 до н.э.) [5, С. 117].
Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии - идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 - ок. 250 до н.э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушьей поэзии.
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 - 293/290 до н.э.).
В эпоху эллинизма процветала и философия стоицизма, внешне противоположная эпикуреизму.
Стоики (от храма Стоа) тоже занимались проблемой счастья человека, но решали ее несколько по-иному. Поскольку различных бед человеку все равно не избежать, рассуждали они, то надо приучить себя к ним.
Главным предметом философских раздумий эпохи эллинизма стал человек, его взаимосвязи с обществом, его личное, индивидуальное счастье. Система нравственных ценностей сместилась: раньше на первом плане стояло общество, коллектив, государство и личность рассматривалась только сквозь призму ее полезности обществу.
Теперь личность заняла первенствующее место, она стала интересовать искусство сама по себе. Такая перестановка ценностей наметилась уже в философии Сократа и в трагедиях Еврипида, что в свое время чутко уловил Аристофан и тщетно пытался ей воспрепятствовать.
Эллинистическая идеология проявилась уже в новой комедии (историки ее называют новоаттической), столь отличной от комедии Аристофана.
Создатель ее Менандр (342-292) отказался вовсе от политических тем, какие составляли главный и единственный предмет комедийного действия в театре Аристофана, и полностью отдался воссозданию быта рядовых греков своих дней, с их житейскими проблемами и конфликтами. Сменилась и форма комедии. У Аристофана она полна фантастических фигур, аллегорий, условностей, фарсовых сцен. Комедии Менандра посвящены быту, житейским историям, вполне реалистичны, изысканны по языку и, пожалуй, несколько сентиментальны.
Пьесы Менандра полны интриг, забавных приключений, ошибок, узнаваний, в них и какой-нибудь прижимистый старик, и молодые влюбленные пары, и изворотливые рабы.
Греки с удовольствием взирали на самих себя, простых, обыденных, вполне естественных, видимо, устав от богов и мифических героев, заполнявших их театральные сцены раньше.
«Менандр и Жизнь, кто из вас кого воспроизвел?» - патетически восклицал уже в I веке нашей эры александрийский филолог Аристофан Византийский.
Однако время все-таки распорядилось иначе: от 100 пьес, написанных Менандром, сохранились лишь фрагменты пяти.
Список использованной литературы
1. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская «Мировая художественная культура».
2. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Литература древнего мира. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
3. А. И. Чернокозов «История мировой культуры». Москва 2006г.
4.А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 600 с.
5. История мировой кульутры: Учебник для вузов/ Под ред. проф.
6.История Древней Греции: Учеб./Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2006. - 399 с.
7.Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология (учебное пособие)». Логос 2006 г.
8. П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2006г.
9. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 2005. - 526 с.
10.С. Карпушина, В. Карпушин «История мировой культуры (учебник для вузов)». М.: Высш. шк., 2007. - 39 с.