Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 15:01, контрольная работа
Цель данной работы выявить связи и различия между культурологией и философией культуры.
Введение. 3
1. Понятие культуры. 4
2. Культурология как наука, изучающая культуру. 6
3. Философия культуры, как наука изучающая культуру. 8
4. Общее и различное между культурологией и философией культуры. 12
Заключение. 15
Список использованных источников: 16
Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано с современной философией. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, пробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.
Различные объекты познания – природа, человек, культура, общественная история, техника, знания делают одно и то же противостояние между философией и культурологией. Человек оказывается предметом внимания, как в философской антропологии, так и в теоретической. Знание о культуре, не культурология, а философия культуры.
Начиная
с античности, именно философия становится
для человека основной формой осознания
им своей культуры, что отличает
европейскую культуру от других культур,
где подобную функцию выполняют
мифология и религия. В этом смысле
философию культуры можно назвать
культурным самосознанием европейского
человека, его знанием о собственной
культуре. Само возникновение философии
культуры явилось следствием ее отделения
от религии (секуляризация) в новое
время. Именно европейская культура
сделала философию главным
В
более узком значении философия
культуры возникает в составе
классической философии нового времени,
когда понятие культуры из термина
обыденного языка становится самостоятельной
философской категорией. Уже в
эпоху Просвещения слово «
В
развитии философии культуры можно
выделить два этапа - классический и
постклассический. Оба они представляют
самосознание европейской (западной) культуры
на разных, сменяющих друг друга
этапах ее существования. Первый из них
совпадает с расцветом и
Ограниченность
и недостаточность такой «
Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.
Следовательно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:
- выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура».
- культура – итог всего многообразия деятельности человека как совокупность материальных и духовных ценностей.
- главные проблемы этого подхода – понимание природы ценностей, их происхождение общезначимости.
- культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.
- в деятельности реализуется единство субъективного и объективного.
- культура – способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.
- культура – совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.
- культура – социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.
- внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.
Исходя из этого, можно сделать вывод: все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.
Культурология и философия культуры – взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, оформлением и уровнем обобщений исследования. Культурология — область знания, возникшая на стыке философии культуры. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения культурологии. Разнообразие методов культурологии обусловлено ее интегративным характером. Философия культуры является методологией осмысления метафизической сущности культуры и ориентируется на ее философское постижение. Философия культуры осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества (символические формы Э. Кассирера, структуры ценностного сознания М. Шелера и т. д.), Культурология. занята изучением культурно-исторических явлений, выявлением закономерностей их порождения, функционирования и изменчивости. Философия культуры — не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла. Философ может не называть себя философом культуры, но его философия именно такова.
Итак, философия и наука изучают культуру в ее целостности — в чем же тогда различие между ними? Философия в любом случае это часть культуры, причем не вообще культуры, а вполне конкретной — европейской, начало которой было положено греческой античностью. Философия, по словам итальянских историков западной философии Д. Реале и Д. Антисери, есть «создание эллинского гения». Философия, родившаяся в античности, сделала возможным и появление науки, причем долгое время они существовали нераздельно друг от друга. Только когда наука отделилась от философии, стало ясно, что их разделяет в плане познания мира.
Будучи обязаны своим происхождением одной и той же культуре, философия и наука по-разному реагируют на свою связь с ней, на факт своей культурной обусловленности. Для философа он определяющий: он смотрит на мир глазами своей культуры, через ее призму. Мир для него — это мир культуры, в которой он живет и с которой связан самым непосредственным образом. Даже когда он пытается облечь свою мысль в научную форму, последняя оказывается для него всего лишь переводом свойственных его культуре смыслов и значений на язык науки. Античность, Средневековье, Новое и новейшее время — это вехи не только в истории европейской культуры, но и в процессе смены философских мировоззрений. Наука также существует в определенном культурном контексте, но последний воспринимается ученым, скорее, как помеха на пути к объективному знанию, что лучше вынести за скобки, исключить из состава теоретических выводов и положений. Если бы истины науки признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможной.
Философское познание в отличие от научного имеет смысл в границах определенной культуры. А так как такой культурой, как уже говорилось, является европейская, мир в представлении философа — это мир европейского человека, как он дан его сознанию. Наука в своих содержательных построениях обладает свойством всеобщности и необходимости, сохраняющимся за рамками любой культуры, философия — свойством культурной уникальности и самобытности. Можно сказать, что ученый познает мир в его объективном существовании, т.е. вне связи с собственной субъективностью, философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи со своей субъективностью, всегда культурно обусловленной. Нет одной философии для всех времен и народов, тогда как выводы науки не могут быть оспорены обстоятельствами места и времени.
Во все времена человеку был убежден в том, что вещи, с которыми он имеет дело в своей жизненной практике, заключают в себе нечто большее, чем ему только видится, слышится, осязается в них. В вещах ему постоянно чудился какой-то «тайный смысл», скрытый от внешнего наблюдения и имеющий для него более важное значение, чем просто теоретическое знание о них. Способность вещи излучать из себя человеческий смысл (точнее, способность человека наделять ее таким смыслом) превращает ее в предмет культуры. Философ обладает умением «видеть» этот смысл, постигать его «особым зрением» — умозрением, выражая его в идее. Все, что попадает в поле его зрения, предстает для него в своем культурном значении. И только наука смотрит на мир как бы через прозрачное стекло, пытаясь увидеть в нем то, что существует безотносительно к познающему субъекту.
Информация о работе Культурология и философия: грани общности и различия