Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:29, реферат
О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Что касается первой, изоляционистской, точки зрения, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении
органично соединились оба
Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
К динамике отнесем
те средства, механизмы и процессы,
которые описывают трансформаци
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемента-ми и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и пред-ставляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или симво-лическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.
Методы культурологических исследований
Основой культурологии является история культуры, по развитие культуры
тесно связано с историческим
развитием. При этом история культуры
относится к низшему
1. Эволюционный метод
Одним из первых методов культурологических исследований следует считать
эволюционный метод. Он успешно применялся на заре культурологии английской этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем при анализе связи культуры и особенностей мышления человека. Эволюционный метод наравне с диалектическим, который рассматривает динами культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции (т. е. периоды создания новых типов куль и смены лидирующей роли отдельных отраслей культуры), являясь частью исторического метода.
Длительное время изменения в природе и обществе находили объяснение в
общественной мысли в рамках идеи творения (креационизма), имеющего либо божественный характер либо вытекающего из творческого озарения, связанного с выдающейся личностью пророка, вождя, мыслителя, художника, правителя и т.д.
Наиболее убедительным примером такого рода событий для многих
поколений была Библия, созданная пророками или апостолами, фиксировавшими великие события в истории, божественные деяния и слова.
Яркое художественное выражение этот подход наъодит, например, в книге
Т.Карлейля “Герои,
почитание героев и героическое
в истории”, который выделил типы
обожествленного вождя
Позднее большое влияние получила теория катастроф. Рожденная на материале естественных наук, прежде всего биологии и геологии, она применялась и для объяснения социокультурных изменений: внезапного разрушения культуры в результате гибели общества, стихийных бедствий, нашествий, падения государств и гибели городов.
Теория катастроф стала необходимым коррелятом концепции творения. Возникшее неожиданно в результате вмешательства неуправляемых природных сил могло столь же неожиданно потерпеть катастрофу и по.
“Мягким” вариантом катастрофизма была теория ре (деградации),
происходящего в результате “ан”, упадка и примитивизации общества
под воздействием
внутреннего разлада или
Не следует думать, что эти концепции совершенно сошли со сцены исторического или культурологического мышления. Весьма содержательное развитие, хотя и в принципиально разных направлениях они получили, на, в работах А.Тойнби и Л.Гумилева.
Эволюция — понятие, употребляемое в сходном значении во многих естественных и общественных науках. В этом факте отражаются как универсальность принципа, проявляющегося в различных явлениях при, общества или внутреннего мира человека, так и те мировоззренческие установки, которые способствовал формированию самой теории. Происхождение и содержание этого подхода глубоко связаны с социаль-экономическими условиями, менталитетом и общекультурной атмосферой, которые сложились в странах Запада во второй половине XIX в. Поразительное развитие новой техники сопровождалось значительны сдвигами и в научном мышлении, особенным влиянием в котором в этот период пользовался дарвинизм.
Основные идеи эволюционизма сводятся к следующему:
1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным,
регулярным или частым изменениям.
2. В ходе этих изменений общество отходит от пер примитивного
или упрощенного состояния (или от стадии зарождения) и приобретает более
сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в об, т.е. его “разумности”, усложнение,
совмещаю с упорядочиванием, а соответственно устранением хаоса,
конфликтов, предрассудков и слепой веры.
3. Стадии эволюции
можно выстроить в шкалу от
“дикости” и “варварства” до
высшей ступени цивилизации.
4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусства, мораль, верования и культы, хотя это может происходит разными темпами и один вид искусства может отставать от другого, мораль от науки и т.д. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.
5. Те или иные
элементы более раннего
сохраняться.
6. Источниками эволюции являются различные без силы, которые сами по
себе не меняются и действуют постоянно. Это могут быть принципы
“естественного отбора” и “выживания наиболее приспособленных”, “определяющую роль производительных сил”, “классовая борьба”, “столкновение противоречий”, “процесс самоорганизации общества”, “накопление знаний” и т.д.
7. Основное направление
эволюции общества и его
Уже в период
нарастает эволюционистского
В силу приведенных выше причин для поздней эпохи характерно отторжение
понятия “эволюция” и смежных терминов — “развитие”, “прогресс”. Все они
связаны с ценностным отношением к тому или иному явлению или процессу.
Особенно это
следует отнести к кон
осуществляю в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного
к более совершенному. В сущности, эта концепция питается постоянно
просветительскими воззрении, в которых частичное и локальное продвижение рассматривалось как подтверждение или предпосылка об развития. Уже в XIX в. обращение общественной мысли к реальности показало всю противоречивость со и культурной динамики, наличие наряду с улучшения и ухудшения, с возвышением — упадка, с про — кризиса. Одним из наиболее влиятельных вы такой противоречивости стало распространение
социалистических концепций, в которых, с одной стороны, подвергались суровой критике растущие противоречия и неравномерность развития различных сфер общественной жизни, а с другой — обосновывалась возможность ускорения общественного развития и гарантированного прогресса. Но эти концепции приводили к утопизации общественной мысли.
Эволюция самого эволюционизма и расширение радиуса исследования привели к выделению некоторых видов на внутри него. В органическом и холистском подходах эволюция — процесс, через который проходит данное явление в целом, преодолевая ступени нарастания усложнения. Партикуляристский подход выявляет процесс развития отдельных компонентов изучаемого явления, выделяемых из целого. Материалистическая школа в эволюционизме обращала внимание на улучшение орудий труда, средств производства и форм хозяйства,
техники и организации труда, рост городов, торговли и науки, что воплощает
наиболее существен базовые стороны общественного бытия. Идеалисты
обращали внимание на развитие религии, морали, эсте, политической
идеологии. Детерминисты исходили из наличия “ведущих” и “определяющих” начал
в эволюции — либо материальных, либо духовных. “Плюра” полагают
необходимым учитывать взаимодействие разных факторов.
На протяжении XIX и XX вв. продолжалось противостояние эволюционистских или же прогрессистских концепций и подходов, утверждавших многообразие исторического развития. Сторонники первых опирались на свидетельства роста и совершенствования хозяйствования, технологических, научных и политических сто жизни и отстаивали принципы универсальности и необратимости смены стилей и форм духовной жизни, отражающей поступательное развитие. В этом подходе культура представала как воплощение многообразия и как разные потоки истории, протекающие в “другое” время и по своим стадиям. Этот второй подход породил теорию цивилизаций, в рамках которой были созданы выдающиеся труды Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Эйзенштадта и др. Позднее, уже в 70—80-х гг., этот подход привел к созданию плодотворной теории саморазвития.