Л.Г.Морган: биография и основные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, реферат

Описание

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) — выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Л. Г. Морган был состоятельным человеком, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен.

Работа состоит из  1 файл

Морган.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

    Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) — выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Л. Г. Морган был состоятельным человеком, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защиту “краснокожих”. В качестве адвоката М. успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвящен в члены индейского племени сенека.

    Биография

    Родился неподалеку от Нью-Йорка, закончил колледж  в 1840 году, в 1844 году поступил в адвокатуру в г. Рочестер. В 1855 году сделался участником, впоследствии — одним из директоров железнодорожной компании, став преуспевающим буржуа. Однако главным для Моргана было занятие не бизнесом, а наукой. Кроме научной и коммерческой деятельности, Морган занимался политикой, отстаивая радикальные буржуазно-демократические взгляды, был левым республиканцем. В 1861 году был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, где был яростным противником рабства и сторонником борьбы против мятежного рабовладельческого Юга. В 1868 году был избран в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал за радикальную реконструкцию Юга, за полную отмену всякой расовой дискриминации, отстаивал введение избирательных прав для негритянского населения. Из-за резкости взглядов уже в 1869 году был забаллотирован.

    Ещё в 1840 году создал общество под названием  «Великий орден ирокезов», ставившее  целью изучение и защиту прав индейцев, выступившее против захвата индейской  территории земельными спекулянтами. Дело было доведено до рассмотрения в  конгрессе США, который решил  его в пользу индейцев; и в знак признания заслуг Морган был принят в ряды племени. Защитой индейцев Морган занимался до конца жизни, обличая правительственную коррупцию, открыто, в том числе печатно, выступая против военных операций против сиу, ирокезов и других племен.

    В 1851 году выходит в свет его первое исследование — «Лига ирокезов». В 1859-62 гг. Морган с целью сбора  материала изучает индейские  племена Запада и Северо-Запада. Как итог в 1870 году выходит в свет монография «Системы родства и свойства человеческой семьи», в которой был  дан эскиз эволюции семейно-брачных  отношений от состояния промискуитета  через разные формы группового брака  к моногамии. В дальнейшем идеи, изложенные в этих ранних работах Моргана получили окончательное оформление в книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». В этой работе были заложены основы изучения истории первобытного общества; была представлена эволюция семейно-брачных отношений, а также дана периодизация развития человечества, сыгравшая значительную роль как в исторической науке, так и в философии истории. В 1875 году был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

    Триада

    В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской  культуры Европы или даже Азии противопоставляется  первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри  Морган (1818 – 1881) включил понятие  «цивилизация» в собственную  схему истории человечества. В социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса.

    Появление «Древнего общества» произвело  подлинную революцию во взглядах на доисторическое прошлое человечества и положило начало истории первобытного общества. Место многочисленных, но совершенно бездоказательных гипотез  о первобытном состоянии общества заняло стройное, обоснованное огромным фактическим материалом учение, давшее реальное изображение развития человечества. В области истории первобытного общества Морган приобрел «такое же решающее значение, как Дарвин в биологии». «Древнее общество» состоит из четырех частей: 1) развитие интеллекта вследствие изобретений и открытий, 2) развитие идеи управления, 3) развитие идеи семьи и 4) развитие идеи собственности. В рукописи «Древнее общество» имело еще пятую часть, посвященную развитию идеи домашней архитектуры. «Но так как объем рукописи превышал размеры одного тома, то эта пятая часть была исключена». В 1881 году Морган издал несколько дополненную пятую часть рукописи «Древнего общества» в виде отдельной книги, под заглавием «Дома и домашняя жизнь американских туземцев».

    "Древнее  общество" определяет цивилизацию  как особую ступень развития  общества. Посвященный главным образом  сравнительному анализу систем  родства у народов, не достигших  этой ступени, труд Моргана  содержит в себе и ряд положений,  важных для утверждения стадиального  подхода к цивилизации. 

    Морган  был сторонником теории всеобщего  прогресса, согласно которой все  народы проходят одни и те же ступени  в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в  его время археологический материал, Морган выделил три этапа в  истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические  признаки – как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается  с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили  позднейшие исследования), соотносится  с переходом людей от охоты  и собирательства к земледелию и  скотоводству.

    Второй  этап – варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения  письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США  и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

    На  смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой  Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры – на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или  вслед за ними.

    Схема Моргана, при всей условности, приобрела  немало сторонников. В современной  западной науке она остаётся одной  из основополагающих. Правда, последователи  Моргана существенно усложнили  его историческую шкалу. Эпоха цивилизации  в настоящее время сама разбивается  на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация – аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.

    Морган  усложнил схему "дикость–варварство–цивилизация" Фергюсона: он разделил дикое и варварское состояния на три фазы каждое и получил, таким образом, 7 ступеней развития человеческого общества. Согласно его версии развитие человечества повсюду идет одинаковыми путями, что связано с однообразием потребностей человека и принципиально одинаковым устройством мозга представителей различных рас. Если первый аргумент в защиту линейного прогресса идет от точек зрения на человеческую природу, распространенных в эпоху Просвещения, то второй аргумент, фактически редуцирующий содержание исторического процесса к биологическим возможностям мозга, отражает господствующее в то время влияние естествознания на социальную науку. Морган объясняет различие между техническими изобретениями и учреждениями (или идеями) следующим образом: первые являются вехами прогресса, отделяющими одну его ступень от другой, вторые выражают отношения преемственности в общественном развитии, имея собственную логику изменения.

    Так, варварство отделяется от дикости изобретением гончарного искусства, а цивилизация  от варварства — введением алфавитного письма . В свою очередь, институты эпохи цивилизации восходят корнями к периодам варварства и дикости. Поскольку критерий прогресса выбран узко технологический, то и весь прогресс предстает как накопление изобретений, технических новшеств, которое с неизбежностью влечет за собой эволюцию основных идей, "зародышей мысли": идеи управления, семьи и собственности. В методологическом плане "материализм" концепции проявляется в том, что понятия цивилизация, варварство, дикость не обозначают собственно этапов социальной эволюции, или разных идеально-типических форм общественного устройства, а фиксируют качественно различные уровни материально-технологической оснащенности производства; каждому из этих уровней должна соответствовать определенная социальная организация, форма семьи и собственности. При этом, если эволюционных форм семьи выделяется пять, то основных форм управления всего две: родовое общество и политическое общество, или государство (для их обозначения использованы латинизмы societas и civitas). Большая часть труда Моргана посвящена доказательству универсального характера институтов родового общества у народов, не достигших ступени цивилизации, которой в его схеме соответствует политическое общество — новая и коренным образом отличающаяся от родовой система управления.

    Именно  из-за определения цивилизации с  технологической стороны ее кумулятивный характер в схеме Моргана приходит в видимое противоречие с качественно  разнящимися между собой societas и civitas . Определение цивилизации на основании одного единственного частного признака (наличия алфавитного письма) приводит автора к мысли о том, что в состоянии варварства человек уже обладал всеми элементами цивилизации, кроме алфавита, что достижения человека периода варварства, рассматриваемые в их отношении "ко всей сумме человеческого прогресса", даже превосходят созданное людьми за период цивилизации. "Варварство" и "цивилизация", таким образом, не противопоставляются друг другу и вполне нейтральны в ценностном отношении; родовое и политическое общество противоположны, но также ценностно нейтральны. В то же время в соответствующем периоду цивилизации политическом обществе явно вычленяются черты (дифференциация властей, наличие народного собрания, самоуправление территориальных единиц различных уровней), сближающие древние Афины и современные Моргану Соединенные Штаты, Францию, Англию. Цивилизация за пределами античности и современности, если она существует, игнорируется.

    Хотя  троичная периодизация общественного  развития, включающая последовательные стадии дикости, варварства и цивилизации, оставалась популярной еще в течение  нескольких десятилетий после Моргана, усовершенствования, внесенные им в  эту схему, в целом не были восприняты ни в социологии, ни в антропологии. Уязвимость выделения той или  иной стадии развития на основании  одного единственного нововведения, навыка, артефакта, отобранного исследователем произвольно, была достаточно очевидна (это касается и изобретения гончарства как рубежа, отделяющего дикость  от варварства). Предложение считать  письменность главным критерием  цивилизации оказалось более  удачным, поскольку ее появление  могло трактоваться как рубеж  периода письменной истории; данный критерий использовался уже в XX в. .

    Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале  теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Вслед за шотландским  философом-просветителем А. Фергюсоном, Морган придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

    Моргановская периодизация стала основой для научного изучения доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному). Морганом были открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.

    "С  наступлением цивилизации рост  богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах  собственников таким умелым, что  это богатство сделалось неодолимой  силой, противостоящей народу  Человеческий ум стоит в замешательстве  и смятении перед своим собственным  творением. Но все же настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством, когда он установит как отношение государства к собственности, которую оно охраняет, так и границы прав собственников. Интересы общества безусловно выше интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливые и гармонические отношения. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, если только прогресс останется законом для будущего, каким он был для прошлого Время, прошедшее с наступления цивилизации, - это ничтожная доля времени, прожитого человечеством, ничтожная доля времени, которое ему еще предстоит прожить. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука. Оно будет возрождением - но в высшей форме - свободы, равенства и братства древних родов" (Морган, "Древнее общество", стр. 552).

    Под непосредственным воздействием "Древнего общества" Ф. Энгельс написал работу "Происхождение семьи, частной  собственности и государства", где дополнил анализ Моргана (в основном антропологический) марксистским классовым  анализом. Энгельс определяет цивилизацию  как ступень общественного развития, на которой разделение труда, обмен  и товарное производство приводят к  возникновению антагонистических  классов и затем — государства. Этот труд Энгельса вполне мог бы называться "Происхождение цивилизации": именно институты семьи (в ее исторически  конкретной форме моногамии), частной  собственности и государства  определяют цивилизацию как ее наиболее существенные характеристики. В объективистском  понимании, отдельные признаки которого проявляются еще у Фергюсона и Смита и которое в полной мере выражено в работе Энгельса, цивилизация — это сумма эмпирически наблюдаемых существенных характеристик общества, описывающих его (главным образом с производственной стороны) как прогрессивную ступень социального развития.

Информация о работе Л.Г.Морган: биография и основные работы