Л.Г.Морган: биография и основные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, реферат

Описание

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) — выдающийся американский учёный, этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Л. Г. Морган был состоятельным человеком, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен.

Работа состоит из  1 файл

Морган.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

    Иные  исследования

    Историю человечества М. разделил на два периода: ранний, когда общественный строй  основывался на родах, фратриях и  племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической  и политической общностью. Только благодаря  родовой организации - самому устойчивому  и универсальному институту древнего общества - возможна преемственность  развития культуры. Первобытный род  он понимал как сложнейший социокультурный  институт, важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимствовали у более развитых. М. полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальными людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал распространяться по всему свету. Причиной заимствования родовой организации одними народами у других служит ее очень высокая эффективность. М. был одним из первых исследователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию родства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они поступили на вооружение современной антропологии. М. построил типологию развития семьи и брака, в основании которой положил пять последовательно сменяющих друг друга стадий и форм:

    • кровнородственная брачная общность между всеми лицами одного поколения;
    • пуналуальная - брак нескольких братьев с нескольким женщинами-неродственницами;
    • парная - непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов;
    • промежуточная патриархальная семья с выраженной властью мужа;
    • моногамная - прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника.

    Согласно  М. две первые формы основаны на групповом  браке, остальные - на индивидуальном. М. предпринял попытку периодизации древней истории культуры по критерию “изобретения - открытия”. Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, использование железа - важнейшие исторические вехи эволюции культуры дописьменного и раннего письменного общества. Они обозначали переход от одного типа культуры к другому. С историей культуры у М. тесно связана история хозяйства, характер и закономерности которого определяются типом собственности. В начале человечества преобладало коллективное владение землей. Ему соответствовали групповой брак и матриархат (главенство женщины в роду). По мере развития производительных сил и технического прогресса в обществе утверждалась частная собственность, а это вызвало переход от женского к мужскому счету родства и наследованию по мужской линии. Так возник патриархат, который существует по ею пору и знаменует господство железного века. Женщина оказалась прикованной к семье, ее права были сильно урезаны, она попала в подчинение к мужчине.

    Движущую  силу человеческого прогресса он видит в открытиях и изобретениях. Рассматривает три группы идей в  их постепенном развитии, шедшем параллельно  с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с первоначальной, родовой организации до современной политической организации, опирающейся на территориальное начало. Идея семейной организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и до современной моногамной семьи. При этом указано на первоначальную распространенность всюду (а не у одних лишь краснокожих индейцев) родства по матери и матриархата и замену его патриархальным строем. Морган одним из первых установил, что семья есть историческое явление, изменяющееся вместе с развитием об-ва. Идея собственности рассмотрена в её различных формах существования и передачи по наследству сначала всем членам рода, затем родственникам (сначала по женской, затем по мужской линии).

    В своих исследованиях утверждал  идею прогресса и единства ист. пути человечества. Л. Г. Морган доказал, что  родовая организация является универсальной  для первобыт. общества; обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, доказывая, что частная собственность является результатом ист. развития и носит преходящий характер. Интересны его мысли об эволюции семьи и брака от групповых форм к частным. Идеи М. оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии и др. науч. направлений.

Информация о работе Л.Г.Морган: биография и основные работы