Литературные направления и течения XVII-XIX вв. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 14:08, реферат

Описание

Цель данного реферата заключается в изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.

Исходя из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику литературных направлений и течений XVII-XIX вв.;

- выявить характерные черты классицизма;

- выявить характерные черты сентиментализма;

- выявить характерные черты романтизма;

- выявить характерные черты реализма.

Содержание

Введение ............................................................................................................................... 3 – 4

Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .................................................................................................................................. 5 – 7
Литературные направления и течения XVII-XIX вв. ............................... 8
§1. Классицизм ................................................................................................................. 8 – 11

§2. Сентиментализм ...................................................................................................... 12 – 14

§3. Романтизм ................................................................................................................ 15 – 17

§4. Реализм ...................................................................................................................... 18 – 19

Заключение ..................................................................................................................... 20 – 21

Список использованной литературы ............................................................................. 22

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАОЧНО-ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: Литературные направления и течения XVII-XIX вв.

(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) 
 
 
 
 

                                                                Реферат по дисциплине 

                                                                «Культурология» 

                                                                выполнила студентка группы ЮРз-09-3

                                                                Еремеева Ольга Олеговна 
 

                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 год

Содержание 

                                                                                                    Стр.

Введение ............................................................................................................................... 3 – 4

  1. Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .................................................................................................................................. 5 – 7
  2. Литературные направления и течения XVII-XIX вв. ............................... 8

§1. Классицизм ................................................................................................................. 8 – 11

§2. Сентиментализм ...................................................................................................... 12 – 14

§3.  Романтизм ................................................................................................................ 15 – 17

§4.  Реализм ...................................................................................................................... 18 – 19

Заключение ..................................................................................................................... 20 – 21

Список использованной литературы ............................................................................. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала  под знаком все углубляющегося распада  классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.

     Многообразные события конца XVIII в. - начавшийся под  влиянием роста капитализма и  распада феодально-крепостнических  отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев  помещичьего класса и «третьего  сословия» - вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.

     Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал  классицизм - от чинного и холодного  нормативизма, заботливо отделявшего "высокие" виды искусства от видов "подлых", служивших интересам презренной "черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.

     Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников "доброго старого" классического искусства.

     Этому центру литературного "староверства" противостояли два общества, объединявшие противников классицизма.

     Наиболее  ранним по времени своего возникновения  и вместе с тем наиболее радикальным  по своим политическим тенденциям было "Больное общество любителей российской словесности".

     Цель  данного реферата заключается в  изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.

     Исходя  из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:

     - рассмотреть общую характеристику  литературных направлений и течений  XVII-XIX вв.;

     - выявить характерные черты классицизма;

     - выявить характерные черты сентиментализма;

     - выявить характерные черты романтизма;

     - выявить характерные черты реализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ

     XVII-XIX ВВ.

     Литературное  направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

     Понятие «направление» характеризуют следующие признаки:

  • общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций;
  • однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем;
  • сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.

     Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием «художественный  метод»1. Литературное направление объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Однако, в отличие от художественного метода, литературное направление – явление историческое, ограниченное рамками определённого периода в истории литературы. Так, романтизм как художественный метод продолжает существовать на протяжении 20 в. Например, в русской литературе советского времени писателями-романтиками были А. С. Грин и К. Г. Паустовский; романтическая природа присуща такому популярному жанру современной литературы, как фэнтези Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и др. Но романтизм как целостное явление, как литературное направление существовал в европейских литературах значительно раньше – с кон. 18 в. и примерно до начала 1840-х гг.

     Литературное  течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства.

     Литературное  течение - часто отожествляется с  литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и "социологическое" течение2.

     Литературоведы  часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и «течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить  термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.

     Значит  ли это, что различие между литературными  направлениями и течениями состоит  только в том, что представители  первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали  творческую программу, а представители  вторых не могли ее создать? Нет, литературный процесс — явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

     Классицизм

     Классицизм  – (от лат. classicus - образцовый) – направление в литературе XVII – начала XIX в., ориентирующееся на эстетически эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Поэтика классицизма начала формироваться в Италии, но как первое самостоятельное литературное направление классицизм оформился во Франции в XVII в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным основателем классицизма признается Ф. Малерб; поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674)3. В основе эстетики классицизма – принципы рационализма: произведение искусства рассматривается классицизмом как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Внешняя пестрота, неупорядоченность, хаотичность эмпирической действительности преодолеваются в искусстве силой разума. Античный принцип «подражания прекрасной природе»: искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Не случайно ключевое понятие в классицизме – образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо .

     Интерес к умопостигаемым универсальным закономерностям жизни в противовес «всякой всячине» повседневности обусловливал обращение к античному искусству – современность проецировалась на историю и мифологию, сиюминутное проверялось вечным. Однако утверждая приоритет рационального порядка над текущей изменчивостью живой жизни, классицисты тем самым подчеркнули оппозицию разума и чувства, цивилизации и природы, общего и единичного. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жесткую регламентацию законов поэтики.

     Для классицизма характерна строгая  жанровая иерархия: жанры делятся  на высокие (трагедия, эпопея, ода) и  низкие (комедия, сатира, басня). Предметом  изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная  жизнь, героями – монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий «простых людей»4. Каждый жанр имеет жестко заданные формальные признаки: например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трех единств – единства места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно умещаться в один день) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие – развиваться в рамках одной сюжетной линии). Ведущим классицистическим жанром стала трагедия: ее основная коллизия – противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека. Герой трагедии поставлен перед необходимостью выбора между чувством и долгом, свободой воли и нравственным императивом. Главный предмет художественного исследования – внутренний раскол между реальным и идеальным «я» человека.

Информация о работе Литературные направления и течения XVII-XIX вв. (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)