Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.
Введение.......................................................................................................3
1.Императорский театр................................................................................4
1.1Появление Театра:исторический экскурс.............................................4
1.2Новый «Большой театр».........................................................................5
1.3 Опера и балет в Мариинском театре....................................................6
1.4 Преобразование Мариинского.............................................................10
2. Архитектура Мариинского театра.........................................................12
2.1 Театральная площадь: исторический экскурс....................................12
2.2 Архитектурный облик "Мариинки"....................................................13
Заключение.................................................................................................16
Список литературы....................................................................................19
Содержание
Введение.....................
1.Императорский
театр.........................
1.1Появление
Театра:исторический экскурс.......................
1.2Новый
«Большой театр»........................
1.3 Опера
и балет в Мариинском театре........................
1.4 Преобразование
Мариинского...................
2. Архитектура
Мариинского театра........................
2.1 Театральная
площадь: исторический экскурс.......................
2.2 Архитектурный
облик "Мариинки"....................
Заключение...................
Список
литературы....................
Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.
Самые значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города при Петре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский, но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург - новая столица России Петра Великого.
Хочется рассказать не просто о театре, но о Храме искусств, ставшем явлением культуры, феноменом мирового театрального и музыкального искусства России и Мира.
Мариинский театр - символ русской культуры, крупнейший театр оперы и балета России, один из старейших музыкальных театров нашей страны.Он ведёт своё происхождение от открытого в 1783 году Каменного (Большого) театра.В современном здании (перестроенном после пожара в Театре-цирке) существует с 1860, тогда же получил новое название - Мариинский театр. Маринка – это действительно не просто театр – это самостоятельное явление культуры мирового уровня.
Поэтому
обращение к истории великого Храма искусства
несомненно актуально.
1.1 Появление Театра: исторический экскурс
«Вначале театр представлял собой явление, занесённое иностранцами. В становление театральной жизни Петербурга принимали участие итальянская опера и немецкая комедия» 1.
После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны театр в России стал приходить в упадок. Однако со вступлением на престол Анны Иоанновны спектакли и маскарады возродились. А уже в 1756 году, по указу Елизаветы Петровны был учреждён "Русский для представления и комедий театр". В 1779 году создан "Вольный российский театр".
Летоисчисление труппы современной "Мариинки" ведётся с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества.
Здесь же проходили народные гуляния с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы.
По приказу Екатерины Великой вместо этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы.
Он открылся в 1873 году представлением оперы Дж. Паизиелло "Мир луны". Площадь стала называться Театральной. В 1802 году театр перестраивал Ж. Тома де Томон, в 1836 реконструировал А. Кавос.
29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого по проекту архитектора А. Кавоса, праздничным конным представлением открылся цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение.
Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда перешли русская оперная, а затем и балетная труппы Большого театра.
Почти 30 лет главным капельмейстером Каменного театра в Петербурге был Катарино Кавос. А его сын – Альберт Кавос – архитектор – впоследствии реконструировал Большой Каменный театр. Когда театр стал ветхим, его, условно выражаясь, внутренности изъяли, оставив только стены. Всё остальное - заслуга Альберта Кавоса.
1.2 Новый «Большой театр»
Новый Большой театр распахнул свои двери перед петербуржцами 27 ноября 1836 года. На сцене шёл премьерный спектакль М.И.Глинки «Жизнь за царя».
За дирижёрским пультом стоял Катарино Кавос. В царской ложе восседала императорская семья, в 11-м ряду партера у самого прохода сидел Александр Сергеевич Пушкин. Между прочим, «у Кавоса тоже была опера на этот же сюжет – «Иван Сусанин», но капельмейстер снял её из репертуара, - таким образом, он выразил своё восхищение перед гением Глинки» .
Явление
Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) так
и не перестает казаться чудом. Основополагающие
качества его дара – глубокий интеллектуализм
и тонкий артистизм.
Глинка вскоре пришел к идее писать «большую русскую оперу», подразумевая под этим произведение высокого, трагического жанра.
Первоначально (в 1834) тема подвига Ивана Сусанина, указанная композитору В.А.Жуковским, обрела вид сценической оратории из трех картин: село Сусанина, столкновение с поляками, триумф. Однако затем Жизнь за царя (1836) стала настоящей оперой с мощным хоровым началом, что соответствовало традиции национальной культуры и во многом предопределило дальнейший путь русской оперы.
«Глинка первым из русских авторов решил проблему сценической музыкальной речи, а что касается музыкальных «номеров», то они, написанные в традиционных сольных, ансамблевых, хоровых формах, оказались наполнены столь новым интонационным содержанием, что ассоциации с итальянскими или иными моделями были преодолены. Кроме того, в «Жизни за царя» была преодолена стилистическая пестрота предшествующей русской оперы, когда жанровые сцены писались «по-русски», лирические арии «по-итальянски», а драматические моменты «по-французски» или «по-немецки»2 .
1.3 Опера и балет в Мариинском театре
По высочайшему повелению императрицы Екатерины II Российский театр нужно чтоб был не для одних комедий и трагедий, но и для опер» . Указом от 12 июля 1783 года российской труппе, выступающей в специально построенном Большом (Каменном) театре, положено «давать в год по одной или по две оперы серьезные и по две новые оперы комические.
Эта дата
и является началом истории Мариинской
оперной труппы.На сцене петербургского
Большого театра главенствовала в основном
итальянская опера.
Когда в Большом каменном театре в Санкт-Петербурге показывали одну из опер Сальери, в газетах появилось сообщение об участии в спектакле «приезжей великанши».Вот такими же эпитетами можно сравнить Чечилию Бартоли, которой не так давно восхищались меломаны Москвы и Петербурга. Вообще, Большой Каменный театр, который считается преемником Мариинского, во времена Екатерины II всегда был полон. Помните – у Пушкина – «театр уж полон, ложи блещут» - это ведь именно о Каменном театре писал поэт. Все лучшие места в театре были заняты по абонементу – три ряда кресел выкупали на весь сезон, и назывались они годовыми. Одно кресло стоило 2 рубля 50 копеек. В них сидели одни старики, важные государственные сановники. Офицеры гвардии и все порядочные люди помещались в партере на скамьях, за каждое место они платили по рублю. А кто, интересно, располагался в ложах? Ложи абонировали целыми семьями. Домочадцы не заботились о своих вечерних туалетах. Дамы были в чепчиках, их мужья – в атласных халатах. У театралов были свои кумиры. В обязательном порядке. Все они делились на театральные партии – как делились и враждовали поклонницы Лемешева и Козловского. За каретами кумиров – в основном, певиц и балерин, - бегали, останавливали их, выражали свои похвалы и ссорились на улице за превосходство каждой актрисы. Такие вот порядки установились - как бы сами собой – в екатерининские времена. И именно в эпоху Екатерины II итальянская опера стала полновластной хозяйкой на русской сцене.
Но наряду
с операми зарубежных композиторов постепенно
стали появляться произведения русских
авторов: "Орфей", "Ямщики на подставе"
Евстигнея Фомина, "Мельник - колдун,
обманщик и сват" Михаила Соколовского,
"Несчастье от кареты" Василия Пашкевича.
Историческая роль первых оперных опытов огромна: в них зарождались элементы русского музыкально-драматического стиля, получившего развитие в творчестве композиторов ХIХ века. На петербургской оперной сцене с иностранными солистами уже блистали русские певцы - Елизавета Сандунова, Антон Крутицкий, Василий Самойлов, Петр Злов. С их именами связано начало формирования отечественной исполнительской школы.
Как уже описано выше, 27 ноября 1836 года на сцене петербургского Большого театра увидела свет опера М. Глинки "Жизнь за царя"; ровно шесть лет спустя, 27 ноября 1842 года, здесь же впервые прозвучала вторая опера композитора - "Руслан и Людмила".
В них впервые сочетались мастерство и подлинная доступность, демократичность. Эти оперы знаменовали собой рождение отечественной оперной классики..
Большую роль в развитии русского оперного театра, воспитании певцов, создании оркестра высочайшего класса сыграла деятельность Эдуарда Направника, более полувека (1863-1916) посвятившего служению Мариинскому театру .
Направник вырастил великолепный творческий коллектив, способный на исполнение не только опер и балетов, но и сложных концертных программ.
На сцене
Мариинского театра впервые увидели свет
оперы "Каменный гость"(1872) А. Даргомыжского,
"Юдифь"(1863), "Рогнеда" (1865), "Вражья
сила" (1871) А. Серова, большая часть опер
Н. Римского-Корсакова, "Борис Годунов"
(1874), "Хованщина" (1886) М. Мусоргского,
"Князь Игорь" (1890) А. Бородина, "Демон"
А. Рубинштейна, все оперы П. Чайковского
(премьерой "Чародейки" дирижировал
сам автор) и другие замечательные творения
русской оперной музыки.
Широко представлены были в репертуаре и лучшие оперы западноевропейских мастеров. Специально по заказу Мариинского театра Джузеппе Верди в 1862 году написал оперу "Сила судьбы", где она и была впервые исполнена. На премьере присутствовал сам композитор.
Судьба опер Рихарда Вагнера в России оказалась тесно связанной, прежде всего, с Мариинским театром.
Там состоялось первое знакомство российских слушателей не только с Вагнером-композитором, но и с Вагнером-дирижером. В 60-е - 70-е годы XIX века Мариинская опера познакомила публику с ранними реформаторскими произведениями композитора, а на рубеже столетий здесь целиком прозвучало грандиозное творение Вагнера - тетралогия "Кольцо нибелунга".
Конец 19 — начало 20 вв. в театре связан и с расцветом балетного искусства. Петербургская балетная труппа переехала в здание театра в 1885-1886, когда ею уже около пятнадцати лет руководил М.Петипа .
Его блистательные постановки, особенно балетов композиторов-симфонистов П.Чайковского и А.Глазунова раскрыли талант танцовщиц многих поколений. На рубеже веков гордость и славу балетной труппы составляли всемирно известные танцовщицы и танцовщики: А.Павлова, М.Кшесинская, О.Преображенская, Т.Карсавина, О.Спесивцева, А.Ваганова, В.Нижинский, Н.и С.Легат.
Первые послереволюционные годы были тяжелым временем для театра. Особенно пострадала балетная труппа — ее покинули почти все ведущие артисты
Возрождение балета в театре было связано с именем Ф.Лопухова. За годы его работы балетмейстером-руководителем (1922-1931) были восстановлены многие классические балетные спектакли и осуществлены экспериментальные постановки: Ночь на Лысой горе (на муз. М.Мусоргского), Байка про лису, петуха, кота да барана (муз. И.Стравинского), Пульчинелла (муз. Д.Перголези), Ледяная дева (муз. Э.Грига), Танцсимфония (Величие мироздания) на музыку IV симфонии Л.Бетховена.
Пополнение театра талантливой молодежью обеспечивало хореографическое училище, где с 1917 начала преподавать А.Ваганова. Среди новых балетных актеров были О.Иордан, Т.Вечеслова, Г.Уланова, Н.Дудинская, Ф.Балабина, А.Шелест, В.Чабукиани, А.Ермолаев, К.Сергеев, Н.Зубковский, ставшие позже украшением советской и мировой сцены.
1.4 Преобразование Мариинского
Вернёмся на Театральную площадь тех времён, когда она ещё называлась Карусельной. В 1775 году императрица Екатерина II издала указ о проектировании и строительстве Городского каменного театра. Проект поручили архитектору Ринальди. За строительство взялся его ученик Деденёв. Но Деденёву сильно не повезло – он упал со строительных лесов, и достраивали театр уже под руководством другого архитектора.
Большой Каменный театр пришёлся по вкусу жителям Санкт-Петербурга: он радовал глаз эстетов, - здание украшали мраморные статуи, - это придавало его облику некую помпезность. Зрительный зал был небольшой, а сцена - была оборудована по последнему слову техники.
14 сентября
1859 года Мариинский театр стал собственно
Мариинским. По царскому указу он стал
называться так в честь супруги императора
Александра II.
Отстроенный после пожара бывший театр-цирк - Мариинский театр – стал эпицентром музыкальной жизни Петербурга и всей Европы.
На его сцене блистали Шаляпин, Фёдор Стравинский, тоже бас – отец композитора Игоря Стравинского, Ершов, Собинов, Николай Фигнер и Медея Фигнер, здесь ставил свои балеты Мариус Петипа, танцевал знаменитый Михаил Фокин, дирижировал Направник.