Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.
Введение.......................................................................................................3
1.Императорский театр................................................................................4
1.1Появление Театра:исторический экскурс.............................................4
1.2Новый «Большой театр».........................................................................5
1.3 Опера и балет в Мариинском театре....................................................6
1.4 Преобразование Мариинского.............................................................10
2. Архитектура Мариинского театра.........................................................12
2.1 Театральная площадь: исторический экскурс....................................12
2.2 Архитектурный облик "Мариинки"....................................................13
Заключение.................................................................................................16
Список литературы....................................................................................19
В советскую эпоху Мариинский театр был переименован в Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, но от этого переименования не утратил всё то лучшее, чем был богат в дореволюционные годы.
Сейчас театру возвращено историческое название Мариинскийю
Здесь так же шумно проходили и проходят премьеры, здесь кипели и кипят страсти среди публики, и сейчас не так-то просто.
Несколько лет Мариинский театр с успехом проводит фестиваль «Звёзды белых ночей». Праздник неизменно собирает аншлаги.
«Вы никогда
не спутаете оркестр Мариинского с каким-либо
другим,… Ни в каком другом оркестре нет
таких бесстрашных медных духовых, таких
резонирующих арф, такого зрелого звучания
струнных. Ни один оркестр не создаёт такого
глубокого, такого объёмного звука» , -
написал критик газеты «Файнэншнл таймс»3
.
2. Архитектура Мариинского театра
2.1 Театральная площадь: исторический экскурс
Одним из красивейших зданий Санкт-Петербурга и самых известных театров Европы считается Мариинский театр.
Классические и авангардные постановки, красота и великолепие самого здание, интерьера, отделки, костюмы, разработанные одними из лучших в Европе театральных художников – это все стоит того, чтобы посетить символ русской культуры – Мариинский театр.
Не совсем обычная для театрального интерьера расцветка тоже притягивает в Мариинский театр гостей и жителей города. Голубые и синие тона интерьера, занавеса вместо классических красных и бордовых «раздвигают» пространство Мариинского театра, напоминая об открытых пространствах небесного купола.
История постройки Мариинского театра, уходит в XVIII век, когда на месте нынешнего театра еще не было никакого здания, только место, уже определившееся для развлечений, народных гуляний, конных действ и выступлений итальянской оперной труппы . Тогда это место называлось площадь Карусель.
Позже, по приказу императрицы Екатерины Великой на месте небольшого деревянного здания, где проходили выступления, был построен Каменный театр, называемый тогда не Мариинским, а Большим. Уже тогда это был один из красивейших театров Европы. А площадь перед этим театром назвали Театральной.
Здание театра за долгие годы своего существования претерпело ряд координальных изменений.
Оно было построено на месте цирка Гверра по заказу Дирекции императорских театров по проекту архитектора А. Кавоса. Здесь разместился новый театр-цирк.
Техническое оснащение и интерьер зала были достаточно впечатляющими.
. Однако своего назначения театра, Мариинский театр так и не терял, потому что здание было спроектировано так, чтобы можно было вести и театрализованные представления. Через десять лет цирк сгорел, и после этого здание восстанавливалось только как театр.
К 1854 году цирковые представления прекратились, и театр был переоборудован.
Но в таком виде театр просуществовал недолго, в 1859 году возник грандиозный пожар.
2.2 Архитектурный облик "Мариинки"
А. Кавос составил новый проект реконструкции здания. Архитектор создал все удобства для именитых посетителей: царская ложа и ложа министра императорского двора получили самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы.
Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его пришлось надстраивать и перестраивать .
В XIX веке
здание театра дважды реконструировалось.Сделать
театр просторным и удобным взялся архитектор
Виктор Шретер, - в 80-х и 90-х годах 19-го столетия
под его началом были произведены две
масштабные реконструкции – надстроены
и расширены боковые флигели, были увеличены
вестибюль и главное
фойе, а главный «петух», из-за которого мог бы разгореться очередной пожар, - деревянные конструкции, заменили на металлические.
И вот ещё что – появилось центральное отопление и заработала вентиляция. Шретеру захотелось оставить свой след и на самом видном месте, - поэтому он убрал пилястры с главного фасада, а вместо них на постамент входа установил большой коринфский ордер. Фойе верхних ярусов оформили в стиле Людовика 16-го
По проекту В. Шретера в 1884-1886 так же перестроены закулисные помещения.
В 1894-1896 годы инженером Н. Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К лицевому фасаду пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе, а слева и справа от основного здания - флигеля.
Отделка зрительного зала, сохранившаяся без значительных изменений до наших дней, отличается богатством архитектуры декора.
Витые колонны, разорванные фронтоны, лепные украшения в виде женских головок, путти, масок и разнообразных орнаментов, фигуры атлантов, кариатиды центральной ложи все отличается высоким мастерством и виртуозностью рисунка.
Великолепие его зрительного зала вызвало восторженные отзывы прессы.
Однако развитие Мариинского театра не останавливалось, постоянно присоединялись новые постройки, он рос, дополнялся интерьер.
Интерьер Мариинского театра создавали лучшие художники того времени.
Великолепная
декоративная отделка зрительного зала
в основном сохранилась до наших дней.
Ослепительная белизна скульптур, мягкое
сияние позолоты, голубой тон обивок и
драпировок - таково
праздничное колористическое звучание зала. Яркий живописный плафон выполнен Э. Фрачиоли по эскизам профессора К. Дузи.
Плафон окружают портреты русских драматургов, они напоминают о том, что первыми постановками на этой театральной сцене были драматические произведения.
Громадная, трёхъярусная бронзовая люстра с хрустальными подвесками и канделябры изготовлены на пожертвования купца К. Плеске, награждённого золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге".
Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника А. Головина. В 1952 году художники С. Вирсаладзе и М. Зандин изменили цветовую гамму занавеса - тёмно-красного, сделав его сине-голубым, в соответствии с основным тоном декора зрительного зала. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено.
Поэтому сейчас Мариинский театр – это восхитительные переливы всех оттенков синего и золотого.
В конце 1960-х годов в ходе реконструкции по проекту С. Гельфера перестроена сцена - от фундамента до колосников. Подъёмный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют разнообразно использовать оркестр и добиваться сложнейших декоративных эффектов.
Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередной технической реконструкции.
Строительство второй сцены Мариинского театра вызывает множество дискуссии и заслуживает, пожалуй, отдельного исследования.
Итак, Мариинский - один из старейших музыкальных домов Европы, на сцене которого веками творилась культура - та самая великая классическая русская музыка, классический русский балет.
"Домом Петипа" называют Мариинку во всем мире, но так же эту сцену можно считать и "Домом Чайковского, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова", чьим творениям Мариинский театр давал блестящую долгую жизнь.
История этой культуры началась более двух веков назад, когда в имперской столице Санкт-Петербурге по указу Екатерины Великой от 12 июля 1783 года открыли Большой театр.
Первый же спектакль этого театра был создан блестящим тандемом итальянских знаменитостей: композитором Джованни Паизиелло и драматургом Карло Гольдони - опера с парадоксальным для XVIII века названием "На луне".
С тех пор история Мариинского театра складывалась исключительно как передовое и актуальное искусство своего времени.
Мировые премьеры были нормой петербургской сцены, причем не только в сфере русской музыки: Верди написал специально для Мариинки "Силу судьбы", Вагнер лично дирижировал симфоническими фрагментами "Тристана и Изольды" и "Кольца", Мариинка была первой и до сих пор осталась единственной сценой в России, поставившей полностью тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунга". Берлиоз, Чайковский, Малер, Вагнер, Рахманинов, Сибелиус выходили к дирижерскому пульту Мариинкого театра.
И это уже в те годы придавало театру статус центра мировой культуры и его международный профиль.
Не случайно именно на Мариинской сцене вызрели в начале ХХ века "Русские Сезоны" Дягилева, ставшие не только самым известным брендом русской культуры в мире, но и самым крупным в истории ХХ века продюсерским проектом.
Эффектные подробности из прошлой жизни часто становятся "бронзовой" историей, но особенность 225-летнего возраста Мариинки в том, что театр не почивает на заслуженных лаврах, не прикрывается культурным прошлым, а творит с еще большим рвением современную историю.
Он пережил уже длительную "тень" советского времени, когда при всем своем художественном богатстве оказался в разряде нестоличного театра со всеми вытекающими последствиями.
Но театр не растерял свой артистический потенциал, аккумулировал силы, чтобы оказаться готовым к самому уникальному и быстрому в истории искусства взлету в верхний ряд главных оперных сцен мира. Произошло это после того, как двадцать лет назад труппу тогда Кировского театра возглавил Валерий Гергиев.
За несколько лет он превратил советский режимный театр в блестящий мировой бренд "Мариинский", который представляет Россию на сценах Лондона и Парижа, в Нью-Йорке и Зальцбурге, Токио и Лос- Анджелесе.
Бренд "Мариинский" означает теперь не только "Дом Петипа", но и "Дом Вагнера", "Дом Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Мусоргского, Римского-Корсакова".
"Мариинский" - это и один из лучших Симфонических оркестров мира, и Академия молодых певцов.
Это новый Концертный зал "Мариинка-3" с уникальной акустикой.
Это крупнейшие международные фестивали, среди которых "Звезды Белых ночей" и "Пасхальный".
Это артисты: Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, Анна Нетребко и Ольга Бородина, Владимир Галузин, Василий Герелло.
225 лет назад
по указанию государыни в театре готовили
шесть спектаклей в год. Нынешняя статистика
Мариинского театра по размаху напоминает
отдельную империю: в течение сезона -
до 362 спектаклей в родном Петербурге,
11-13 премьер в сезон, пять музыкальных
фестивалей со своими программами, гастроли
по регионам России (до 20 городов), ежегодные
туры в Японии, в Вашингтоне в Кеннеди-Центре,
в Германии в Баден-Бадене, Великобритании.
1.Антонова Б.Е. «Музыка в Санкт-Петербурге: история и современность». – СПб.: Питер, 2004 – 430 с.
2. Баранов В.К. «Музыкальная культура современной России» - М.: Музыка. 2001. – 320 с.
3.Данилец А.В. Мариинский теарт./Петеребургский разговор №10 2009
4. Зотов Р. Театральные воспоминания. СПб, 1898;
5. Карсавина Т.П. Воспоминания. – М.: Вагриус 2007 – 320 с.
6. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. — М.: Культура, 1958 – 280 с.
7. Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л. — М.: Культура 1963 - 220 с.,
8. Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1-2. Л.: Искусство, 1971, 1972 – 260 с;
9. Кшесинская М. Воспоминания. М.: Вагриус, 2004 – 320 с.;
10. Павлов И.С. Архитектура Петербурга. – М.: Наука 2003 – 320 с.
11. Пыляев С.М. Старый Петербург. – СПб.: Академия 2001 – 380 с.
12. Санкт-Петербург. Историко-географический атлас. – СПб.: Питер. – 280 с.
13. Тарановская М.З Архитектура театров Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1988 – 320 с.
14. Театр оперы и балета имени С.М.Кирова. Л., 1976 – 120 с.;
15. Ухов В.А. Мариинский театр. – М.: Театр. 2007 – 380 с.
16. Фомина Т.С. Музыка и музыканты. – М.: Вагриус. 2002. – 580 с.
1 Красовская В.М. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1-2. Л.: Искусство, 1971, 1972 – 260 с
2 Ухов В.А. Мариинский театр. – М.: Театр. 2007 – 380 с.
3 Данилец А.В. Мариинский теарт./Петеребургский разговор №10 2009