Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:42, реферат

Описание

Впервые слово “культура” появилось во втором веке до нашей эры в Риме (возделывание или обработка земли). Впервые слово “культура” как термин появилось в книге “Тускуланские беседы” М.Цецерона. Существует более 500 определений культуры. Культура – все, что человек создал. Перевый подход культуры действенный, второй – ценностный

Содержание

Введение 2
Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 5
Сравнение массовой и элитарной культур 10
Негативное влияние массовой культуры на общество 14
Положительные функции массовой культуры 18
Заключение 20
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

массовая культура.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Содержание 

 

    Введение

     Впервые слово “культура” появилось во втором веке до нашей эры в Риме (возделывание или обработка земли). Впервые слово “культура” как термин появилось в книге “Тускуланские беседы” М.Цецерона. Существует более 500 определений культуры. Культура – все, что человек создал. Перевый подход культуры действенный, второй – ценностный. Действенный подход – понимание культуры как деятельности человека, культура – деятельность. Ценностный – ориентирован на конечный продукт. Культура – это исторический определенный уровень развития общества, творческих сил человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

     Понятие “культура” весьма многозначно, имеет  различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

     Понятие “культура” необходимо раскрывать в  его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования  категорий “общественная практика”  и “деятельность”, связывающих  между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной формы движения материи.

     Если  признать, что одним из главных  признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной “полифонии” оказался не только большевизм, по своей природе не приемлющий какого-либо плюрализма. В условиях “индустриального общества” и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской машине, с помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации непрерывно “штампует” безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий “материал”. Если большевики и их последователи стремились насильственно превратить людей и некое подобие “винтиков”, то с середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер.

     Культура  современного общества - совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно.

     Феномен «массовой культуры» с точки  зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно1. В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности. К первым, во многом питаемым идеями Ф. Ницше, относились О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Н.А. Бердяев и многие другие. Вторые представлены уже упоминавшимися нами Л. Уайтом и Т. Парсонсом. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры — суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи — «духовно-практического освоения мира» (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что «массовая культура» провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности «массовой культуры» имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы «массовой культуры», особенно ее важнейшего элемента — массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.

 

      Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

 

      Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

      По  поводу истоков массовой культуры в культурологи существует ряд точек зрения.

      В качестве примера можно привести наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

  1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
  2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей (книги Д. Дефо,  М. Комарова).

      3. Большое влияние на развитие  массовой культуры оказал и  принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман.

      И все-таки, - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известному американскому политологу З. Бжезинскому принадлежит фраза, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные СШЛ дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

      Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. Как, например, американский социолог Д. Белл в своей книге «Коней идеологии» особенности современного общества определяет возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует несколько значений слова «масса»:

      1. Масса - как недифференцированное  множество (т.е. противоположность  понятию класс).

       2. Масса — как синоним невежественности (как об этом также писал X. Ортега-и-Гассет).

      3. Массы — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).

      4. Масса — как бюрократизированное  общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).

      5. Масса — как толпа. Здесь  заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар.

      И  Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.       

      Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Но он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, "глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего когда-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная информация». По словам Маклюэна, печатная техника — создала публику, электронная — массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

     Конечно, в наши дни масса существенно  изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается но аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

     В рамках массовой культуры можно выделить следующие сферы и проявления:

     - индустрия "субкультуры детства", направленная на формирование  стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

     - массовая общеобразовательная школа,  приобщающая учащихся к основам  научных знаний, отбор которых  происходит в соответствии с  типовыми программами, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

     - средства массовой информации, ставящие  целью под предлогом информирования  населения, объективной интерпретации  текущих событий формирование  необходимого "заказчику" общественного мнения;

     - система национальной или государственной  идеологии и пропаганды, манипулирующая  сознанием граждан в интересах  правящих элит и формирующая  массовые политические движения;

     - массовая социальная мифология,  переводящая сложные, требующие  специального изучения и соответствующей научной подготовки явления в пласт обыденного сознания, позволяющая "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т.п.;

     - индустрия рекламы, моды, формирующая  стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

     - индустрия физического имиджа: массовое  физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т.п.;

     - индустрия досуга: массовая художественная  культура (приключенческая, детективная  и бульварная литература, аналогичные  жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия,  цирк, туризм и т.п.), с помощью  которой достигается эффект психологической релаксации человека1 .

     В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма  массовой коммуникации как Интернет, который становится глобальным средством  распространения продуктов культуры. Его появление меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия еще нуждаются в соответствующем исследовании.

Информация о работе Массовая культура