Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:42, реферат

Описание

Впервые слово “культура” появилось во втором веке до нашей эры в Риме (возделывание или обработка земли). Впервые слово “культура” как термин появилось в книге “Тускуланские беседы” М.Цецерона. Существует более 500 определений культуры. Культура – все, что человек создал. Перевый подход культуры действенный, второй – ценностный

Содержание

Введение 2
Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 5
Сравнение массовой и элитарной культур 10
Негативное влияние массовой культуры на общество 14
Положительные функции массовой культуры 18
Заключение 20
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

массовая культура.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

 

      Положительные функции массовой культуры

     Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является «массовая культура».

     Отвечая общему духу времени, она, в отличие  от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших  отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» — появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга», обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

     Превратившись в товар для рынка, враждебная всякому роду элитарности «массовая  культура» имеет целый ряд  отличительных черт. Это прежде всего ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на «человека с улицы». Для выполнения своей функции — снятия сильных производственных стрессов — «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

     Массовая  культура в состоянии сегодня  играть и положительную роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных (и общечеловеческих) ценностей, или будет довольствоваться обретенными суррогатами масс-культуры – это уже напрямую зависит от самой личности. Исключительная роль здесь принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому образованию. В этом отношении надо отметить, что большинство работ по исследованию массовой культуры рассматривает проблему ее воздействия на личность недостаточно полно, а именно: не учитывается факт, что современная социальная наука реабилитирует повседневность и обыденное практическое сознание. То есть: критика массовой культуры и обыденного сознания и в науке, и в практике (особенно в образовательной сфере) должна иметь и позитивно-социальную направленность.

     Так, начиная с 70-х годов ХХ века, противопоставление массовой и традиционной культуры сменяется  идеей культурной конвергенции. А  еще раньше, в шестидесятые, зарождается  тенденция формирования субкультур, которая опровергает идеи унификации культуры, и подтверждает тезис о внутренних противоречиях и предпосылках саморазрушения массовой культуры.

     Заключение

     Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают  обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

     Безусловно, массовая культура имеет свои положительные  моменты. Развлекая, доставляя чувственное  удовольствие, она дает человеку возможность  забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

     Распространение массовой культуры не означает изчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли,Р. Брэдбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

     - социальные процессы, способствующие  появлению и развитию массовой  культуры;

     - отличие массовой культуры от народной;

     - влияние технологической революции;

     - фактор моды в распространении  продуктов массовой культуры;

     - социальные и психологические  механизмы массовой культуры;

     - роль мифологем.

     В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

     Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии  в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии были приобщиться  к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. В ситуации принципиально изменившихся форм трансляции социокультурного опыта, когда на смену персонализированной его трансляции от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная, содержание вынужденно унифицируется, упрощается вследствие необходимости его "перевода" с языка специализированного, которым влдадеют немногие, на язык обыденного понимания. Бурно развивавшиеся параллельно с этими процессами средства массовой коммуникации привели к созданию индустрии массовой культуры.

     Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.

 

      Литература

    1. Культурология»,// Ред. А.А. Радугина «Москва «Центр» 2001 г.
    2. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
    3. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.-с. 147-154.
    4. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов/ А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
    5. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции, Высшая школа культурологии, 1999
    6. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека, Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.
    7. Марченко Ю.Г., Мамай И.И. «Культурология», Новосибирск «РАН» 1995 г.
    8. Кравченко И.Т. Культурология», «Академический проект» 2000 г.
    9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. «Культурология в вопросах и ответах», Москва «Центр» 2001 г.

Информация о работе Массовая культура