Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:58, контрольная работа

Описание

Цель работы: комплексное изучение понятия массовой культуры.
Объект работы: массовая культура, как историческое явление.
Предмет работы: особенности, структура и уровни массовой культуры.
Данной работе посвящена обширная литература. Авторами по данной проблеме являются: Володина Л. В, Орнатская Л. А., Каган М.С., Солонин Ю.Н., Коган И. Л., Лавриненко В.Н., Ратников В. П., Семенова Т. О. Смольская Е. П., Шагинская, Е. Н.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- ознакомиться с некоторыми теориями возникновения массовой культуры как социального феномена;
- раскрыть понятие массовой культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теории возникновения массовой культуры как социального феномена……..5
2. Понятие массовой культуры……………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………….………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Массовая культура.docx

— 45.08 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теории возникновения  массовой культуры как социального  феномена……..5

2. Понятие массовой  культуры……………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………….………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  работы. Словосочетание «массовая культура» есть название социального феномена, существование которого, как правило, не подвергается сомнению. Это включенный в культурное обращение с конца сороковых годов символ, обозначающий как в философской литературе, так и в социальной публицистике квазиочевидное содержание. В роли «доказательства» существования особой «массовой культуры», возможного лишь через подтверждение ее качественных отличий от некоей культуры вообще, выступает до настоящего времени убеждение в ее существовании и эмпирические иллюстрации этого убеждения: «идолы» и «звезды» досуга, стандартизация обывательского быта, крайняя институционализация общения и т. п.

     Несмотря на то, что представление о «массовой культуре» заимствовано из западной публицистики, высказывается тезис о существовании проблемы «массовой культуры» в социалистическом обществе. В рамках данной работы мы попытаемся определить предмет социально-философского исследования понятия «массовая культура».

     Массовая  культура – историческое явление, ее часто рассматривают как некоторый итог развития буржуазной культуры, как результат ее технизации и включения в систему рыночных отношений. Вместе с тем массовая культура несет в себе обесценивание классических ценностей и, прежде всего, среднего класса как наиболее полномочного их носителя. Буржуазия завоевывала свою историческую позицию под знаком этики, утверждающей культ труда, предприимчивость, прочность семейных уз, личную самодостаточность и личные инвестиции в общее дело («общее благо»), и все эти ценности связывались с отказом от поисков непосредственного удовольствия, наслаждения. Достаточно вспомнить буржуазный пуританизм, ярко описанный в литературе.

     Актуальность  темы реферата не вызывает сомнений. Такой  специфический структурный феномен, как массовая культура, выделяет ХХ в. среди прочих исторических эпох и  заслуживает особого внимания в  свете проблем современного общества.

     ХХ  век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через  электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные  изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении  единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых  потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная  личность человека индустриального  общества стала динамичной. Этот переворот  произошел на культурном уровне в  рамках сложного культурно-социального  феномена ХХ века - массовой культуры.

     Цель  работы:  комплексное изучение понятия массовой культуры.

     Объект  работы:  массовая культура, как историческое явление.

     Предмет работы:  особенности, структура и уровни  массовой культуры.

     Данной  работе посвящена обширная литература. Авторами по данной проблеме являются: Володина Л. В, Орнатская Л. А., Каган М.С., Солонин Ю.Н., Коган И. Л., Лавриненко  В.Н., Ратников В. П., Семенова Т. О. Смольская Е. П., Шагинская, Е. Н.

     Поставленная  цель определила следующие задачи:

     - ознакомиться с некоторыми теориями возникновения массовой культуры как социального феномена;

     -    раскрыть понятие массовой культуры. 
 

  1. Теории  возникновения массовой культуры

    как социального феномена 

     Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний  день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой  культуры». Авторы большинства из них  склонны рассматривать ее как  особый социальный феномен, имеющий  свой генезис, специфику и тенденции  развития.

     Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения  массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская  полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории  массовой культуры не существует1. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей.

     Вероятно, точкой отсчета в появлении и  развитии массовой культуры следует  все же считать конец XIX – начало XX века. Полагается, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, тиражи газет, журналов), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов2.

     К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят детективный  жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ начали публикацию произведений, которые получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В самом конце XIX века в Соединенных Штатах Америки появляется такая форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в США.

     Как и в случае с традиционной культурой  универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Дело в том, что как научно-философская  категория, «массовая культура»  включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как  степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

     Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру  и уровни. Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

     В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Маркузе  и др.) дают негативную оценку этого  феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное  восприятие действительности. Такая  позиция аргументируется тем, что  в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном  пространстве вокруг индивида. Кроме  того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности  становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят  также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном  на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

     Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: она притягивает  к себе массы, не умеющие продуктивно  использовать свое свободное время; создает своего рода семиотическое  пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между  членами высоко технологичного общества.

     И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно  негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему  «белое – черное». В этом заключается  одна из главных проблем анализа  массовой культуры.

     Существуют  довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения  «массовой культуры». Некоторые  считают ее извечным побочным продуктом  культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо  больше оснований имеют попытки  связать возникновение «массовой  культуры» с научно-технической  революцией, породившей новые способы производства. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью3.

     Таким образом, несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб.

2. Понятие массовой культуры

     Термин  «массовая культура» используется в разных контекстах, поэтому в  самой культурологии возникла необходимость  уточнения этого термина. Определения  массовой культуры условно можно  разделить на качественные и количественные4.

     В основе качественных определений лежит  оценка массовой культуры. Массовая культура противопоставляется здесь элитарной  по определенным этическим и эстетическим критериям. Массовая культура отличается от элитарной тем, что обращается не к специализированному, а к  обыденному, нерефлексирующему сознанию, в котором осмысляемое трансформируется в соответствии с некритически усвоенными схемами. С точки зрения эстетической ценности произведений масскульта его  принято оценивать как профанацию культуры, ориентированную не на шедевры, как традиционное искусство, а на заведомо заурядные (а главное, кассовые) произведения. Это противопоставление, оформившееся еще в начале ХХ в., сохраняет свое значение и в настоящее  время, когда элитарная культура утратила свою аутентичность и если и существует, то воспроизводится  по правилам массовой культуры.

     К числу качественных определений  можно отнести и те определения, где массовая культура рассматривается  как положительное явление. Идее массовой культуры как опошлению  «подлинных» ценностей здесь  противопоставляется идея демократизации культуры, делающая высокие ценности доступными для массового человека и тем самым облагораживающая его.

     Для количественных определений характерен пафос дистанции, иногда плохо скрываемый. Эти определения подчеркивают, прежде всего, формальные признаки массовой культуры. Здесь можно выделить два основных подхода. Первый предлагает рассматривать  массовую культуру как все то, что  передается через средства массовых коммуникаций. Главный критерий здесь – массовость, достигаемая с помощью средств массовых коммуникаций, а не качество того, что распространяется. Поэтому массовая культура здесь – не только то, что по оценкам экспертов изначально определяется как «низкое». Это и рассказ элитарного писателя, напечатанный в популярном еженедельнике, и книга философа, выпущенная большим тиражом в виде карманного издания, и концерт оперной певицы, транслируемый по радио или телевидению. Это даже может быть и «живой» концерт, например выступление на площади или стадионе – но лишь постольку, поскольку передача информации здесь осуществляется посредством специальной техники, расширяющей обычный диапазон восприятия5.

     Интерпретация «высокой» художественной культуры в культуре массовой происходит в  той форме, которая приемлема  для массового сознания, и такой  формой становится профанация, в которой  произведения серьезного искусства  лишаются своих исходных смыслов  или сводятся к набору общепринятых штампов. Профанация элитарного происходит, в частности, при тиражировании  того, что создавалось как уникальное.

     Второй  подход определяет массовую культуру через рынок6. Массовая культура – все то, что продается и пользуется массовым спросом. Здесь оказывается огромное число произведений из разных жанров, представленных в рекламно-эстрадном варианте. Безусловно, что подлинно популярным произведение делает его «раскрутка», то есть количество сопутствующей информации и мероприятий (чаще «презентация-банкет») с использованием средств массовой информации – СМИ. Здесь опять же снимается вопрос о качестве продаваемого. Материально-экономическая составляющая в такой культуре первична, она служит критерием оценки и значимости произведения. Чем выше затраты на произведение, тем больше это должно вызывать восторг и уважение потребителя. Другим показателем успешности того или иного произведения является его прибыльность. Произведения В. Скотта и М. Твена, с этой точки зрения, вполне можно было бы отнести к массовой культуре, поскольку на своих работах им удалось сколотить неплохое состояние, а их неудачливых современников – нет.

Информация о работе Массовая культура