Массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:58, контрольная работа

Описание

Цель работы: комплексное изучение понятия массовой культуры.
Объект работы: массовая культура, как историческое явление.
Предмет работы: особенности, структура и уровни массовой культуры.
Данной работе посвящена обширная литература. Авторами по данной проблеме являются: Володина Л. В, Орнатская Л. А., Каган М.С., Солонин Ю.Н., Коган И. Л., Лавриненко В.Н., Ратников В. П., Семенова Т. О. Смольская Е. П., Шагинская, Е. Н.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- ознакомиться с некоторыми теориями возникновения массовой культуры как социального феномена;
- раскрыть понятие массовой культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теории возникновения массовой культуры как социального феномена……..5
2. Понятие массовой культуры……………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………….………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Массовая культура.docx

— 45.08 Кб (Скачать документ)

     Количественные  определения массовой культуры так  и не смогли однозначно ответить на вопрос, что такое массовая культура. Это явление оказалось значительно  более сложным, чем это представлялось поначалу, динамичным и далеко не прозрачным. Но сам феномен массовости им удалось  описать достаточно полно, выделив  два его главных основания: рынок  и технику, которые стали рассматриваться  и как факторы, предопределяющие особое качество и функции массовой культуры.

     Вместе  с массовой культурой появляется новая модель духовности: с культом  наслаждения, свободного времени, комфорта, достатка, личного эгоизма и потребления, и эта модель становится основной моделью, определяющей поведение средних  классов и буржуазии в целом. В литературе это явление было определенно как смерть мещанства. Массовая культура означала по существу процесс выкорчевывания, «искоренения»  буржуазии как класса: буржуазии  не стало, остались одни буржуа. Ибо  существование буржуазии как  класса было связано с особым этосом, с особым корпоративным самосознанием, которое реализовывалось, прежде всего, в особой форме жизни, и в основании  этого этоса лежала вера в особое предназначение. То же можно сказать  и о рабочем классе. Он также  лишился своего этоса. Массовая культура, таким образом, лишила исторического  смысла существование двух наиболее активных сил истории, не дав при  этом никакой замены. Таким образом, человек, ограниченный миром ценностей  массовой культуры, отрывается от исторического  процесса, от исторических целостностей, которые с ним связаны – от Церкви, семьи, школы, государства, армии и т.д. Массовая культура отодвигает их в сторону, как и весь спектр обязанностей, связанных с принадлежностью к этим общностям, выдвигая на первый план законы потребления.

     Пространство  и время массовая культура представляет человеку как нечто относительное, подвижное, шаткое, лишенное постоянных измерений. Последовательность и сорасположенность  событий перестали быть значимыми, события оказалось возможным  располагать в каком угодно, произвольном порядке. Далекое массовая культура сделала близким, то, что когда-то было и по законам физики необратимо, она может многократно возвращать, каждый раз делая его одним  из моментов в сумме моментов «теперь».

     Лишая человека чувства укорененности  в пространстве и времени, массовая культура включает его в особого  рода игровую ситуацию, уничтожающую разницу между игрой и реальностью. Выдвижение на первый план культуры игры-зрелища  идет в паре с уменьшающимся значением  труда. Великим ценностям, как сказал один из критиков массовой культуры, дан  отпуск, из которого рождается ценность великого отпуска. С массовой культурой  рождается новый вид нигилизма  – эгоизм, в основе которого лежит  установка на личное счастье. Это  культура, которая направлена против всяких надындивидуальных ценностей, подменяющая подлинное участие  в мире иллюзорным, игровым. Таким  образом, массовая культура представляет собой специфическую индустрию, производящую «массового» человека, заимствующего «свои» мысли из радио- и телепередач, газет и рекламы, и который превращается в простого исполнителя заданных ролей с  атрофированной личностью.

     Смешение  культуры и политики может принять  два разных направления. Оно может  сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.

     Массовая  культура - понятие, характеризующее  особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненного ему (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией) как своей цели. Она является эволюционным этапом, к которому новоевропейская культура подошла на рубеже XIX—XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе устранив всех конкурентов. Для того чтобы можно было говорить о наличии массовой культуры, необходимо, чтобы на историческую арену явился ее презентант — историческая общность, именуемая массой, а также чтобы доминирующее значение обрел соответствующий тип сознания — массовое сознание. Масса и массовое сознание связаны и не существуют изолированно друг от друга. Они выступают одновременно и «объектом», и «субъектом» масскульта. Именно вокруг массы и массового сознания закручивается его «интрига» 7.

     Массовая  культура  буквально «ведет» человека по жизни. Он неусыпно «следит» за ним, но в то же время «поддерживает» его. Лишая возможности выбора, массовая культура избавляет от мук сомнений. Колебания, сложности выбора чреваты  остановкой, срывом, а значит, возникновением угрозы социального хаоса. Революций  в минувшем веке мир знал немало, и, как любые социальные крупномасштабные изменения, они принесли неисчислимые страдания. Масскульт избавляет  нас от подобных эксцессов, выступая гарантом, в некоторых случаях  единственным, социального спокойствия.

     недифференцированное  множество;

     толпа, поведение которой подчиняется  своеобразному «массовому психозу», основывается не на разуме, а на страстях;

     публика, т.е. группа людей, объединенная чисто  внешним и случайным признаком;

     синоним невежественности, некомпетентности;

     механизированное  общество, продукт машинной техники  и массового производства, в котором  человек утрачивает свою неповторимую индивидуальность и становится маской, простым исполнителем своей профессии;

     «сверхорганизованное», бюрократизированное общество, где  господствует тенденция к единообразию и отчуждению, все решения принимаются  наверху, а остальная часть общества приобретает черты «стадности».

     «Массовая культура» — это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в «массовом  обществе», ориентированное на их массовое потребление. Важно отметить, что  такое производство культурных ценностей  понимается как прямая аналогия материального  производства в условиях поточно-конвейерной  организации труда. Массовая культура рассчитана на потребление всеми  людьми, независимо от места их проживания. Естественно, это означает снижение уровня соответствующих культурных ценностей: так называемые «мыльные оперы» являются характернейшим образцом продукции такого рода. Не менее  естественно и то, что «массовая  культура» ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования  сознанием потребителя. «Массовая  культура» может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы»  новые, неведомые ей ранее потребности, формировать вполне определенные стандарты  эстетического вкуса.

     Массовую  культуру однозначно оценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культура неоднородна. Продукция, построенная по пресловутому принципу «два притопа, три прихлопа», соседствуют  здесь с вполне достойными с художественной точки зрения произведениями (детективы  А.Кристи и Б.Акунина, фильмы М.Скорсезе, Д.Кэмерона, мюзиклы Уэббера и  т.д.).  С одной стороны, низкопробные поделки действительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. Именно поэтому в нем нередко используется минимум изобразительных средств. С другой стороны, впервые культурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как бы «вне культуры».

     Феномен массовой культуры существует, а телевидение  является самым эффективным средством  тиражирования и распространения  этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована  на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой  большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием  внушения, орудием социальной дрессировки  человека.

     Массовая  культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в  человеческом обществе. Происходит отказ  от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального  общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип  пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это  и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

     Массовая  культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к  искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали  от жизни, а не раскрывали ее смысл.

     Существует  мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию  образ. Этот термин характеризует такой  тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира.

     Несмотря  на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая  базируется на определенных философских  основаниях.

     В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают  контркультуру. Х.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современной  жизни кроется глубочайшая и  возмутительнейшая неправда – ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном...».8

     Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что массовая культура - это  культура масс, культура, предназначенная  для потребления народом; это  сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна  подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями  моды. Массовая культура обращается к  широкой аудитории, апеллирует к  упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы  быть народным искусством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе работы автором сделаны следующие  выводы:

     Термин «массовая культура» производит впечатление того, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается, на самом деле представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием. Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер. Духовная продукция для масс навязывает им определенные нормы и ценности как основу их повседневной жизни, при этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Ее стараются делать красивой, привлекательной, эстетичной, забавной или ироничной. Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и интригует его, и вместе с тем уводит человека в мир грез и иллюзий, и, что самое главное, она заполняет его свободное время. Человек оказывается пленником этой культуры, которая заботливо производится для него средствами массовой коммуникации. Причем это такой плен, из которого никто не пытается и не хочет пытаться вырваться.

     Очень часто массовую культуру понимают ограниченно – как низкопробное зрелищное искусство, ориентированное на широкий рынок. Но масскульт представляет собой не только произведения массового искусства, это и образ жизни, и способ духовного потребления. Как правило, под красивой внешней оболочкой скрывается главная – идеологическая функция массовой культуры, которая заключается в формировании выгодных обществу ценностных ориентаций личности. Одним из назначений массовой культуры выступает, таким образом, «организация» свободного времени человека для интенсивного идеологического воздействия на него. Поэтому массовая культура отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Она приспосабливается к меняющейся исторической ситуации. Таким образом, массовая культура переходит от первоначальной, примитивной своей формы на более высокую ступень поп-культуры.

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Володина, Л. В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации // Российская массовая культура конца ХХ века/Л.В. Володина - Материалы круглого стола. -  СПб., 2001. -  172 с.
  2. Орнатская, Л. А. Массовая культура и дух эпохи // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола/ Л.А. Орнатская. - Санкт-Петербург. СПб., 2005. – 186 с.
  3. Каган, М.С., Солонин, Ю.Н. Культурология: Учебник/ М.С. Каган, Ю.Н. Солонин.  - М. : Высшее образование, 2007.  – 371 с.
  4. Коган, И. Л. Cборник статей по культурологи/ И.Л. Коган. - Минск, УрГУ, 2003. – 362 с.
  5. Лавриненко, В.Н., Ратников, В. П., Юдин, В.В. Философия в вопросах и ответах/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. -- М.: 2003. – 312 с.
  6. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 236
  7. Семенова, Т. О. Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола/  Т.О. Семенова. - СПб., 2006. – 211 с.
  8. Смольская, Е. П. Массовая культура»: развлечение или политика?/ Е.П. Смольская.  - М., 1996. – 247 с.
  9. Шагинская, Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий/ Е.Н. Шагинская. – М., 2005. – №2. – 197 с.

Информация о работе Массовая культура